"Уйти нельзя жениться" / "Женитьба" в ШДИ

Выпуск №7-217/2019, Премьеры Москвы

"Уйти нельзя жениться" / "Женитьба" в ШДИ

В «Школе драматического искусства» состоялась премьера «Женитьбы» Н.В. Гоголя. Режиссер Александр Огарев, усилив авторский юмор средствами театра и придав спектаклю мистические ноты, на главную коллизию сюжета предлагает взглянуть серьезно. В самом деле, женитьба - «это не так легко, как говорят».

С первых минут в спектакль входит подсознание героев. Прежде всего, этому способствует хор (хормейстер Светлана Анистратова) с оригинальными напевами на манер народных (композитор Павел Карманов) и музыка вообще. На смотринах то и дело прорывается марш Мендельсона - общее для всех женихов не высказанное словами стремление. Театр теней визуализирует мечты и страхи героев. Свою невесту Подколесин видит идиллическим силуэтом, играющим на пианино. Причудливые тени появляются и в прихожей Агафьи Тихоновны - таковы женихи в измученной фантазии девушки. Выйдя из-за ширмы, они оказываются обычными людьми и робеют не меньше невесты. Огарев не устраивает парада карикатурных стариков. Он находит юмор не в странности героев, а в неловкой ситуации, в которую они попали. Возраст молодых актеров становится возрастом их персонажей. Подколесин в исполнении Игоря Яцко хотя и старше других претендентов, но и он, что называется, мужчина в самом расцвете сил.

Мы видим Подколесина в спартанской обстановке (художник-постановщик Ася Скорик): надворный советник спит на полу на тонком матрасике, а под голову кладет книгу. Женитьба сулит ему не только хорошенькую жену со всеми ее прелестями, но и перемену быта, что всегда и у всех вызывает противоречивые чувства. Яцко существует в противофазе ко всему спектаклю: его герой - чуткий наблюдатель (не глазами, а внутренним взором) в кутерьме комедии. Сваха (Мария Викторова), а за ней и Кочкарев (Андрей Харенко) вовлекают Подколесина в житейский круговорот. Взаимоотношениям свахи со всеми мужчинами режиссер придает явный эротический подтекст, и это дает ей право толковать о женихах в вольном тоне. Будто в насмешку над ними она и устраивает эти неловкие коллективные смотрины. Только Кочкарев - энергичный, дерзкий - чувствует себя тут превосходно. Он берется женить друга «из любви к искусству», словно не может усидеть, чтобы не хлопотать о чем-нибудь.

Огарев симпатизирует героям, раскрывает их лучшие стороны. Невозможно не влюбиться в видного заботливого Жевакина (Олег Малахов), который показывает фокусы и дарит невесте бумажный кораблик. А как обаятелен экзекутор Яичница! Дмитрий Репин разыгрывает целый этюд на тему фамилии своего героя. И потому так трудно решиться Агафье Тихоновне, что выбирает она не из всех зол наименьшее, а между хорошим и лучшим. Все женихи одеты в половинки костюмов - у того не хватает рукава и борта пиджака, у другого часть рубашки заменяет жилет. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...» Если все детали одежды приставить друг к другу, вероятно, и вышел бы идеальный костюм. Агафья Тихоновна (Александрина Мерецкая) вовсе не перезрелая инфантильная дурочка. Но тут и умная растеряется. Тоненькая, с нервической нерешительной пластикой, она остается один на один со своей проблемой. Свахе тревоги подопечной неведомы. А тетушка (Ирина Хмиль), которая сама не прочь пококетничать, как заведенная задает всем один формальный вопрос, не исключая даже слугу Подколесина Степана (Николай Гонтар): «А позвольте узнать, по какой причине?..»

Во втором акте режиссер переводит действие в сферу ирреального. В сцене, когда девушка, оставшись одна, рассуждает, за кого же ей выйти, режиссер использует онлайн трансляцию. На зрителя глядят огромные, испуганные глаза Агафьи. В ход идут и записочки, и ноутбук (удалить из друзей, добавить в друзья). Агафья Тихоновна утомлена и измучена настолько, что начинает бредить. Женихи атакуют ее в образах вурдалаков, и чтобы отгородиться от них, она помадой рисует на полу магический круг. «Пошли вон!» - выкрикивает она как заклинание, и морок растворяется.

Когда выбор сделан, страшное видение сменяет безудержная пляска. Зажигательный общий танец, свадебная вечеринка (хореограф Анастасия Кадрулева) - тоже игра воспаленного воображения невесты. Народ лихо «колбасится» под забойную музыку и стробоскопы (художник по свету Тарас Михалевский). Невеста сначала хаотично носится среди танцующих. А жених, сидя в сторонке, ест воображаемый салат. Суженые то и дело пытаются вступить в общий ритм, и наконец, сливаются в экстазе! Однако это, напомню, только мечты. Если Агафья Тихоновна, сделав выбор, уже ни о чем не рассуждает, то Подколесин продолжает сомневаться. Суть проблемы для нее и для него сформулирована по-разному. Для женщины необходимость свадьбы очевидна, вопрос только в том, за кого пойти. Для мужчины же вопрос кроется в самом действии - жениться или уйти?

Финал режиссер решает психологически. Яцко-Подколесин, взойдя на небольшую винтовую лесенку, ни в какое окно прыгать не собирается, а глядя на мир сверху, рассуждает: «А будто в самом деле нельзя уйти?» Сойдя по ступенькам, он с достоинством удаляется под бормотание на французском, переходящее в «Марсельезу». Исключает Огарев и многажды виденные в постановках «Женитьбы» комические поиски с охами и всплесками рук. Сбежавший жених - это, как говорится, ни разу не смешно.

В предпремьерном интервью Александр Огарев сказал, что пытался разобраться в разности женского и мужского менталитета. Вместе с командой спектакля зрители могут взглянуть на этот непростой во все времена вопрос с разных сторон, задуматься о том, как сложно бывает не только тебе, но и ей/ему (нужное подчеркнуть) сделать шаг навстречу или принять решение.

Статья в PDF

Фото Наталии ЧЕБАН

Фотогалерея