СЫКТЫВКАР. Серебряный лён

Выпуск №2-242/2021, В России

СЫКТЫВКАР. Серебряный лён

Дни культуры Коми в Москве были приурочены к празднованию 100-летия Республики. Свои спектакли в столицу привезли театры из Воркуты и Сыктывкара, среди них - Национальный музыкально-драматический театр.

Он появился на театральной карте Республики Коми в начале 90-х годов ХХ века. В это время в постсоветском пространстве возник интерес к аутентичной культуре, желание понять, изучить и транслировать ее ценности. Поэтому театр, спектакли которого всегда шли на языке коми, и появился сначала как фольклорный со всеми его составляющими - здесь пели народные песни, звучала музыка, которую исполняли на народных инструментах, а драматургический материал подразумевал возможность использовать фольклор и национальные ритуалы. Конечно, не было обряда в исконном понимании, спектакли несли художественно-просветительскую миссию, сохраняя при этом образное восприятие мира, природы и человека как части этого мира. Понимали и то, что фольклорное мышление всегда обращено к «преданьям старины», к традициям, к народным формам познания мира. Начиная с первого спектакля, «Поэмы о храмах», рассказывающего о христианизации коми народа, театр возрождал и формировал эстетическое и этическое отношение к собственному прошлому.

Это театрально-художественное кредо театра воплотила в жизнь талантливый режиссер и организатор, экспериментатор и исследователь Светлана Горчакова, многолетний руководитель театра, стоящая у его истоков. В ее лирическом спектакле «Серебро льна», пьесу для которого режиссер написала вместе с ученым-фольклористом Олегом Уляшевым, воспроизводятся неповторимая «музыка бытия» и радость каждого дня. Первая редакция этой культовой в республике постановки появилась в 1998 году. Как признавались сами создатели, сначала планировали спектакль, в основе которого были обрядовые праздники, но позже, вдохновившись книгой о цикле «жизни льна», где прослеживался годовой путь от посева до рубахи, ставили не только о земледельческом цикле. И главной темой, лейтмотивом «Серебра льна» стал неизменный круг жизни, фольклорно-ритуальный феномен которого - завершенность годичного цикла. Все четыре времени года - Весна, Лето, Осень, Зима - сопровождались непрерывной цепью обрядов. И в нынешней редакции история воспроизводит себя в ритуале, где жизненный цикл не обрывается с окончанием спектакля. Уникальность драматургии заключалась и в том, что сюжетный текст развивался не параллельно ритуальному, напротив, они оказались тесно переплетены. Завершенность лирико-комедийной истории только обострила цикличность времени. Жизнь человека, семейный уклад в спектакле подчинены жизни природы в глобальном понимании и выращиванию льна в более узком.

Как и любой спектакль, основа которого обряд, народные игры, фольклорные песни и пляски, «Серебро льна» подчеркнуто декоративен. Пространство трансформируется от сцены к сцене, зачастую его формирует предметный мир, состоящий из аутентичных, собранным по деревням, коробов, прялок, трепал, веретен и театрального реквизита. Здесь вещь, как в первобытном обществе, оказывается наделенной особыми магическими свойствами. Сценография Александра Забоева действенна и подвижна, она продиктована не столько пространством, сколько смыслом спектакля. В пустом пространстве сцены режиссеру достаточно одной выразительной детали - плетня ли, майского дерева, соломенного чучела Масленицы, которые определят образное и эмоциональное звучание сцены-эпизода. Дополнительной знаковой характеристикой спектакля стало и цветовое решение костюмов, где изначальная заданность - стилистическое соответствие повседневной и праздничной одежде коми народа. Здесь вышитые красными нитками льняные рубахи посевной сменятся яркими нарядами лета и цветными полушубками зимы, и знаковой не только для сюжета, но и понимания жизни деревни станет красильщик Егор (Валериан Канев) с его разноцветными тканями. Принимая заказы на покраску, он, как настоящий коробейник, оценит не только платежеспособность молодых заказчиц, а еще шутками-прибаутками выведает их тайны, вызывая эмоциональное доверие.

Мощный колокольный звон предшествует спектаклю. В христианском мире колокола, как известно, обладают особой духовной силой, в том числе и магической, а здесь, в спектакле еще и задают ритм действа. Но главное, конечно, защищают и благословляют. На труд, на посевную, на хороший урожай.

Как и в любом действе, основанном на фольклоре, в «Серебре льна» важно деление на мужское и женское начало, и мужчина здесь - сеятель, который в прямом и переносном смысле должен оплодотворить землю. Но Горчакова и Уляшев знают, что лен - единственная культура, которую издревле сеяли женщины. И на помощь мужчине-сеятелю, сосредоточенно бросающему зерно в землю, придут женщины. Поразительная свобода ансамблевого звучания проявится не только в коллективном действе, но в танцах и песнях, иногда исполняемых как иллюстрация, иногда становящимися самостоятельным вокальным номером. Горчакова вообще в этом спектакле работает на стыке жанров, и песни в «Серебре льна», хоровые и сольные, веселые и грустные - песни деревни и фольклора. Двигаясь от одного эпизода к другому, режиссер показывает работу как праздник, праздник - как часть жизни. Отсюда и юмористическая сцена бани, где работники не только парились и смывали усталость, но шутили-балагурили, обсуждали местных красавиц. Или один из главных праздников - Троица. Восстанавливая традиционный ритуал - украшать ленточками березу и водить хороводы, режиссер расставляет пары. Игра-игрой, а молодость берет свое. И вот начинаются милые шутки-прибаутки, складываются парочки, чтоб в финале... Впрочем, до финала еще много чего произойдет.

Лирический центр спектакля - Анна, милая, симпатичная, обаятельная, работящая. У героини Карины Игнатовой, по-детски наивной, но цельной, есть тайна, она робко увиливает от ухаживаний первого красавца и заводилы Алёши - Семена Горчакова, потому что есть другой. В сольных и ансамблевых партиях Горчаков лидирует уверенно, его герой - всегда и во всем первый, изумленная растерянность волной накрывает Алёшу, когда он понимает, что сердце любимой давно отдано заезжему коробейнику. Но не гребни и заколки прельстили Анну, а душевная щедрость Егора, которого отличают простота и естественность поступков. Их мужская драка из-за девушки и ритуальное, и бытовое явление, но драка здесь достаточно условна, театр не ищет победителя и побежденного, неупорядоченность отношений - часть ритуального фольклорного мира.

Авторы спектакля знают, что в фольклоре важное место занимают праздничные «бесчинства». Проявляются они, как правило, на Святки и Масленицу, но здесь тактично рассыпаны в тексте спектакля, в шутках на грани фола, когда парни тащат репу, смеясь: какую вытащишь, такая и грудь у жены будет. Объяснять не нужно - фольклор имеет собственное толкование любого явления. Рождество и Святки - эмоциональная кульминация спектакля. Талант режиссера, присущий Горчаковой, проявляется здесь в полной мере. Рождественские колядки и славословие младенца Христа сменяются святочными посиделками, реконструированными если и не в полном объеме, то в достаточной степени показывая их магическое и ритуальное значение.

Берестяные маски и хари, за которыми прячутся переодетые парни, и впрямь делают их неузнаваемыми. Музыкальные инструменты созданы из подручных средств. Для режиссера важно запутать зрителя, показать игру в ее истинно фольклорном звучании, во всем многообразии составляющих ее элементов - от «веселого похода» по деревне до общего сбора в доме вдовой Ирины, куда приходят погадать на суженого нарядные девушки и парни. Игра в покойника Кузьму Поликарповича, для которого выбирают невесту, тактично адаптирована для сцены, собственно, это всего лишь намек на те непристойные действа, что происходили в коми, да и в русских деревнях. А потом, изобразив покойника (а ритуальные действа здесь объясняются просто - преодоление и ослабление смерти), парни уйдут за ворота, чтоб смыть с себя нечисть и вернуться в собственном обличье, по традиции заев и запив, забыв до следующих Святок эти игры.

В калейдоскопе событий и масленичные гуляния с красочной ярмаркой, каруселью. Тема льна трансформируется здесь в загадках, разгадка которых сулит заветное получение окрашенных тканей. Разноцветье, что привнес Егор, станет основой будущих нарядов, а пока - конфликта с Алёшей, перерастающего в драку из-за девушки. И здесь важна не последовательность событий, а их включенность в общий ход действия, соответствие обрядовому календарю, где проявляется синтез язычества и христианства. В театральной реконструкции празднества время, естественно, спрессовано, это всего лишь небольшой, пусть и яркий эпизод. И главный персонаж - сударыня-масленица, соломенное, обряженное в женскую одежду чучело, с которой шествовал по деревне масленичный поезд. И пусть на сцене не всегда можно показать эту процессию целиком, актеры добиваются обаяния художественности, когда зритель поддается общему настрою, царящему веселью и озорству.

Театральность Горчаковой не предполагает реконструкции ежедневного крестьянского быта, в спектакле есть его внешнее составляющее - лен прядут, ткут, и посаженное в начале спектакля семечко в финале превратится в полотенце или рубаху, подарок суженому.

Артисты, занятые в спектакле, а это почти вся труппа, сформировались в этом коллективе, впитали и продолжили традиции, начатые тридцать лет назад. Оттого так легко и естественно исполняют они свои роли, создавая незабываемое зрелище.

Глава Республики Коми Владимир Уйба на сайте, посвященном 100-летию Республики, отметил, что вековой юбилей «объединяет всех, кто горячо любит свою малую родину, уважает и бережет традиции». Гастроли театра, эмблема которого летящая птица на фоне незаходящего северного солнца, объединил земляков. В зале Театра у Никитских ворот, где играл этот талантливый коллектив, было очень много молодых зрителей, стремящихся приобщиться к культуре своих предков. После спектакля было понятно, насколько необходим Театр, сохраняющий традиции, прошлое, предлагая своим зрителям интересное путешествие вглубь времен.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея