Плач по загубленной России / "Тайна Распутина" в Московском театре "У Никитских ворот"

Выпуск №1-241/2021, Премьеры Москвы

Плач по загубленной России / "Тайна Распутина" в Московском театре "У Никитских ворот"

«Тайна Распутина» в Театре «У Никитских ворот» в постановке Марка Розовского определена по жанру как «русский мюзикл», что выглядит несколько необычно и заставляет задуматься.

Мюзикл он и есть мюзикл, а здесь почему-то русский... Вероятно, режиссер хотел подчеркнуть его уникальный характер, не имеющий ничего общего с развлекательными европейскими и американскими музыкальными спектаклями. Выходит, Марк Розовский под видом легкого жанра замахнулся на больную тему для России - бесовщины и вечной борьбы за душу человека под натиском зла. Впрочем, режиссер в этой форме пробовал себя не раз.

Неслучайно для своего сюжета он выбрал фигуру Григория Распутина, сыгравшего большую роль в распаде русской империи и гибели Дома Романовых. Возомнив себя миссией, он воспользовался слабостью и безволием Николая II, загипнотизировал своими посулами императора и императрицу, сумев, на первый взгляд, исцелить их больного сына от неизлечимой гемофилии, и тем самым убедил всех, что обладает небывалой силой внушения и спасет Россию от неминуемого краха. Надо только верить в божественный промысел. Спрашивается, возможно ли такое? Оказывается, в России, где правит случай и трезвый ум не в почете, а мистика сродни кликушеству - возможно все.

Марка Розовского не смутило, что к истории возникновения на политической арене Григория Распутина накануне Первой мировой войны, кинематограф обращался неоднократно. (Один из фильмов так и называется «Агония».) К тому же новые документальные факты слишком трудно отыскать.

На этот раз в режиссерской трактовке русского мюзикла главный акцент делался на столкновения чести и бесчестия, порядочности и мошенничества, всеобщего обмана слабых духом. Три исторических фигуры, три персонажа: император Николай II, императрица Александра Федоровна и Григорий Распутин - образуют тот самый триумвират, где клубится страшное зло под видом ложного патриотизма, раскрывающего объятия авантюристам и провокаторам.

В роли последнего русского царя Константин Иванов, создающий образ обреченной на заклание жертвы, зависимого и нерешительного человека, не способного принимать самостоятельные решения, у которого есть одно богатство - честь, но и она брошена под ноги расстриге. Императора терзает раскаянье из-за убитых по его приказу 200 человек во время мирной демонстрации 1905-го года, ярко выраженное в музыкальном монологе «Что значит царь?» Критически настроенная к мужу Александра Федоровна в исполнении Натальи Корецкой, по всей видимости, нашла свой идеал в лице сильного сибирского вурдалака, дающего ей уверенность в завтрашнем дне и защите. В ее актерском рисунке даже есть намек на их интимную близость. Но это не так уж важно.

Важно другое - в обстоятельствах трагической безысходности, зеркально отражающей распад империи. (Неслучайно переносные ширмы выглядят складными зеркалами в сценографии Леонида Подосенова.) Поэтому сопротивляться бесовщине Распутина было некому, и лишь князь Юсупов в исполнении Игоря Скрипко взял «грех на душу», пытаясь спасти Дом Романовых. Он убивает Распутина долго и мучительно. Даже Смерть с раскрытыми черными крыльями, пришедшая на помощь отважному заговорщику, не сразу может справиться с посланником ада. Кажется, красная кровавая лента, обвиваясь, словно змея, вокруг шеи, с минуты на минуту должна задушить злодея, но не тут-то было... Распутин продолжает хрипеть, кататься по полу, пытаясь встать на четвереньки, ползти подобно «твари дрожащей». Это одна из лучших сцен русского мюзикла, наглядно показывающая, какой огромной силой обладает зло, сопротивляясь до последнего. Здесь особо хотелось бы подчеркнуть постановочное мастерство балетмейстера Антона Николаева, его блистательные пластические этюды, без чего мюзикл Розовского никогда бы не выиграл.

При всей статичности кряжистого Григория Распутина в исполнении Юрия Голубцова, напоминающего неотесанную глыбу из камня, лежащего на перекрестке трех дорог: прошлого, настоящего и будущего, можно удивиться его интуиции и проницательности, ноздрями чувствующего, где можно поживиться, чем взять женщину, сделать из нее послушную рабыню и даже шпионку, как это произошло со светской львицей Вырубовой Николины Калиберда (во втором составе эту роль исполняет Наталия Калашник).

В черной атласной рубахе, подпоясанный кушаком, антигерой Голубцова всем своим видом показывает превосходство над хилой властью и развратным высшим светом. Особенно - над чирикающими фрейлинами, охотно принимающими участие в ночных оргиях. Уж тут Распутин чувствует себя почти Стенькой Разиным, народным вожаком, не забывая при этом играть на человеческих слабостях и соблазнять удовольствиями роскоши.

Музыкальный балаган рождается из недр хмельного веселья, виртуальных иллюзий, прихотливых изгибов разбушевавшейся плоти. Пестрая толпа хористов заполняет пространство сцены, волнуется, наступает, дразнит, каркает подобно черным воронам, сплетается парами в пара'х наркотического безумия. Создается такое впечатление, что режиссер Розовский, он же автор либретто и стихов, отпускает все тормоза, и поезд мчится в пропасть с короткими остановками на музыкальные номера в сопровождении сочинений Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского и Татьяны Смольской.

Трехчасовое действие не утомляет, наоборот, насыщает сильными эмоциями, магическим креативом актерской энергии, где «Тайна Распутина» кроется в глубинах подсознания русского характера и непредсказуемой истории земли русской с ее героическими взлетами и трагическими падениями.

 

Фото Анастасии ЕНТЯКОВОЙ предоставлены театром

Фотогалерея