ДЕРБЕНТ. Играем на табасаранском

Выпуск №4-234/2020, В России

ДЕРБЕНТ. Играем на табасаранском Один из самых молодых театров Республики Дагестан, Табасаранский драматический, открыл 20-й юбилейный сезон сразу двумя премьерами - трагикомедией «Восемь женщин» по пьесе Робера Тома и комедией «Где ты, мое золото?» табасаранского писателя Кюребега Мурсалова. В таком соединении европейской и национальной драматургии отчетливо виден сегодняшний облик театра, который обращается и к кавказскому эпосу, и к мировой классике, и к произведениям своих земляков.


В 20 лет жизнь только начинается

Табасаранский театр находится в старейшем городе не только Дагестана, но и России - Дербенте. Живет в окружении своих взрослых собратьев Лезгинского музыкально-драматического имени С. Стальского и Азербайджанского государственного драматического. Древний горский народ табасаранцы, один из 40 проживающих в Дагестане, до 2001 года не имел своего профессионального театра, хотя в Табасаранском и Хивском районах республики и в самом Дербенте уже много лет существовали народные коллективы. Когда на факультете культуры Дагестанского государственного университета подготовили первый актерский выпуск, эта молодежь вместе с театралами-любителями положила начало Табасаранскому драматическому.

Его история схожа со многими государственными театрами Дагестана, а их сегодня в республике одиннадцать, которые тоже начинались с любительских драматических кружков. Но именно эти энтузиасты формировали театральную культуру республики, обращаясь к своим истокам, рассказывая исторические сюжеты театральным языком, давая сценическую жизнь произведениям дагестанских писателей. Вот и народные театры Табасарании, как называют здесь территорию проживания этого этноса, открывали зрителям творчество основоположников табасаранской литературы Абумуслима Джафарова, Манафа Шамхалова, других авторов.

Первой работой, с которой профессиональная труппа вышла на подмостки, стала постановка «Что сказал бы дед Сейфутдин» в режиссуре Зубаила Хиясова по пьесе Александра Грача. Всего же за двадцать лет на табасаранской сцене сыграли почти пятьдесят спектаклей для взрослого и детского зрителя, и в каждом отразился путь театра, его становление, обретение собственного лица. Четыре года главным режиссером Табасаранского театра был Алисултан Батыров. В разное время с театром сотрудничали такие известные мастера, как Валерий Эфендиев, Мирзабек Мирзабеков, Мустафа Ибрагимов, Осман Ибрагимов и другие.

Молодая труппа с самого начала много гастролировала по городам и районам Дагестана, радуя зрителей новыми постановками и спектаклями-концертами. Без нее не обходилось ни одно крупное культурное событие Дербента, а нередко их инициировал сам Табасаранский драматический. Так складывался театральный опыт, оттачивалось актерское мастерство, а в летописи театра появлялись первые победы. 2012 год принес успех сразу на двух фестивалях - республиканском «Классика на сцене национальных театров» и Северо-Кавказском «Южная сцена». Спектакль «Звездочет» в постановке молодого режиссера Джанбулата Габибова получил награду за лучшую режиссуру, а диплом за лучшую женскую роль - Гюльниса Агаева.

В 2014-м у Табасаранского драматического появилось два молодых лидера. На пост директора пришел Алимурад Алимурадов, многое сделавший для сохранения культуры дагестанских народов, имевший к тому времени богатый опыт в организации творческих акций и фестивалей. Главным режиссером стал Джанбулат Габибов - выпускник актерского отделения факультета культуры Дагестанского государственного университета и факультета режиссуры Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. С театром он связан с 2005 года - начинал актером, во время учебы в академии ставил на родной сцене первые спектакли «Звездочет», «Русское лото», «Тетушка Удрида», и зрительский успех этих работ, хорошие оценки театральных критиков подтверждали верный выбор профессионального пути.

Новый виток жизни был наполнен крупными театральными и общекультурными событиями. Одно из них связано с празднованием 2000-летия Дербента, которое отмечалось в 2015 году, когда ярко проявились организаторские и творческие способности молодого театра. Вместе с другими творческими коллективами республики табасаранские артисты стали участниками большого праздника «Гончарный круг Дагестана», который проходил в Кремле.

Через год, когда в Республике Дагестан организовали Первый республиканский фестиваль-конкурс «Воспевшие Дагестан», в репертуаре театра появился спектакль «Зов истоков» по пьесе драматурга Эльмиры Ашурбековой о жизни и творчестве одного из основателей табасаранской литературы, поэте-воине Мирзе Калукском. Постановка Джанбулата Габибова вошла в число победителей фестиваля. Расширились и творческие границы - благодаря активности нового директора театра, впервые за свою историю табасаранская труппа стала выезжать на гастроли в Москву, Санкт-Петербург, Иваново, Ставропольский край, Астрахань. Для проживающих в этих городах диаспор табасаранцев такие встречи становились бесценными, давая возможность прикоснуться к своей культуре и родному языку.

Табасаранский драматический театр не живет в замкнутом пространстве. Сегодня он один из немногих в Дагестане, кто каждый год приглашает к себе на постановки режиссеров, художников, композиторов, хореографов как из дагестанских театров, так и из других регионов России. По словам Алимурада Алимурадова, такая практика не только дает актерам бесценный опыт общения с разными постановщиками, носителями иной культуры, но и пополняет афишу русской и зарубежной драматургией. Режиссер Сергей Бурлаченко из Элисты поставил здесь «Свадебный переполох» по произведениям А.П. Чехова и Вл. Соллогуба и «Хитрую жену» по пьесе Ж-Б. Мольера «Жорж Данден, или Одураченный муж», Максим Копылов из Ульяновска - «Бидермана и поджигателей» Макса Фриша, Дамир Самерханов из Мензелинска- «Старика из деревни Альдермеш» татарского классика Туфана Миннуллина, Роман Дабагов из Кабардино-Балкарии - «Мои сыновья» по пьесе Артура Миллера.

Создание этих и других спектаклей стало возможным благодаря федеральной программе «Культура малой Родины», в которую Табасаранский театр включен уже несколько лет. В рамках этого масштабного проекта при содействии Министерства культуры Республики Дагестан в Табасаранском театре появилась передвижная звуковая и световая аппаратура. Теперь артисты имеют возможность выступать в сельских клубах Дагестана, не приспособленных для показа спектаклей.

Эпическая драма «Крепость» об истории табасаранского народа в первой половине XVIII века, поставленная Джанбулатом Габибовым по пьесе Юсуфа Базутаева, появилась в репертуаре в 2016 году, когда театр выиграл конкурс грантов главы Республики Дагестан. Спектакль стал одним из самых знаковых для табасаранцев, он погружает в глубины древней истории, отражает героический дух этого народа, его особую культуру.

Ежегодно театр ставит по одному спектаклю для детского зрителя и активно сотрудничает с образовательными учреждениями. В частности, реализуя программу республиканского Министерства культуры «Культура - детям Дагестана». Среди других творческих проектов, над которыми работает Табасаранский театр, - «Мастера сцены - жителям Дагестана», «Творческий десант» и другие. Особое место занимают благотворительные спектакли для малоимущих семей, детей с ограниченными возможностями, детей-сирот.

Труппа небольшая - всего 15 человек. Она мобильная и слаженная, актеры легко существуют в самых разных жанрах, им под силу характеры национальных героев и персонажей классической и современной драматургии. Пришедшая сюда двадцать лет назад молодежь повзрослела, и театр неизбежно столкнулся с проблемой молодых исполнителей. Руководство видит ее решение в новом наборе театральной студии на факультете культуры Дагестанского государственного университета. Потому что одно из главных условий работы в этом театре заключается во владении табасаранским языком. Он относится к самым сложным и многопадежным в мировой языковой системе и даже занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

Жизнь Табасаранского драматического можно условно разделить на две части. Внешняя представляется яркой, наполненной чистым творчеством. Внутренняя, скрытая от зрительских глаз, уже долгие годы заставляет работать коллектив вопреки существующим трудностям. Их немало, и главная - отсутствие своего дома. До 2009 года в распоряжении театра было всего две комнаты для репетиций, а выступления проходили на чужих площадках. Потом переехали в бывшее помещение Лезгинского музыкально-драматического, где и обитают по сей день. За это время и без того старое здание, построенное больше ста лет назад, обветшало и превратилось в аварийный объект. Но выбора нет: спектакли по-прежнему ставят в спартанских условиях, а играют в Лезгинском театре. Нужно ли говорить, что для актеров, привыкающих за время репетиций к небольшому пространству своей сцены, выход к зрителю в новых реалиях требует невероятного напряжения. Поэтому каждый успех становится победой вдвойне.

Размышляя о сегодняшнем положении своего коллектива, Алимурад Алимурадов подчеркивает, что они не жалуются на трудности, а стараются работать честно наравне с крупными театрами Дагестана. Тем более что Министерство культуры Республики Дагестан во главе с министром Заремой Бутаевой делает все возможное, чтобы у табасаранского театра появилось собственное здание, которое планируют построить в ближайшее время на месте старого. И тогда театр получит новые возможности для творчества, а значит, впереди у него очередной виток.

Но это в будущем. А пока театр движется в привычном ритме и смотрит на свое положение вполне оптимистично. Конечно, пандемия, с которой столкнулся весь мир в нынешнем году, скорректировала многие планы, но творческая жизнь на табасаранской сцене не замерла, а приняла новые формы. Весной во время карантина по поручению республиканского Министерства культуры репертуарные спектакли проходили в режиме онлайн. Артисты выходили в прямой эфир на своем «Ютуб-канале» и странице «Инстаграм», читали произведения классиков дагестанской литературы, а в дни празднования Великой Победы запустили музыкально-поэтический флешмоб «Наша Победа», исполняя на родном языке военные песни и стихи и выкладывая ролики в социальных сетях. Когда карантинные меры стали не такими жесткими, табасаранские актеры приняли участие в III Республиканском фестивале-конкурсе «Воспевшие Дагестан», представив спектакль «Крепость». По его итогам роль Шербан в исполнении заслуженной артистки Республики Дагестан Гюльнисы Агаевой была признана лучшей. Союз театральных деятелей Дагестана наградил актрису творческой командировкой в Москву, на показы спектаклей театрального фестиваля «Золотая Маска».

И все это время шли непрерывные репетиции двух премьерных спектаклей, с которыми Табасаранский драматический вышел к своему зрителю и начал 20-й сезон.


О любящих и любимых

Выбрав для своей новой постановки известную пьесу французского драматурга Робера Тома «Восемь любящих женщин», Джанбулат Габибов обострил в этом детективном сюжете проблемы душевной черствости и глухоты, которые рано или поздно приводят к настоящей трагедии.


Художник спектакля «Восемь женщин» Майтаб Мамедова создала на сцене почти идеальный мир. Просторная гостиная обставлена элегантной мебелью, стол покрыт белоснежной скатертью, а в воздухе ощутим аромат утреннего кофе и булочек. На заднике сцены восемь портретов прекрасных незнакомок из разных эпох, которые безмолвно наблюдают за восемью женщинами этого внешне благополучного дома. Каждая из них, крадучись, выходила ночью из кабинета главы семейства и оставляла перед его дверью на лестничных перилах кашпо с цветами. Милые женские секреты. В финале спектакля, когда смерть Марселя перестанет быть розыгрышем, кашпо с грохотом упадут, покатятся по полу, и окажется, что это ночные горшки - тайны, тщательно скрываемые от посторонних глаз.

Утро обрушивает на обитателей дома страшную новость о загадочном убийстве Марселя, которая усугубляется невозможностью вызвать полицию, потому что телефон неисправен, а дороги завалены снегом. Начинается частное расследование, поиск виновного среди своих, и постепенно выясняется, что преступление могла совершить каждая из восьмерых. Женщины выясняют отношения, переходят на личности и, кажется, совсем забывают о том, что за закрытыми дверями кабинета находится близкий им человек.

Клубок взаимных обвинений раскручивается, и обнажается неприглядная правда - никто из них по-настоящему не любил Марселя, каждая стремилась извлечь личную выгоду. Даже малышка Катрин (Фаина Абдуллаева), казалось бы, из лучших побуждений, обрекла отца на страшную пытку - сымитировать смерть и узнать всю правду о тех, кто его окружает.

Габи (Бикеханум Раджабова), уставшая от монотонной жизни и уязвленная невниманием супруга, заводит любовника, снабжает его деньгами, но при этом не планирует терять статус замужней женщины - так удобней. В ее взаимоотношениях с дочерью Сюзон (Маркизат Гаджимагомедова) нет ничего от душевной теплоты. Пьеретта (Гюльнара Гаджиусманова) использует брата в качестве денежного мешка, да и Сюзон обращается к отцу исключительно по финансовым вопросам. В какой-то момент кажется, что о смерти Марселя сожалеет Бабушка (Гюльниса Агаева), но в ее чрезмерной угодливости кроется страх лишиться безбедного существования в этом доме.

Все они разобщены, но при этом внимательно следят друг за другом, собирая в собственную «копилку» проступки обитательниц дома, и в нужный момент бьют козырной картой. Так разрушается аскетичный образ Огюстины (Марина Качева), которая втайне читает любовные романы и забрасывает Марселя нежными письмами. Выясняется, что новая служанка Луиза (Динара Гасанова) с самого начала искала «подходы» к хозяину, чтобы получать дополнительные бонусы. На этом фоне страсть многолетней и верной прислуги Шанель (Кистаман Агамагомедова) к покеру кажется невинной забавой, но разъяренные женщины, отводя внимание от собственных скелетов в шкафу, обрушивают на нее почти звериную злобу.

Наблюдая за внешней реакцией героинь на семейную трагедию, режиссер в какой-то момент приоткрывает внутреннюю завесу и позволяет зрителю заглянуть в душу каждой из них. На комнату опускается темнота, женщины выходят на авансцену и оказываются в полосе красного света. Их голоса лишены эмоций, каждая говорит о смерти Марселя абсолютно бесстрастно, и становится очевидным, что по-человечески никто из них не скорбит о нем. Это напоминает печать фотографий при свете красной лампы: на белом листе постепенно проявляется изображение - выхваченный из жизни стоп-кадр. Когда в кабинете Марселя раздастся выстрел, сюжет о восьми любящих женщинах тоже приобретет реальные и жестокие черты.

Спектакль «Где ты, мое золото?» на Табасаранской сцене поставил Борис Манджиев в в соавторстве с художником Еленой Варовой. Автора пьесы Кюребега Мурсалова, который работает школьным учителем в селе Ляхла Хивского района, называют новым явлением в табасаранской литературе. Он пишет рассказы и на родном, и на русском языке, и в них сквозь смех слышатся слезы. Наверное, поэтому Кюребега Мурсалова называют «табасаранским Шукшиным». В простых сюжетах, один из которых лег в основу пьесы, предстает жизнь обычных людей с их радостями и печалями. Кому-то не хватает денег, кому-то человеческого тепла.

В этой грустной комедии, как обозначил ее режиссер, много смешных ситуаций, а порой и откровенных нелепостей, которые случаются в маленьком горном селе. Услышала хваткая Ширин Баб (Гюльнара Ахмедханова), что отец ее зятя закопал когда-то очень давно на своем огороде золото, и с той поры Метти (Загир Сагидов) не расстается с лопатой. И невдомек ему, что покойный отец говорил так о своей жене, ведь имя у нее - Гизил, что на табасаранском означает золото.

Мать в спектакле играет Гюльниса Агаева, наполняя этот немного наивный образ пожилой женщины земной красотой, мудростью, чистотой. Она верит в целительную «записку от муллы», а когда выясняется обман, смеется вместе со всеми. Вечно ссорится со своей соседкой нагловатой тещей Метти и тут же легко прощает ей обиды. Строга с невесткой Аманат (Маркизат Гаджимагомедова), но лишь потому, что таков обычай. Жалеет своего непутевого сына Идриса (Физули Маллаев) и внука Раджу (Аким Саидалиев), переживает за Метти, который без отдыха копает яму в поисках сокровищ.

А сокровище рядом - Мать. Каждое утро она с радостью встречает новый день, разговаривает с солнцем. А когда наваливаются тяжкие думы, тихо напевает. В этой песне столько любви, что она исцеляет огрубевшие сердца сыновей, очищает пространство от ненужных размолвок и, кажется, возвращает миру равновесие.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея