КЕЕДА И ДРУГИЕ / II Международный фестиваль детских спектаклей «Кееда» (Элиста, Республика Калмыкия)

Выпуск №3-223/2019, Фестивали

КЕЕДА И ДРУГИЕ / II Международный фестиваль детских спектаклей «Кееда» (Элиста, Республика Калмыкия)

Столица Калмыкии нынешней осенью на неделю стала центром детского театрального искусства. В Элисту приехали театры из самых разных уголков страны и ближнего зарубежья. Как выяснилось, Кееда - это гарцующий на кудрявом барашке смешной неунывающий национальный сказочный персонаж, которого очень привечает калмыцкая детвора. Жизнерадостный старичок, напомнивший лукавым взглядом и седой бородёнкой старика Хоттабыча, и открыл этот веселый, творчески насыщенный детский театральный праздник.

Фестиваль, уже во второй раз прошедший на сцене Калмыцкого Национального драматического театра им. Б. Басангова, был учрежден по инициативе неутомимого генерального директора театра Галины Шураевой. В этом году на «Кееду» собрались детские спектакли, представляющие самые разные жанры и режиссерские стили. В программу были включены кукольная восточная сказка, веселая комедия положений, моноспектакль, экспериментальная музыкально-драматическая интерпретация известной советской поэтической сказки и даже эпическая драма. Конечно, по нескольким фестивальным спектаклям сложно судить о тенденциях развития детского театра в России и бывших республиках СССР. Но можно смело утверждать, что большинство из участников фестиваля относится к таким спектаклям очень серьезно, отнюдь не считая их второстепенным или «легким» жанром. Театральные люди из разных стран и республик России пытаются говорить с маленьким зрителем всерьез, не сюсюкая, не заискивая, не опрощая зрелище. При этом они стремятся прививать детям не только творческую фантазию, но и способность мыслить и сопереживать самым разным литературным героям. А порой активно включать маленьких зрителей в действие, разрушая так называемую «четвертую стену». На что детишки с готовностью и немалым удовольствием откликаются, вскакивая во время спектаклей с мест, громогласно осуждая злодеев и пытаясь предупредить полюбившихся героев о грозящих им бедах! Нельзя не заметить, что происходящее на сцене с не меньшим интересом воспринимают и взрослые зрители, что еще раз подтверждает серьезность подхода театров к таким спектаклям.

Кукольный жанр был представлен «Сказкой о золотом скакуне» Чеченского Государственного театра юного зрителя из Грозного. (Автор Ахия Ахматов, режиссер Лилия Шахова, художник Алексей Митрофанов.) На первый взгляд, обычная «волшебная» сказка с наказанием главного героя за нарушение традиций и превращением его в красавца-скакуна, в интерпретации театра оказывается красивой, мудрой, поучительной (но отнюдь не нравоучительной) историей, в финале которой, конечно же, торжествуют справедливость и любовь. Скупой становится щедрым, бессердечный жертвует собой, красавица-горянка надевает золотое ожерелье, а конь превращается в джигита! Авторы с помощью минимальных художественных средств создают дивную атмосферу высокогорного аула, замечательно сделанные куклы загадочным образом «очеловечиваются» и начинают восприниматься как реальные герои, а их приключения вызывают у юных зрителей активный отклик и сопереживание. Единственное, чего не хватило автору этих строк в прелестном действе чеченского театра, - сочетания кукольного театра с «живым планом», т. е. настоящими актерами на сцене, которые вполне могли бы даже станцевать в финале перед ширмой. Тем более, что «люди в черном» - замечательные кукловоды - оказались в реальной жизни прекрасными дамами и статными красавцами-джигитами, которые так лихо отплясывали искрометные национальные танцы на заключительной встрече участников фестиваля, что захватывало дух!

Спектакль под названием «Слон Хортон ждет птенца», тоже имеющий отношение к кукольному жанру, привез на «Кееду» Севастопольский «Театр им. Кукол». Он создан двумя питерскими подвижниками - режиссером Артемом Макеевым и художником Еленой Собяниной, которые, переехав в Севастополь, решили создать настоящий семейный театр. Их главная задача заключается в том, чтобы быть в равной мере интересными как для детей, так и для взрослых. Это им удалось и на показе в Элисте. Моноспектакль по трогательному произведению одного из самых популярных американских детских писателей Доктора Сьюза является частью цикла «сказок на подушках». И, действительно, маленьких зрителей в то утро рассадили на подушки прямо на сцене Малого зала, и они с замиранием сердца внимали эмоциональному повествованию рассказчика (Артем Макеев) о нелегкой судьбе сердобольного слона Хортона, который решил влезть на дерево и во что бы то ни стало высидеть птенца из яйца, брошенного легкомысленной, пренебрегшей материнским долгом птицей, улетевшей отдыхать на южный пляж.

В отличие от названных выше камерных постановок спектакль Бакинского Детского Театра оказался крупноформатным и многонаселенным. На большой сцене Национального театра им. Б. - Басангова азербайджанский коллектив показал яркую и зажигательную народную сказку «Прекрасная Фатьма», которую поставил режиссер Интигам-Солтан. Юные и взрослые зрители стали свидетелями захватывающей, смешной и немного грустной истории, отчасти напомнившей всем известную сказку Шарля Перро «Золушка». Только в данном случае все действие было окрашено национальным колоритом, а главной героиней стала поначалу не очень счастливая азербайджанская девушка, которой пришлось столкнуться со злобой своей мачехи, которую сыграла величавая красавица Конуль Шахбазова, слабостью духа подкаблучника-отца (Нияз Новрузов), добродушием сказочника-дедушки (замечательная роль молодого актера Нияза Ильясоглу) и его чудесной жены (Совгат Самедова), колдовством старой, уродливой, но в глубине души доброй бабы (Ильхама Ахмедова) и, конечно же, влюбленностью прекрасного принца (Гурбан Ахмедов). Финалом назидательной истории стало превращение, прямо скажем, не вполне привлекательной девушки в прелестную и нежную красавицу Фатьму (Нармина Магеррамова). В динамичном, эмоциональном (порой даже слишком), живописном (художник Севда Мамедова), мелодичном (музыкальный дизайн Рауф Гусейн) и превосходно решенном пластически (хореограф Конуль Шахбазова) действе был продемонстрирован слаженный актерский ансамбль, при том, что каждая роль была сыграна ярко и сочно. Правда, некоторым персонажам, на мой взгляд, не хватило глубины и неоднозначности, в связи с чем вспомнилась известная актерская заповедь: играешь злого, ищи, где он добрый!

Надо отдать должное команде Республиканского Русского драматического театра им. М. Горького (Республика Дагестан, Махачкала), которая, скорее всего, стремилась сыграть свою музыкальную сказку «Золотой осел Насретдина» (автор Шапи Казиев, режиссер-постановщик Скандарбек Тулпаров) с огоньком и юмором. Забавным получился Хан у замечательного артиста Рафика Альшанова. Его персонажа - хитроватого, но добродушного старичка, несправедливо утопленного в реке, - в финале было даже немножко жаль, и это, безусловно, добавило интриги сюжету сказки. Трогательной и застенчивой предстала перед зрителями грустная томная Фатима Мадины Кадиевой, замечательно спевшая народную песню, правда, к сожалению, очень короткую. Забавную клоунскую пару составили Насретдин и его осел. Между тем, надо признать, что дагестанским актерам порой не хватало чувства меры и хорошего театрального вкуса. Следствием чего нередко становились наигрыш, «хлопотание лицами» и прочие «прелести», свойственные не вполне простроенным действиям с недостаточно хорошо разобранными ролями. На редкость неудачным оказалось и сценическое оформление, лишенное не то, что какой бы то ни было концепции, но даже элементарного художественного вкуса. Хотя яркие и своеобразные костюмы произвели неплохое впечатление.

Особняком в программе фестиваля стояла музыкальная поэма «Я - Будда» Бориса Манджиева и Виктора Хаптаханова на музыку композитора Аркадия Манджиева, поставленная в Национальном драматическом театре им. Б. Басангова художественным руководителем театра Б. Манджиевым и художником Еленой Варовой. (Автор идеи проекта Хонгор Эльбиков.) Возможно, кто-то усомнился в том, что спектакль имеет прямое отношение к основной тематике фестиваля. Между тем нельзя не признать, что эта грандиозная поэтико-историческая драма о жизни Будды выполняет не только просветительскую функцию, но и оказывает мощное воздействие на формирование эстетического мировоззрения как взрослых людей, так и детей. Обращение авторов пьесы и спектакля к богатейшим основам буддийской философии и психологии обусловлено тем, что, по их мнению, эти основы могут и должны быть востребованы современной российской культурой и философией для укрепления духовно-нравственных взаимоотношений народов нашей многонациональной страны. Однако музыкальная драма братьев Манджиевых - это вовсе не тяжеловесная и чрезмерно героизированная оратория о судьбе Будды. Это - событийно насыщенное действо, в котором фигурируют отнюдь не легендарные величественные персонажи, а живые люди с их проблемами, сомнениями и грехами. Хотя, конечно, тема спектакля предполагает и особую театральную форму ее воплощения, которая, скорее, близка античной трагедии, когда актеры играют не «горизонтально», а «вертикально», как бы общаясь с богами. Поэтому эпическое действо под названием «Я - Будда» воспринимается не только как театральное сочинение, а, прежде всего, как некая духовная акция, причем, напрочь лишенная назидательности и патетики.

Пожалуй, самым «режиссерским» спектаклем фестиваля стала театральная фантазия, созданная в Белорусском государственном театре юного зрителя по поэтической сказке Корнея Чуковского «Муха-цокотуха». Ее авторам - режиссеру Анне Козловой, композитору Геннадию Гаранскому,  хореографу Ольге Скворцовой и художнику Дарье Волковой и всей команде превосходных артистов удалось с помощью ярких, образных, порой вызывающе гротескных театральных приемов не только перевести на сценический язык известную всем сказку, но и обнаружить в ее персонажах черты, присущие самым обычным людям. И поэтому юные зрители так радостно следили за веселыми приключениями насекомых и узнавали в Таракане, Бабочке, Комарике, Кузнечике, Блошке, Божьей Коровке черты простых людей, может быть, даже своих знакомых. Поэтому же они столь остро сопереживали очаровательной и утонченной красавице-Цокотухе в огромных очках (Екатерина Крылова), радующейся друзьям-гостям на устроенном ею чаепитии и растерянно хлопающей огромными трогательными глазищами, когда эти гости ее малодушно предавали. Сердца зрителей были переполнены негодованием, когда в эту дивную компанию врывался и совершал свои неблаговидные деяния наглый Паук, похожий на бандита-рэкетира, который на поверку оказывался слюнтяем, тряпкой и маменькиным сынком. Этот веселый детский спектакль ко всему прочему оказался с «тройным дном» (из разряда «сказка - ложь, да в ней намек») и вызвал определенные социально-политические ассоциации у взрослого зрителя, обнаружившего аналогию между происходящими в сказке событиями и некоторыми реалиями нашей жизни. На пресс-конференции режиссер Анна Козлова сказала, что, получив предложение заняться творчеством К.И. Чуковского, поначалу хотела поставить «Тараканище». И хотя мечта молодого режиссера не сбылась, надо отдать должное ее упорству: она умудрилась в своей «Мухе-Цокотухе» вызывать у многих зрителей, в том числе, у автора этих строк, явные аллюзии не только с «Тараканищем», но и со шварцевским «Драконом».

Между тем сказанное выше вовсе не свидетельствует о том, что, ставя свой спектакль, авторы держали «фигу в кармане», стремясь превратить его в политический памфлет. Спектакль, конечно, многослойный, и каждый зритель волен считывать здесь то, что близко его душе и образу мыслей. Но главное в нем - это торжество образного, игрового театра, отвага, искренность, чувство юмора режиссера и всех участников, новые формы, о которых так мечтал молодой чеховский драматург и режиссер Константин Треплев, свежие метафоры, незаезженные и осмысленные театральные приемы, великолепное изобразительное решение, коллективный добрый ум и умное сердце замечательной белорусской команды. Спектакль порадовал еще и тем, что оказался по-детски искренним. Кто-то из журналистов сравнил его с первыми рисунками детей. И это, наверное, лучшая похвала всем причастным к его созданию.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея