"Самая нежная краска" / Виталий Егоров (Москва)

Выпуск №3-243/2021, Лица

"Самая нежная краска" / Виталий Егоров (Москва)

Определение, которое когда-то дал Олег Табаков дарованию Виталия Егорова, не просто оказалось снайперски точным, но выдержало проверку временем. Чуткость и трепетность - качества, все реже встречающиеся даже у юных. С ними и в былые времена жить было очень непросто, а уж по нынешним - просто опасно для жизни. Потому наделенные этими свойствами люди, сознавая свою уязвимость, с годами стараются возвести вокруг души стену цинизма и бесчувственности - так спокойнее. У натур творческих это сознательное очерствление особенно заметно: подлинность самого переживания вытесняется «достоверностью» его передачи. Виталий Егоров в этот «актуальный тренд» вписываться категорически не желает. Работы артиста продолжают восхищать филигранной передачей тончайших оттенков самых трудноопределяемых человеческих чувств.

 

Остров везения

Виталий Михайлович не устает повторять, что в жизни ему просто очень везет, особенно на хороших людей. Возможно. Однако счастливый случай дается лишь тому, кто способен достойно распорядиться полученным преимуществом, не сетуя на то, что получено-де меньше, чем хотелось бы. Детство Виталия прошло в Корсунь-Шевченковском - маленьком городке с большой историей. Профессионального театра в городе не было, зато был народный, при Доме культуры. В нем играла мама Виталия, и сына пристрастила. Но о сцене всерьез мальчик не думал - с равным увлечением занимался в заочной математической школе МГУ, а также в спортивной и музыкальной. Музыку Виталий обожал, но, когда встал вопрос, куда поступать, рванул не в музыкальное, а в театральное училище.

В Днепропетровске на драму не прошел, хотел было забирать документы, но кто-то из вовремя подвернувшихся в коридоре «стариков», посоветовал идти на кукольное - может, потом перевестись удастся. Такая возможность не представилась, и кто знает, куда бы завела Виталия стезя артиста-кукольника, если бы не прекрасные вокальные и пластические данные: Константин Пивоваров, тогдашний худрук Одесского украинского музыкально-драматического театра, приехавший смотреть выпускников, увидел, как Егоров с сокурсницей танцует «Болеро» Равеля и пригласил в труппу. За единственный сезон в этом театре Егоров пропел и протанцевал в массовке добрую половину украинской классики - «Наталку-Полтавку» и «Москаля-чародея» Ивана Котляревского, «Конотопскую ведьму» Григория Квитки-Основьяненко, «В воскресенье рано зелье собирала» Ольги Кобылянской. А первой премьерой Егорова стал спектакль «За двумя зайцами» по знаменитой пьесе Михаила Старицкого, где он сыграл одного из приятелей Голохвастого.

Как причудливо порой тасуется колода... Спустя много лет Театр-студия Олега Табакова приедет на гастроли в Одессу, играть будет на той самой сцене, на которой Виталий Егоров делал свои первые шаги, а в отведенной ему гримерке на стене будет висеть премьерная афиша «Зайцев». По словам Виталия Михайловича, к Табакову его тоже привел счастливый случай. Вернее - два. По окончании сезона ему предстояло идти в армию, служить в Драматическом театре Черноморского флота имени Б. Лавренёва в Севастополе. Но судьба привела Егорова в команду актеров-военнослужащих Центрального академического театра Советской армии и перед ним открылась возможность выходить на одну сцену с корифеями - Ниной Афанасьевной Сазоновой, Алиной Станиславовной Покровской, Людмилой Алексеевной Чурсиной, Олегом Ивановичем Борисовым, Владимиром Михайловичем Зельдиным. Как подлинный неофит, Виталий сидел чуть не на всех репетициях, а на спектаклях с замиранием сердца наблюдал за ними, прячась в кулисах. Подлинное мастерство в актерской профессии подчиняется старому как мир правилу: научить нельзя, можно научиться. Виталий Егоров оказался достойным учеником. В противном случае, не прошел бы он сверхстрогого отбора на курс Олега Павловича Табакова, о котором случайно узнал от приятеля.

 

Журавлик по небу летит

Однажды, уже будучи студентом 2 курса, Виталий получил заветный входной билетик на «Матросскую тишину». Он смотрел спектакль и думал: я так никогда не смогу, и в этот театр меня не возьмут никогда... А через год Егоров получил свою первую большую роль - Лёвку в спектакле «Страсти по Бумбарашу», который ставил Владимир Машков. Какие глуби и выси разглядел режиссер в третьекурснике, ничего еще толком не успевшем сыграть? И как удалось молодому артисту объединить в одном образе эксцентричного прохвоста с неисправимым романтиком? Можно попробовать сконструировать высокомудрый ответ. А можно включить видеозапись того спектакля, сделанную в 2002 году. Да, она не передаст всех оттенков, на которые так щедр живой театр, но за те три с четвертью минуты, что звучит «Журавль» - виртуозно разыгранный дуэт с Бумбарашем-Мироновым - ответы на заданные вопросы находятся словно бы сами собой.

В биографии каждого артиста есть роли, которые можно назвать системообразующими. Для Виталия Егорова, по его собственному признанию, помимо Лёвки, это Белый в «Смертельном номере» Владимира Машкова (про актеров, занятых в постановке, Табаков в свое время сказал: «Они играют лично») и Нехлюдов в спектакле «Воскресенье. Супер» Юрия Бутусова (единственный случай в жизни артиста, когда он поначалу хотел отказаться от роли). Азартный авантюрист, белый клоун и эстетствующий эгоист как три (из многих!) ипостаси мятущейся человеческой души. Согласитесь, показательный отбор. При том, что в «послужной список» артиста входят князь Мышкин («Идиот») и Голубков («Бег»), Николай Кирсанов («Отцы и дети») и Городулин («На всякого мудреца довольно простоты»), виконт де Вальмон («Опасные связи») и Роберт Чилтерн («Идеальный муж»). Егорову интересны страстные, порывистые, тонко чувствующие натуры, но как бы артист ни любил своих персонажей, как бы ни сочувствовал им, он всегда оставляет себе возможность чуть-чуть отстраниться и слегка поиронизировать над ними, приглашая зрителя в союзники. Вот эта доверительная, приправленная юмором интонация каждый раз и подкупает публику буквально с первой минуты появления артиста на сцене.

Сегодня Виталий Егоров один из ведущих актеров «Театра Олега Табакова». Мощное «силовое поле» артиста в состоянии удержать на «орбите» персонажей и Гоголя, и Бернарда Шоу и Агаты Кристи.

 

 

Натюрлих, Антон Антонович!

Одной из первых премьер «ТОТ» после того как его возглавил Владимир Машков, стал «Ревизор». Сергей Газаров вывел на сцену хрестоматийных гоголевских персонажей отнюдь не потому, что сюжет комедии в русских реалиях воистину вечен. Очевидности режиссеров такого уровня не вдохновляют. Газарову было интересно разобраться в человеческих отношениях, связывающих этих людей, в мотивах их поступков, в глубинной природе их страхов и мечтаний. И в этом контексте практически безмолвная роль Гибнера из забавного шаржа превращается в точный психологический портрет очень одинокого человека. Виталию Егорову по силам сыграть судьбу практически на одних междометиях. Его немец-лекарь, возможно, вовсе и не немец. Просто Городничий (в этом человеке Владимиру Машкову драматизм куда важнее комизма), как и положено царьку местного масштаба, старается копировать столичные обычаи: коли у царя в Петербурге лекари - немцы, так и у меня должен быть. И если настоящего под рукой не имеется - назначим из ненастоящих. Вот и пришлось давным-давно обрусевшему Гибнеру раскопать в сундуках камзол времен позапрошлого царствования, в каком еще его дед щеголял. И молчит он только потому, что ни слова на языке предков не знает. Молчит, но все понимает, и наблюдать за его реакцией на происходящее - истинное наслаждение.

Почему этот человек согласился играть при Городничем такую странную роль? Да потому, что Сквозник-Дмухановский для Гибнера - один свет в окошке, ведь, судя по всему, семьи у лекаря наверняка нет (иначе интрига моментально раскрылась бы). Гибнеру, со всем его изяществом и утонченностью (один кружевной платочек в аристократичных руках чего стоит!), нужно кем-то восхищаться, и харизматичный Городничий самый подходящий для этого объект. Но просвечивает в истории и более глубинный пласт: знают они друг о друге такое, что никому другому неизвестно. В финале Гибнер оказывается чуть ли не единственным человеком, кому искренне жаль Городничего. Если тот пойдет в Сибирь, то и этот за ним вослед отправится, может - по принуждению, а может и по доброй воле.

 

 

Высокий блондин в черном фраке

«Женитьба» присутствует на афише «ТОТ» со времен Олега Павловича. Спектакль Олега Тополянского идет больше десяти лет, но зал всегда полон. Принимая театр, Владимир Машков отсматривал текущий репертуар и, когда очередь дошла до «Женитьбы», привел всех в смятение одной фразой: «Романтики мне не хватает!» А затем взял и... «пролонгировал» финал. Нет-нет, текст Николая Васильевича нисколько не пострадал, но вся эта трогательная история про мильон сердечных терзаний получила иной ракурс. Перед нами уже не просто милые зануды и недотёпы, которые сами не знают, чего хотят - в этом отношении сюжет Гоголя за долгую историю существования пьесы, можно сказать, исчерпан до дна. Перед нами... мы сами, дрожащие от страха перед неизбежностью выбора, прячущие голову в песок вместо того, чтобы сделать шаг навстречу самой заветной своей мечте.

Подколёсина обычно изображали тюфяком, не заслуживающим ничего, кроме едкой насмешки. А Егоров показал нам человека ранимой души, который никак не может найти общий язык с окружающим миром, а потому предпочитает проводить дни в своей домотканной крепости (сколько наивной прелести в сценографии и костюмах Ларисы Ломакиной!), в компании любимого плюшевого медведя - поверенного всех его сердечных тайн. Он бы и рад ввести в эту крепость хозяйку, но страх быть обманутым (какая тайная печаль скрыта в глубине этих лучистых глаз?) оказывается сильнее и доводов рассудка, и голоса сердца. Но констатации факта Машкову недостаточно. Человеку нужна надежда, за этим он и идет в театр. Да, между Подколёсиным и Агафьей Тихоновной еще нет любви, но уже зарождается то, без чего она в принципе невозможна - доверие. Алёна Лаптева открывает в своей героине пять пудов вечной женственности, достойной самого искреннего восхищения. И если Подколёсин этого не понимает, он самый деревянный из всех чурбанов. Но в том-то и дело, что для Егорова такой подход к персонажу невозможен по определению. И эти двое, тесно прижавшись друг к другу, принимаются есть конфеты, как дети, забравшиеся под рождественскую елку. Чудо просто не может не произойти. И оно происходит, выплескивая через рампу поток света и радости. Прихватив с собой даже самую малую его частичку, не так страшно выходить из театра в черноту повседневности.

 

 

Король говорит

«Кинастона», поставленного Евгением Писаревым в 2017 году по пьесе британского драматурга Джеффри Хэтчера, можно назвать спектаклем, рожденным дважды. В первый раз путевку в жизнь ему дал Табаков - это был последний спектакль, успевший получить «благословение» отца-основателя. Череда оглушительных успехов была оборвана пандемией и уходом из театра исполнителя главной роли. Казалось, постановка обречена, но Машков не был бы учеником Табакова, если бы дал на корню погибнуть достойной работе. На роль великого английского актера Эдварда Кинастона был приглашен Юрий Чурсин, и спектакль-корабль (о, как плавно качается подиум, придуманный Зиновием Марголиным) двинулся новым курсом.

Упомянутый подиум, подвешенный на массивных цепях - одна из самых мощных метафор спектакля, поскольку он служит основанием и для сценических подмостков, и для дворцовых зал, да чего там - для человеческой жизни, пребывающей в состоянии неустойчивого равновесия, независимо от того, какое тысячелетье на дворе. Король Карл II как мало кто из его окружения понимает, насколько все зыбко и шатко. Он, рожденный в пурпуре и злате, пережил крушение фамилии, к которой принадлежал, сиротство, изгнание, реставрацию. Но кто даст ему гарантию, что в какой-нибудь лачуге на окраине Лондона не подрастает очередной фанатик, метящий в лорды-протекторы? Карл в трактовке Егорова не столько капризный монарх, потакающий собственным прихотям, сколько полный сил молодой человек, осознающий непрочность мира, а потому страстно желающий отобрать назад все радости бытия, которые были у него отняты.

Карл тоже натура очень чуткая и чувствительная, но в глазах подданных это скорее слабость, чем признак благородства, так пусть лучше его считают деспотом. Впрочем, это только внешняя оболочка персонажа. Как всегда, Егорову интересно заглянуть в глубину этой личности - в данном случае, понять, а что же стоит за этим жестким заявлением: «Наступило мое время!» И оказывается, что Карл вовсе не самодурствует, а пытается показать своим подданным, что стоящая на разумных основаниях королевская власть куда лучше революционного фанатизма: я вернул вам театр, так будете ли вы спорить с тем, что женщину на сцене актриса, обладающая природным талантом, сыграет лучше, чем специально вымуштрованный для этого актер?..

 

 

Меч для повинной головы

Пьесу «И никого не стало» Агата Кристи написала по мотивам одного из самых знаменитых своих романов - «Десять негритят», эталона в жанре классического детектива. Психологическая головоломка, без которого этот жанр немыслим, судя по всему, и привлекла Владимира Машкова. Но его постановка скроена так, что зритель занят не столько вычислением убийцы, сколько разгадыванием мотивов, руководящих поступками его жертв. Человеку свойственно быть о самом себе хорошего мнения и поддерживать его в глазах окружающих (и своих собственных, разумеется!) любыми средствами. Гости таинственного мистера А.Н. Онима - не исключение. Все они (точнее - почти все, но об этом публика узнает ближе к финалу) совершили преступление, кто по легкомыслию или неосторожности, кто совершенно сознательно, придумав впоследствии объяснение, стопроцентно оправдывающее их поступки. То, о чем в середине прошлого века Агата Кристи писала, как о чем-то из ряда вон выходящем, сегодня обернулось эпидемией, охватившей значительную часть человечества, и вакцины против этого бедствия пока не придумано.

Доктора Армстронга эта зараза, по счастью, не коснулась. Да, он встал за операционный стол нетрезвым, и пациентка погибла. Некрасивая, немолодая, толстая женщина... Однако в отличие от остальных узников Индейского острова, доктор признал свою вину задолго до того, как попал сюда. Егоров рисует образ человека не только раскаявшегося, но и искупившего свою вину, насколько это вообще возможно в подобной ситуации. Алкоголику невозможно признаться даже самому себе в том, что алкоголь сильнее его. О том, чтобы выбраться из трясины, как правило, и речи нет. Армстронг смог это сделать, сменил профессию и смог, начав все с начала, реализоваться в ней. За внешней нервностью и хрупкостью скрывается по-настоящему сильная личность. Но большая часть этой силы ушла на поддержание собственной репутации - врачу без этого никак. То немногое, что осталось, он постарается употребить на то, чтобы спасти от смерти своих товарищей по несчастью, потому и попадется на приманку убийцы, что думал не о своей шкуре, а о том, как вывести душегуба на чистую воду.

 

 

Настоящий полковник

Приступая к работе над «Моей прекрасной леди», Алла Сигалова не собиралась ставить полноформатный мюзикл. Сохранив все хрестоматийные музыкальные номера Фредерика Лоу, с которыми артисты «ТОТ» прекрасно справились, она хотела оставить максимальный простор для их драматических талантов. И у нее это получилось. Когда женщина-режиссер берется ставить каноническую «историю Золушки», с большой долей вероятности можно предполагать, что на выходе получится очень женская постановка. Но у Сигаловой всегда все против правил, возможно потому, что у этой леди - абсолютно мужской характер. Во всяком случае мужскую психологию она чувствует и понимает на каком-то интуитивном уровне. Лучшее доказательство этому - выбор исполнителей главных ролей: Сергей Угрюмов - Хиггинс, Виталий Егоров - Пикеринг. Не удивительно, что у них получился совершенно мужской спектакль, который очень нравится женщинам.

Полковник Пикеринг - движущая сила всей этой истории. Если бы не он, и рассказывать было бы не о чем. Ведь это он инициирует пари и фактически несет все расходы по превращению замарашки в герцогиню. И движет им не только спортивный интерес, полковник искренне желает помочь девушке начать новую жизнь. Но ведь и пари не сложилось бы, если бы Пикеринг не отправился в Англию, чтобы встретиться с коллегой, в чьих трудах он открыл для себя много нового. И если Пикеринг, не стремящийся почивать на вполне заслуженных лаврах, предпринимает дальний вояж, то Хиггинс, как мы помним, только собирался плыть к полковнику в Индию и, судя по всему, так никуда бы и не поехал - его и так все устраивает. Так что они не столько коллеги, сколько... соперники. У них даже методики преподавания различаются. Не трудно заметить, что у полковника она куда более гуманна и эффективна. А уж о том, кто из них лучший педагог, вопрос вообще не стоит - Пикеринг подбадривает измученную ученицу и радуется ее успехам не в пример больше, чем наставник девушки. Свои чувства к Элизе он обнаружит лишь дважды: когда примется декламировать наивный детский стишок о кошечке Молли и филине Филли, и в финале, когда, послав к черту Хиггинса, бросается на поиски беглянки. Егоров собирает в своем персонаже все, что так дорого женскому сердцу. Окажись любая из зрительниц на месте героини, большинство сделали бы совершенно иной выбор.

В родном театре Виталий Егоров служит без малого тридцать лет. Редкое по нынешним временам постоянство. «Я знаю его большую часть своей жизни, - признается Владимир Машков, - Виталий учился на следующем курсе Олега Павловича, и мы были к ним очень внимательны. Он абсолютно талантливый человек, бесконечно артистичный и музыкальный, и при этом не устающий совершенствоваться. Меня очень радует его последовательное развитие в профессии, а ведь нередко человек, достигнув определенного уровня, начинает развиваться в противоположную сторону. Виталий - актер с широчайшим диапазоном. Ему подвластны и лирика, и острая характерность. Станиславский еще в начале прошлого века говорил, что амплуа надуманны - театр дает артисту возможность существовать широко и объемно, пользуясь самыми разными гранями своего дарования. Именно так существует в профессии Виталий, и я верю, что впереди его ждут новые горизонты».

Минувший сезон «ТОТ» закрывал премьерой - Владимир Машков сделал новую версию «Страстей по Бумбарашу» и пригласил в спектакль Виталия Егорова. Он появляется в «Бумбараше» всего на десять минут. Но каких! Зал замирает, когда Белая гвардия при полном параде идет умирать за Веру, Царя и Отечество, понимая отчаянность своего положения. «Когда мы со студентами разбираем классику, - делится наболевшим Виталий Михайлович, - им приходится объяснять очень многие вещи, которые для нас были очевидны. Долг, честь, совесть, мужество, преданность - трудно найти слова, чтобы они поняли, что это значит, ведь им приходится взрослеть в мире стертых границ между добром и злом. Но когда в «Бумбараше» мы вместе выходим на финальную сцену, никакие слова уже не нужны. Может быть, для этого сегодня и существует театр?»

 

Фото предоставлены пресс-службой «Театра Олега Табакова»

Фотогалерея