Портрет актрисы в интерьере театра / Людмила Живых (Петрозаводск)

Выпуск №2-242/2021, Театральная шкатулка

Портрет актрисы в интерьере театра / Людмила Живых (Петрозаводск)

Имя актрисы - Людмила Филипповна Живых. Ее театр - «Творческая мастерская» города Петрозаводска. Вся ее творческая жизнь связана с этим городом. Она была самой знаменитой и любимой актрисой и своеобразной визитной карточкой театральной Карелии.

3 октября этого года Людмиле Филипповне Живых исполнилось бы 90 лет. Она умерла 4 ноября 2006 года. За месяц до этого печального события торжественно отметили ее 75-летие. Людмила Филипповна была уже очень больна. Но вышла на сцену в спектакле «Простая история», который любила и где замечательно играла Лошадь. И когда в финале ее монолога прозвучали слова: «Прощайте, друзья! Мое время пришло. Я ухожу...», - сдержать слезы было невозможно. Все понимали, что этот спектакль - ее прощание со зрителями и коллегами.

Я познакомилась с Людмилой Филипповной в начале 90-х годов. В течение нескольких лет с группой театральных критиков приезжала в Петрозаводск на Международный фестиваль камерных спектаклей «Ламбушка». Само название настраивало на какой-то особый лирический лад: «ламбушка» по-карельски - маленькое светлое озеро. У истоков этого фестиваля стояли Людмила Филипповна Живых как председатель Карельского отделения СТД РФ и в те времена директор театра-студии «Творческая Мастерская» и Дома актера, где проходили все мероприятия фестиваля и Геннадий Залогин. Всегда была интересная программа и удивительно теплая, дружеская атмосфера. Тогда мы сумели оценить Людмилу Филипповну и как театрального деятеля и как выдающуюся актрису, впервые увидев ее в роли Сары Бернар в спектакле «Игра о Саре Бернар» и в роли Мод в спектакле «Гарольд и Мод» Театра-студии «Творческая Мастерская» в постановке Ивана Петровича Петрова, главного режиссера театра. И потом, приезжая в Петрозаводск, я всякий раз ждала новых ролей Людмилы Филипповны. Она ни разу меня не разочаровала, более того, оставалось только удивляться разнообразию ее героинь: то это была простецкая тетка из коммуналки во «Вдовьем пароходе» И. Грековой и П. Лунгина, то сложная противоречивая фигура Княжны, которая вышла замуж за комиссара, в пьесе А. Мишарина «Княжны», Королева Мария в «Король умирает» Э. Ионеско, Тельма Гейтс в спектакле «Спокойной ночи, мама» (пьеса Марши Нормы). Это был дуэт с Еленой Бычковой, режиссером спектакля, где обе актрисы демонстрировали высший актерский пилотаж...

О судьбе Людмилы Живых и о театре, с которым связаны более 20 лет ее жизни, и на сцене которого она сыграла свой последний спектакль, я рассказывала в своих передачах в эфире «Радио России». Они сохранились. В них Людмила Филипповна рассказывала о своем театре и о себе, а режиссер Иван Петрович Петров - об актрисе, творческое содружество с которой существовало многие годы.

На фестивале «Ламбушка» председателем жюри был известный театральный критик Юрий Сергеевич Рыбаков. У них с Людмилой Филипповной состоялся разговор не только о театре, но и о жизни.

Ю.Р.: Каким образом москвичка, выпускница Щукинского училища оказалась в Петрозаводске?

Л.Ж.: В поисках романтики мы, четверо москвичей, получив дипломы, решили поехать попытать счастья подальше от Москвы. Это был конец 50-х годов. Тогда нам говорили: только в Сибирь, на Урал, там нужны новые кадры... Тогда в Новосибирске в театре «Красный факел» работали наши выпускники, тоже москвичи, они туда затащили нас. Два года я там проработала.

- А уехали в Петрозаводск почему?

- Это уже связано с моей личной жизнью. Там, в Новосибирске, я встретила выпускника режиссерского курса Г.А. Товстоногова Юрия Зайончковского. Он приехал защищать дипломную работу на Новосибирском ТВ. Мы познакомились. Он сделал мне предложение. Я за ним приехала сюда. Ему очень не хотелось возвращаться. Тогда и мне здесь было очень интересно в Русском драматическом театре, а у Юрия Александровича была очень интересная работа на ТВ. Это было новое молодое дело. Просто грех было срывать человека. Это был как бы один этап нашей жизни, который не позволил решиться на переезд, а потом вступила в силу медицина, он перенес операцию на сердце. Хотя первая операция была сделана в Каунасе, медицина здесь была удивительно мощная. Тоже нельзя было отрываться. А потом возраст, уже стало поздно.

- Психологическое состояние девочки с Арбата, которая стала провинциальной актрисой, в этом не было какого-то комплекса?

- Периодически была тоска и желание чего-то пошире, побольше. Определенную роль сыграло то, что я просто не могла позволить себе в собственных интересах срывать мужа отсюда. Это сыграло колоссальную роль, хотя тоска, она, конечно, до сих пор есть. Но этот город особый, таких городов мало. У меня в жизни был другой случай, когда человек, родившийся в Петрозаводске, периодически говорил о том, что надо вырваться. Этот человек меня не понимал - почему я, родившаяся в Москве, ничего не делаю... Колоссальную роль в моей судьбе сыграло то, что я осталась здесь и приняла условия жизни, именно исходя из своего отношения к моему мужу. Я считаю его очень одаренным человеком. Вообще, это особые темы, насколько это интересно?

- Интересно, интересно.

- Уже достаточно много времени прошло, как его нет, 11 лет. Юрий Александрович Зайончковский двадцать лет возглавлял ТВ в Петрозаводске, был главным режиссером. Он вырос в Литве, в той Литве, до 40-го года. Это совершенно другой пласт культуры, образования, он внес в мою жизнь нечто такое ... Если я сейчас совершаю какие-то поступки, за которые не стыдно, я считаю, что это его воздействие на меня. Он знал три языка. У нас были вечера, когда я слушала Мицкевича на великолепном польском языке и когда были удивительные разговоры, которые не так часто в семьях встречаются. Поэтому я свои страсти, свои эмоции держала в руках. Для меня он удивительно духовно богатый человек.

- Это сказывалось на вашем творчестве, говорили вы о ролях?

- Когда я выпускала спектакль, и мне не удавалась работа, конечно, это меня мучило. И первый год нашей совместной жизни я позволила себе сказать: «Ты знаешь, у меня не получается роль, неужели ты не можешь мне помочь?» И в ответ прозвучала фраза, которую я запомнила на всю жизнь. Он сказал: «Не я режиссер этого спектакля, я не имею никакого морального права вмешиваться и давать советы. Это неверно, это неэтично. - А что мне делать? - Соображай!» Он удивительно умел со мной общаться. Не знаю, как это происходило. Когда я говорила, что у меня не получается роль, он выводил меня на разговор, что именно не получается, заставляя соображать и думать. Я очень любила с ним работать в телевизионных спектаклях. Иногда мы с ним читали на радио. Он очень хорошо читал. Мне было интересно с ним. Он так и остался для меня в каких-то двух измерениях: как мой муж, близкий человек, и как человек, которого я до конца не познала.


Подруга Живых актриса Елена Бычкова вспоминала:

- Когда Людмила Филипповна в 2003 году получила «Золотую Маску» «За Честь и Достоинство», ей дали новую квартиру. Она отказалась, не могла уйти из своей жуткой квартиры, где они жили с Юрой.


Ю.Р.: Вы народная артистка, я понимаю, что итог жизни хороший. А как все складывалось? Вы сказали про город, что он особенный, вы его полюбили, и он вас полюбил?

Л.Ж.: Я думаю, он не сразу меня полюбил, не сразу. Мне жаловаться грех. И первая работа прошла, а уж когда вторая работа «Человек со звезды», семь ролей... Тогда в театре была удивительная труппа (Русский Музыкально-драматический театр Карельской АССР, главный режиссер драмы Иван Петрович Петров - М.Р.). Войти в эту труппу и стать полноправным членом коллектива было очень трудно. Надо было завоевывать тем, что ты умеешь. «Человек со звезды» сыграл решающую роль в моей творческой судьбе. И опять же, я, наверное, как тетерев все токую и токую, в этой взаимной потом любви с городом опять определенную роль сыграло то, что рядом со мной был Юрий Александрович. Здесь было интересно. Здесь были люди, которые помогли полюбить этот город. А потом, счастье общения с Москвой: сюда приезжало много школьных моих друзей, и я ездила в творческие командировки в Москву. Когда я поняла, что этот город я полюбила? После отпуска, когда уезжаешь из дома из Москвы, трудно возвращаться, но мне хотелось сюда возвращаться. Это о чем-то говорило...

- А что бы хотелось сыграть еще, какую роль?

- Если бы вы некоторое время назад спросили, я бы могла назвать конкретно. У меня был такой период, когда я мало работала, доходила до отчаяния, было желание даже уйти из профессии. Но когда я пыталась свой разум привести в порядок и осознано подойти к какому-то решению, я понимала, что без театра не выживу. Просто это доказано смертью мужа. Все мои знакомые врачи говорили: «Помогло тебе с твоим характером выжить - то, что ты выходила на сцену». И я заставила себя не мечтать. Потому, что это очень больно. Я безумно тоскую по комедии, хочется сыграть какую-то искрометную комедию. Я люблю интеллектуальную драму, но хочется чего-то с радостью, весельем...

Я не могу ответить на вопрос именно по этой причине: я запретила себе мечтать.

Это не значит, что я не хочу работать. Я хочу работать, но не хочу обманывать себя.


В радиопередаче после этих слов Людмила Филипповна прочитала стихотворение Анны Ахматовой. «Я научилась просто мудро жить...»

Разговор с Людмилой Филипповной Живых получился не очень веселым. Такой я ее никогда не видела. Мы знали ее энергичной, не унывающей, председателем СТД Карелии, которая умела решать любые проблемы, блистательной актрисой и душой фестиваля камерных спектаклей «Ламбушка». Год назад она отметила свое 70-летие. Одной из любимых ролей оставалась Мод в спектакле «Гарольд и Мод», на который зрители ходили по много раз. Гарольда играл молодой артист Дмитрий Максимов. В 2011 году прошло пять лет после смерти Людмилы Филипповны, друзья и коллеги собрались в день ее 80-летия. Каждый вспоминал... И Дмитрий Максимов сказал: «Я пришел в «Творческую мастерскую» 20 лет назад. Это был настоящий семейный театр, где друг с друга пылинки сдували и при этом правду-матку в глаза говорили. Я, юный специалист с улицы, стал работать в спектакле «Гарольд и Мод» с самой Живых. Не скажу, что у меня что-то не получалось, у меня все не получалось. У Людмилы Филипповны были вспышки гнева: «Как можно с пнем работать!» Она мучилась, но мужественно выдержала нашу совместную работу. В результате, когда мы выходили за кулисы после спектакля, мы каждый раз кланялись друг другу и говорили «спасибо». Сегодня никто из актеров не благодарит друг друга за спектакль. Умерла традиция».


Моя первая передача о Людмиле Филипповне Живых прозвучала в эфире «Радио России» первого марта 1994 года под названием «Портрет актрисы в интерьере театра». Это название я сохранила для публикации.

... А в 1961 году молодая актриса Людмила Живых приезжает в Петрозаводск. В том же году в этот театр приезжает режиссер Иван Петров. Так началось их содружество.

Готовясь к передаче, я пригласила в студию Петрозаводского радио Ивана Петровича Петрова и Людмилу Филипповну Живых, попросив начать наш разговор режиссера, вспоминая о первой встрече с молодой актрисой.

И.П.: Когда это произошло? Приехал после окончания режиссерского факультета в Петрозаводск сначала дипломником, потом стал очередным, потом и главным режиссером. Среди актеров, с которыми я знакомился, я заметил молодую, очень интересную (когда я говорю «интересную», это профессиональный взгляд режиссера) актрису. Режиссеры - люди вредные, они смотрят не только на внешность, им подавай еще и определенный духовный мир, определенную индивидуальность.

У нее была вахтанговская школа, работа в таком прекрасном театре как «Красный факел», и я видел перспективу. Беру на себя смелость сказать, что в моих спектаклях и у других режиссеров талант Людмилы Филипповны раскрылся необычайно. И по диапазону, и по тому, как ее личность раскрылась. Она стала народной артисткой, причем, подлинной, не по званию, а по тому, как ее любят. Ведь характер у Людмилы Филипповны очень непростой, но куда же денешься перед талантом. Вспоминая ее роли первых лет, я назову те, которых зрители, может, и не помнят: роли, на которых проверяется актер. Новогоднее представление. Артисты не любят детские елки. А она в дуэте тоже с прекрасным артистом Константином Пилипенко, выкатываясь на какой-то тачке вроде самоката, создавала такой яркий характер, было столько озорства, что это запомнилось на годы. Большие роли запоминаются зрителями, критиками, а мы очень ценим эти искорки. Была такая пьеса, по драматургии не большого масштаба, но получился очень значительный спектакль в результате - «Ищу правую руку, или Требуется лжец» греческого драматурга Псакаса. Людмила Филипповна играла Служанку: минимум слов, но она стоит перед моими глазами в клетчатом фартучке, с ее руками, с ее походкой...


За время работы в Русском Музыкально-драматическом театре с 1961 по 1988 год Людмила Живых сыграла массу самых разных больших ролей. Но содружество с ее режиссером прервалось в 1968 году, когда он уехал из Петрозаводска и с 1970-го до 1988 год был главным режиссером Государственного Русского драматического театра Литовской СССР в Вильнюсе, где о нем до сих пор вспоминают.

В 1988 году Иван Петрович вернулся в Петрозаводск. Здесь начинается интереснейшая история создания «Творческой мастерской». Обычно создание нового театра - дело молодых бунтарей, которые ищут новых путей в искусстве, начинают где-нибудь в подвале. Так в то время родилось много театров-студий по стране. Здесь совсем другая история. Взбунтовались и ушли из государственного театра 14 ведущих актеров, совсем не молодежь, ушли в никуда, в новую жизнь. И позвали своего учителя, любимого режиссера Ивана Петровича Петрова вернуться в Петрозаводск. И он вернулся. Как это все происходило?


И.П.: Прежде всего хочу сказать, что художник не имеет возраста. Да, ушли заслуженные, ушли мастера, но молодые. Не смотрите, сколько им лет. Они ушли из театра, которой сами называли «каменный», из театра, который функционировал уже по какой-то инерции, их не удовлетворяла там творческая жизнь. Они ушли в «никуда» под руководством актрисы и очень инициативного человека Елены Бычковой. Вне театра как режиссер с группой друзей-актеров она поставила спектакль «Завтра была война» Б. Васильева, стали его играть в Доме актера, даже съездили в Москву. В это время в СТД появилась программа, которая называлась «Творческая мастерская». И вот, когда мы все вместе встретились, выяснилось, что СТД может дать деньги. Эти актеры были готовы окончательно уйти из театра, кое-кто уже ушел. И тогда мы решили создать первый наш спектакль. Взяли для постановки «Плаху» Ч. Айтматова. Это был 1988 год. Мы открыли сезон и добились того, что стали вторым русским театром в национальной республике. Мы стали Государственным молодежным театром республики Карелия «Творческая мастерская». А Людмила Филипповна Живых стала «цементом».

- Людмила Филипповна, как мне кажется, вы достаточно благополучно должны были жить в театре, простите, но вам было уже за пятьдесят, вы известны, у вас звания, вроде бы все в порядке? Что заставило пуститься в эту авантюру?

Л.Ж.: Чем больше хвалят, тем больше в меня внедряется страх. Любая положительная рецензия не восторг у меня вызывает, а какую-то настороженность. Господи, как же после этого надо работать! Не надо говорить ни о каких подробностях той жизни, нормальная жизнь, как в каждом большом, сложном организме... Но наступает момент, когда каждый актер делает выбор - или ты дисквалифицируешься, подчинившись тем творческим принципам, которые приходят с каждым новым руководителем, даешь себя разрушить, впадая в какое-то творческое рабство или... У меня, например, был момент, я много играла, сыграла «Госпожу министершу» Нушича. Было то, о чем я столько лет мечтала. По-моему, в моей жизни это был единственный спектакль, голубая мечта, когда двигаешься, поешь, это слияние слова и пластики. Я сыграла «Вечер» А. Дударева, «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта. Драматургия, на которую нельзя пожаловаться...

Был какой-то момент, когда мы репетировали «Плаху», я думала: что же такое происходит, вроде, идет нормальная репетиция, какой-то поиск, режиссер делает замечания. За многие годы работы мне впервые стало физически легко. Такое было ощущение, как будто с меня сняли груз, когда не страшно, какой ты выходишь на сцену, красивой-некрасивой, ошибаешься.

«Плаха», я глубоко убеждена, стала официальным рождением нашего театра. Наверное, это запомнится на всю мою оставшуюся жизнь: что-то было, что в жизни редко случается... Я не очень люблю этот роман, отношусь к нему сложно, не испытываю восторгов. Что касается Понтия Пилата, после «Мастера и Маргариты» не могу принять другого. Инсценировка, которую сделал Иван Петрович, меня покорила. Для меня возникло совершенно другое произведение. В оформлении Виктора Скорика на сцене - большущий крест, на котором распята шкура волка, причем, настоящая, нам охотники подарили эту шкуру. И моя зона, зона Акбары как бы под этим волком, висящим над головой. Зона у креста, где распят волк. Распята природа, распята душа. Не дано нам понять природу, до чего она мудра. И вот эта мудрость природы - в распятом волке. Нас безумно волновало, как воспримут крест, на котором шкура. У нас на премьере был Владыка, наш епископ. Нас это очень волновало. И он сказал: «Все хорошо, все понятно. Это распятая душа, и крест не осквернен». Если можно так сказать, я влюблена в этот спектакль... Нижайший поклон Ивану Петровичу за этот поиск души!..


Спектакль «Игра о Саре Бернар» был включен в афишу Фестиваля камерных спектаклей «Ламбушка» в 1993 году. Московские и петербургские критики признали Людмилу Живых одной из лучших исполнительниц роли Сары Бернар в нашей стране. Пьеса Д. Маррелла «Смех лангусты» (авторское название) шла во многих театрах в то время. Петербургский профессор Лев Иосифович Гительман говорил: «Я не видел Сару Бернар, но теперь можно сказать, что видел, это не просто буквальное создание конкретного образа. Это играется тема. Тема художника, большой актрисы, как она сама говорит: «Мы - последние романтики». И поэтому я говорю: да, это Сара Бернар и Людмила Живых».

А потом появился спектакль «Гарольд и Мод», в котором, по словам Людмилы Живых, произошло нечто очень важное.


Л.Ж.: Я ужасно благодарна Ивану Петровичу за то, что он был терпим к тому, что со мной происходило. Я люблю этот спектакль, мне хорошо...

И.П.: Мы искали не гастрольную роль для прекрасной актрисы. Для всего ансамбля нам важно было поговорить на определенную тему. Безусловно, сама Мод определяла многое, но опять же не для того, чтобы блеснуть в очень эксцентричной роли: тут она и на дерево залезет, и кульбиты делает, и все, что угодно. Нет, нас интересовало про что это. Есть молодой человек, который не принимает этот мир, период становления человека. Он во многом, может быть, и не прав, так остро относясь к окружающей действительности, что хочет покончить с собой. И есть рядом человек, влюбленный в жизнь - Мод.

Она влюблена в жизнь во всех ее проявлениях. Мы приходим в этот мир один раз, и мы должны знать: это - уже счастье, что бы с нами не происходило. Эта тема так важна сегодня. Она так нужна потому, что во всем тяжелом, что происходит вокруг нас, без влюбленности в жизнь в любом ее проявлении, жить невозможно...


Фотогалерея