ВЛАДИМИР. Ощущение романа

Выпуск №5-235/2021, В России

ВЛАДИМИР. Ощущение романа

В разгар пандемии во Владимире состоялась премьера спектакля по роману Ф.М. Достоевского «Идиот». Инсценировка была создана известным драматургом Владимиром Малягиным специально для Владимирского театра драмы. Это ощущение романа в сценографии Георгия Пашина, в музыке композитора Владимира Брусса и постановке режиссера Петра Орлова стало остросюжетным потрясением, полумистической зримой и звучащей метафорой. Многоголосая партитура спектакля похожа на симфонию из звуков, шумов и музыки, которая помогает исполнителям доносить до зрителя образы и характеры действующих лиц.

Полифония романа Достоевского опирается на оригинальное музыкальное решение Владимира Брусса, которое помогает ощутить атмосферу перехода от внешнего к внутреннему состоянию персонажей, а иногда «уходу» в мистическое пространство. Георгий Пашин организовал сцену с минимумом реквизита. Замкнутый параллелепипед с несколькими «входами» и «выходами» постоянно двигается и «переносит» нас в разные места: то в вагон поезда, то в гостиные, то в парк, то на вокзал... Эта сценографическая замкнутость расширяется с помощью света от белого до красного, что придает некую «фантастичность», исключительность характеров и ситуаций. Художник по костюмам Мария Рыкова и режиссер по пластике Евгения Миляева помогли постановщику Петру Орлову реализовать талантливые режиссерские метафоры, а артистам - передать свои ощущения романа. Ф.М. Достоевский избрал главным героем, по собственному определению, «положительно прекрасного» человека, стремящегося внести гармонию и примирение в жизнь окружающих людей, а провел его через испытания, которые привели к трагическому концу. Писатель так писал о романе: «Писать буду с наслаждением и тревогой...» В спектакле князь Мышкин - человек исключительного душевного бескорыстия, внутренней красоты и гуманности. К каждому, с кем его сталкивает судьба, князь готов отнестись по-братски, сочувствовать и разделять его страдания. Но окруженный реальными людьми с их разрушительными страстями, князь невольно оказывается захваченным круговоротом этих страстей, и в критический момент своей жизни и жизни близких людей становится беспомощным. Даже на любовь двух женщин, борющихся за его сердце, герой романа отвечает лишь сочувствием и жалостью. А его «братство» с Рогожиным перерастает в любовное соперничество, рождающее в душе Парфена «любовь-ненависть», которая сначала побуждает его покуситься на жизнь соперника-князя, а затем толкает на убийство возлюбленной, Настасьи Филипповны. Как и в романе, Мышкин становится жертвой людских страстей и гибнет под их натиском. Эта главная сюжетная линия инсценировки отразила глубоко трагический смысл романа Ф.М. Достоевского.

Князя Мышкина трепетно исполнил характерный актер Владимирского театра Александр Аладышев, в послужном списке которого около трех десятков самых разноплановых ролей. В «Идиоте» исполнитель в полной мере отразил свой талант гармонии пластической содержательности и речевой выразительности. В этом образе мы ощутили веру в божественную сущность человека, мечту о жизни по законам красоты и добра, - и ту же непрактичность и доверчивость, что и у Дон Кихота.

Трагическую судьбу Настасьи Филипповны (Наталья Демидова) зритель чувствует уже с первого акта спектакля. Актриса талантливо подчеркивает особую привлекательность героини: гордую непримиримость, максимализм чувств и стремлений. Режиссер очень трогательно и деликатно показал взаимоотношения Мышкина и Настасьи Филипповны. Если вначале он «любил», то позднее ему уже «только жаль ее». Одновременно в жизнь Мышкина вошла Аглая Епанчина. Ее играет Анна Лузгина - яркая, обаятельная актриса с широким творческим диапазоном. В спектакле, как и в романе, Аглая - «ребенок и бешеная женщина вместе». Пронзительна «сцена соперниц», состоявшаяся по инициативе Аглаи, где она «падает в наших глазах», оскорбляя Настасью Филипповну и вызывая в ней ответное чувство гордого негодования.

Зрительские симпатии получила исполнительница роли Лизаветы Прокофьевны - Галина Фатхутдинова - колоритная, острохарактерная актриса, которая создала в театре более полусотни ярких образов. В этом спектакле ее персонаж всегда в действии, в пластическом создании множественности смыслов и эмоциональных состояний: восторга, страха, отчаяния, мольбы.

Психологически сложный образ Парфена Рогожина талантливо создал Анатолий Шалухин - артист большого творческого диапазона от тончайшей лирики до трагифарса. Рогожин в спектакле наделен внутренней силой, не лишен порывов благородства. Любовная страсть «выбила» его из обычной купеческой колеи. Но союз между ним и Настасьей Филипповной, тянущейся душой к Мышкину, держит Парфена в состоянии постоянной озлобленности. Ревность Рогожина рождает ненависть вместо любви. Актеру удалось передать демоничность чувств персонажа, которые порождают беснование и ведут к убийству. Лейтмотивом этих сцен режиссер избрал полумистическое видение: «оживающую» картину Ганса Гольбейна-младшего «Мертвый Христос», поразившую в юности болезненное воображение князя. Эту картину умоляет убрать из дома мать Рогожина, которую трепетно исполнила народная артистка РФ Галина Иванова. Ее образ вызывает безмерное сочувствие зрителей.

Среди исполнителей следует особо выделить заслуженного артиста РФ Андрея Щербинина, который оригинально создал образ вездесущего чиновника Лебедева. Его персонаж то предан и молится, а то смеется над князем. Он - носитель мысли Достоевского о том, что человек совсем не благоразумное существо, стремящееся к счастью, а существо иррациональное, имеющее потребность в страдании.

Весь артистический ансамбль спектакля (28 человек) достоин только положительной оценки. Так, актеру Игорю Клочкову удалось точно передать лукавство и двойственность характера генерала Епанчина; Богдану Тартаковскому -эксцентричность Фердыщенко; Ивану Антонову - абсурдность положения «жениха» Настасьи Филипповны. Актер Георгий Девятисильный правдоподобно изобразил персонаж картины «Мертвый Христос», что просто потрясло и заворожило зрителей. С этим ощущением прошли все четыре часа спектакля. Зрители старались разгадать какую-то тайну, понять что-то важное. Помогает в этом и метафоричная музыкальная драматургия.

Поэтому, несмотря на мрачный, трагический финал спектакля, зрители получили импульс любви к жизни и людям в лице больного, но не одинокого Мышкина. Дикий крик князя сменяется звучанием детских голосов, как будто высоко в небе запели ангелы...

Фотогалерея