Монолог об актере / Виталий Доронин

Выпуск №3-233/2020, Театральная шкатулка

Монолог об актере / Виталий Доронин

Одиннадцатого ноября 1994 года в день 85-летия со дня рождения Виталия Дмитриевича Доронина в эфире «Радио России» прозвучала передача, посвященная его юбилею. О Виталии Дмитриевиче Доронине рассказывал петербургский режиссер Александр Белинский. К тому времени прошло почти двадцать лет, как Виталий Доронин ушел из жизни. Он умер в 1976 году.

И хотя никаких особых юбилейных торжеств не проводилось, были еще живы его партнеры по Театру Сатиры и Малому театру, с любовью вспоминавшие уникального актера как добрейшего, глубоко порядочного человека; были живы его супруга, выдающаяся актриса Малого театра Констанция Роек, которая по болезни рано оставила сцену, и его любимая дочь Елена, тоже артистка Малого театра. Теперь уже их нет с нами, как нет и Александра Аркадьевича Белинского...

В прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения Виталия Дмитриевича Доронина, но не припомню, чтобы эта дата была достойно отмечена. И в очередной 101-й день рождения (13 ноября 2020 года), в память о нем, о его близких и друзьях, к которым принадлежал и Александр Белинский, представляю читателям нашего журнала рассказ режиссера, прозвучавший на радио в далеком 1994 году. У Александра Аркадьевича не было никаких записей, - сидя у микрофона, он вел доверительный разговор со слушателями об одном из любимых своих актеров.

Передача начиналась со сцены и песенки из спектакля Театра Сатиры «Свадьба с приданым», который сделал Доронина в роли Николая Курочкина лауреатом Государственной премии СССР 1951 года и знаменитым на всю Москву. В 1953 году на экраны вышел уже фильм «Свадьба с приданым» с его участием, что добавило артисту всероссийскую популярность.


Александр Белинский: «Свадьба с приданым» - это спектакль-легенда. Он был поставлен в Театре Сатиры, и героями этого спектакля, несмотря на то, что там была прелестная музыка Н. Будашкина и Б. Мокроусова, были чудесные декорации В. Рындина, прелестные танцы Г. Шаховской, прозвучала впервые в театре Верочка Васильева, но все-таки я бы назвал двух главных героев этого спектакля - это режиссер-постановщик Борис Равенских и Виталий Доронин.

Я вспомню историю, которую рассказал Виталию Дмитриевичу давно в Щелыково: я как-то бродил с Михаилом Михайловичем Зощенко по Моховой в Петербурге, где учился в Театральном институте вместе с его сыном Валей. Он был у нас на студенческом концерте, и я его расспрашивал, кого он любит из актеров. Зощенко был немногословен. Этот самый смешной русский писатель был человеком довольно мрачным. Он ответил без паузы: «Я люблю Доронина. Это артист с легким дыханием. Во всем, что он делает, есть такая удивительная легкость, такое поразительное изящество».

Я могу только присоединиться к словам нашего великого писателя. Причем, я даже не смог узнать у самого Виталия Дмитриевича, в какой же пьесе Зощенко он играл. А играл он в Мюзик-холле, может быть, «Свадьбу», которая, правда, прошла всего два раза, или «Преступление и наказание», или «Корни капитализма»... Одним словом, Доронин этого вспомнить не мог. А вот Зощенко не забыл. Я думаю, как же точно сказано: артист легкого дыхания. У него была поразительная органика, не было момента перехода из жизни на сцену и со сцены в жизнь обратно. Нельзя было протянуть тончайшую ниточку между ним и образом.

Шквал восторга, я бы сказал, сокрушительный успех он получил впервые в спектакле Московского Театра Сатиры, в спектакле своего друга по Ленинграду Бориса Равенских «Свадьба с приданым». У Доронина были поразительные свершения. Он был на Дальнем Востоке, он был в знаменитом Ленинградском Мюзик-холле, в Театре Советской Армии и в Сатире, сыграл много ролей. Но проснулся знаменитым после премьеры «Свадьбы с приданым». И потом у него была прелестная роль, пьеса тоже была такого масштаба, как «Свадьба с приданым». ставил Андрей Александрович Гончаров, пьеса называлась «Женихи». Автор ее был А. Токаев. Столько времени прошло, а я помню, что героя Виталия Дмитриевича звали Уари. И этот самый русский из всех русских артистов играл то ли пастуха, то ли какого-то сельского кавказского жителя, танцевал лезгинку на высоких полупальцах ну просто, как В. Чабукиани. Вообще, у Доронина между пением, танцем и словами не было «скачка». Была эта удивительная кантиленность синтетического артиста...

Повторю: Виталий Дмитриевич был глубоко русским артистом. Неудивительно, что когда Борис Иванович Равенских начал ставить «Власть тьмы» в Малом театре, то Доронин оказался рядом с Игорем Владимировичем Ильинским, покойной Еленой Митрофановной Шатровой в этом его втором спектакле-легенде. После «Свадьбы с приданым» нырнуть в толстовские глубины! И это сделали, в первую очередь, Виталий Доронин с Игорем Ильинским.


Доронин играл Никиту, Анисью - Ольга Чуваева, старика Акима - Игорь Ильинский. В радиопередаче 1994 года, о которой идет речь, прозвучали фрагменты спектакля Малого театра «Власть тьмы», а также слова И.В. Ильинского о В.Д. Доронине из передачи о Доронине Всесоюзного радио 1981 года:


«Имя Виталия Дмитриевича Доронина очень близко моему сердцу не только потому, что он является одним из славных и великолепных актеров нашего времени. Удивительное в нем было соединение человечности, гражданственности, чувства долга с его богатой, доброй душой. В спектакле «Власть тьмы» я играл старика Акима, отца Никиты, в роли которого был Доронин. И недаром Аким говорил своему сыну: «Душа надобна!» Вот то, что «душа надобна» - это и есть требование к настоящему большому актеру. Мне кажется, что в Виталии Дмитриевиче это все было: была душа, была отзывчивость, удивительное чувство товарищества и вместе с тем удивительная теплота и обаяние и на сцене, и в жизни. «Коготок увяз, всей птичке пропасть» - так Лев Николаевич назвал свою пьесу. Вообще, элемент покаяния, раскаяния всегда имел значение в пьесах Толстого. Это осознание своей вины, осознание того, что для него нет жизни с этим преступлением... Та самая русская тема, что великолепно была прочувствована Виталием Дмитриевичем в роли Никиты во «Власти тьмы». Я надеюсь и верю, что о Виталии Дмитриевиче Доронине будут помнить - о его мастерстве, обаянии, его человечности, его душевности».


После этих слов Игоря Владимировича Ильинского в передаче звучала запись потрясающей сцены из спектакля Малого театра «Власть тьмы», сцены старика Акима и Никиты как подтверждение великого мастерства великих актеров. А далее Александр Белинский продолжал свой рассказ.


Александр Белинский: Как-то прошла, я бы сказал, недостойно незамеченной его прекрасная роль Репетилова в «Горе от ума». Я видел в Репетилове Вивьена, Горина-Горяинова, Светловидова, Стржельчика. Все они, ну простите, рядом не стояли с Дорониным. А как он пел без музыкального сопровождения какую-то французскую шансонетку!.. Это было такое изящество...

Виталий Дмитриевич был вообще поразительного изящества артист. У него были прекрасные руки, у него была великолепная пластика, дивная фигура, абсолютная музыкальность. И это так легло на Репетилова. Вот чего он не мог - это быть необаятельным. Тут ничего не получалось. Он всегда был обворожительным.

Я видел его в дуэте с женой Констанцией Францевной Роек в двух пьесах. Первая - пьеса О. Стукалова «Карточный домик». Я помню, он, по-моему, играл Милиционера, и была у него такая фифа-жена, ее звали Норка. Это был такой органичный дуэт, это было такое сочетание людей двух разных социальных слоев, который нельзя забыть. И прелестный терцет был с Петром Константиновым в пьесе Алексея Арбузова «И вновь встреча с юностью».


Я очень хотела, чтобы в передаче о Виталии Дмитриевиче Доронине приняла участие Констанция Францевна Роек. Но она считала, что ей рассказывать о муже неудобно. Переубедить ее я не смогла. Но мы все-таки встретились в музее Малого театра. Она показывала фотографии Виталия Дмитриевича в разных ролях и в жизни, которые бережно хранятся в музее, рассказала об их первой встрече на репетиции спектакля «Калиновая роща», куда вводили только что пришедшего в Малый театр из Театра Сатиры Виталия Доронина (1951 год). Очаровательная Констанция Роек была ведущей молодой актрисой театра. Виталий Дмитриевич уже был знаменитым артистом после «Свадьбы с приданым». Ввод в «Калиновую рощу» А. Корнейчука стал дебютом Доронина в Малом театре, он волновался. Как человек очень скромный, звездой себя никогда не чувствовал. Этот спектакль их и соединил на долгие годы. По просьбе Констанции Францевны в нашей передаче прозвучали песни в исполнении Виталия Дмитриевича: «Сядь со мною рядом», «О людях хороших». В этих наивных и искренних песнях словно звучит чистая, светлая, нежная душа артиста. Причем, в концертах, как рассказала К.Ф. Роек, он с песнями никогда не выступал, пел только в спектаклях и фильмах, когда это требовалось по роли. Но многие композиторы обращались к Доронину с просьбами, чтобы он был первым исполнителем их песен и записал их на радио. Так появились и, к счастью, сохранились эти записи.

 

Александр Белинский: Вспоминаю еще одну роль Доронина в Малом театре - Тихон в «Грозе». Я видел много хороших исполнителей: Евгений Алексеевич Лебедев прекрасно играл Тихона в Ленинграде, в Москве - Борис Георгиевич Добронравов, Лев Наумович Свердлин... Но для меня на первом месте был Доронин. Вот что значит легкость дыхания! Он был настоящим артистом, знавшим все законы сцены, которые у нас часто просто нокаутируют, уходя в поиски какого-то натуралистического правдоподобия. Доронин знал, что артист должен иметь «выход» и должен иметь «уход». Он знал, что артисту необходима кульминация в роли. Он понимал цену слова и цену пластики, потому и был идеальным партнером. Я до сих пор не могу забыть его выход в «Грозе» - какой-то особенно легкий. Вот Кабаниха объясняет ему, как он должен себя вести, учит Катерину, как должно уважать мужа. Наконец, Тихон уходит. Я не могу забыть и этот его уход: он как будто тихонько выпускал из себя воздух. Был такой легкий, еле слышный выдох, и было понятно, какой груз Тихон сбрасывает со своих плеч, оставляя здесь все привычное, и на какую радость он едет...

Ох, как много не доиграл Виталий Дмитриевич! Конечно, грех, что он не сыграл царя Федора Иоанновича. Он должен был эту роль играть. И Борис Иванович Равенских сначала хотел с ним ставить этот спектакль в Театре имени А.С. Пушкина, а потом, когда пришел в Малый театр, спокойно поставил с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским. Такие вещи не надо забывать. Для Виталия Дмитриевича это была большая травма.


Констанция Францевна Роек тоже говорила, насколько это было тяжело для Виталия Дмитриевича, но что меньше всех виноват был Смоктуновский. Когда он узнал, что идея постановки «Царя Федора» принадлежала Доронину, что он мечтал об этой роли, Иннокентий Михайлович позвонил Виталию Дмитриевичу и предложил играть царя Федора в очередь. Доронин отказался. И остался этот грех на совести Бориса Ивановича Равенских...


Александр Белинский: Мы с Виталием Дмитриевичем встречались каждое лето почти три десятка лет подряд в одном из самых волшебных мест России, в Щелыково. Это бывшее имение А.Н. Островского между Костромой и Кинешмой на речках Сендега, Мера и Куэкша. Вспоминаю времена, когда его дочка Алена училась в Школе-студии МХАТ. Он ее безумно любил. Я вообще такого отца, как он, не видел. Помню, в Щелыково Виталий с Кастусей (Констанцией Францевной Роек - М.Р.) ждут автобус, из которого должна выйти Алена. Надо было видеть его лицо! Это был целый спектакль. Так Ромео не ждал возлюбленную, как он ждал приезда дочери. Я был очень рад, что она стала актрисой Малого театра, продолжая линию своего удивительного отца.

Спектакль «Порт-Артур» в Малом театре в постановке К.А. Зубова. Доронин играл Борейко. На сцене Зубов, Шатрова, другие мастера... Появлялся Доронин. Никаких сомнений в том, что это офицер русской армии. У него было удивительное умение поймать социальный характер роли.

Я видел Доронина во многих спектаклях в разных ролях. Но вот одну его роль я видел дважды. Режиссер Леонид Викторович Варпаховский, у которого Доронин был занят во многих спектаклях, дал ему роль. Когда я об этом услышал, я просто не поверил. Мне казалось, что самый русский из русских актеров не может быть самым итальянским в пьесе самого итальянского автора Эдуардо де Филиппо «Рождество в доме сеньора Купьелло». Я никогда не забуду их дуэт с Владимиром Кенигсоном. Это была такая сила общения, когда кажется, что все находится на уровне импровизации, как будто смотришь великий фильм итальянских неореалистов, как будто это ставил не Варпаховский, а Де Сика или Де Сантис, а играют великие итальянцы, а не Доронин и Кенигсон. Это было проникновение в глубины волшебного мира итальянского драматурга, в специфику итальянского характера, итальянского быта. Это, вообще, с моей точки зрения, лучший спектакль Л.В. Варпаховского в Малом театре, знаменитый и недооцененный. Забыть в роли сеньора Луки Купьелло изумительного моего героя Виталия Дмитриевича Доронина я не могу потому, что это была одна из лучших ролей в драматическом театре, которую я видел за свою достаточно долгую театральную жизнь.

Я, к сожалению, не видел его Иудушку Головлева. Кто видел, говорят, что это было подлинное открытие, глубочайшее проникновение в характер героя М.Е. Салтыкова-Щедрина. Доронин сыграл только генеральную репетицию. Мне очень жаль, что не удалось увидеть Доронина в этой роли. Не сомневаюсь, что она была сыграна замечательно, и очень обидно, что ее мало, кто видел.


Порфирий Петрович Головлев, Иудушка Головлев стал последней ролью народного артиста РФ Виталия Дмитриевича Доронина. Он умер 20 июня 1976 года. Ему было 66 лет.

 

Фото с официального сайта Малого театра

Фотогалерея