САРАТОВ. Врачевание смехом

Выпуск №5-245/2022, В России

САРАТОВ. Врачевание смехом

«На сцене смерть, /А в зале люди в масках. /В больницах койки зараженных ждут», - написал зритель в соцсетях, посмотрев спектакль «Вдовы» Славомира Мрожека в Саратовском театре драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ». Премьера прошла накануне общего локдауна. Да, «на сцене смерть», но это лишь верхушка айсберга...

Славомир Мрожек, знаменитый абсурдист, еще при жизни признанный поляками гением заодно с Коперником и Шопеном, в 1992 году написал пьесу, очень смешную. Российская премьера «Вдов» состоялась в 1994 году под называнием «Банан». Поставили спектакль замечательные режиссер и хореограф - Роман Козак и Алла Сигалова. Они пытались понять природу игры человека со смертью и... смерти с человеком. Через два десятка лет известный актер и педагог Валерий Гаркалин, игравший в спектакле Козака, поставил пьесу со своими студентами - ярко, эксцентрично.

Известный саратовский режиссер Олег Загуменнов тоже решает «Вдов» в «Балаганчике» комично, но без фарсового пережима. Роли исполняют лучшие актрисы театра Елена Смирнова и Ирина Короткова, выдавая текст - шедевр оксюморона. Слушая диалоги двух дам, домашних тиранов собственных мужей, зал смеется просто гомерически. Мужья виноваты хотя бы тем, что... взяли и умерли без соизволения на то жен. Это дам - все еще привлекательных, в элегантных черных платьях и кружевных вуалях - расстраивает больше всего (худрук театра Елена Смирнова сама сочиняет наряды и аксессуары).

Словесная эквилибристика, выяснение отношений (дамы образуют со своими мужьями любовный четырехугольник). Внезапная догадка о существовании Третьей - общей соперницы. И вот уже более молодая и привлекательная Дама под черной вуалью выходит на сцену...

«Балаганчикъ» театр маленький, подвальный. Здесь невозможно (как прописано у Мрожека) поставить столик в центре зала. Для Таинственной Незнакомки сделали постамент у арьерсцены. Дама поет на итальянском, на французском - сильно, пронзительно, словно не разжимая рта (Ирина Никитина окончила вокальное отделение Саратовского театрального института). Официант, расторопный малый (Александр Гулин), носится между столиками, как Фигаро, пытаясь развести дам по разные стороны «ринга». Но их тянет к сопернице, как бабочек к ядовитому цветку.

И Мужчины горят желанием познакомиться с Незнакомкой. Мужская актерская пара здесь тоже сильная: Михаил Юдин - Александр Кравцов. Их текст явно проигрывает первой, «женской» части пьесы, и проиграл бы... если б режиссер не придумал интересный ход. Соединил диалог соперников с беседой Преступника и Инспектора из одноактной пьесы Мрожека «Графская пломба». В итоге упоминание банановой корки на полу вовсе не связано с сюжетом. Но в театре абсурда, как в театре абсурда!

Постепенное узнавание родовых талисманов: медальон на шее - браслет на ноге - перстень на руке - серьга в ухе - пломба во рту - выдержано в лучших традициях мыльных сериалов. И подано с подкупающей серьезностью («Неожиданно мой взгляд упал на его обнаженную голень...»). Герои все те же: мужиковатый, заросший щетиной любитель пива и щеголеватый господин, запивающий шампанское валерьянкой. Комичный текст, маски вместо характеров, угадываемые ходы - все, как по нотам. Да, «на сцене смерть», кругом она и в жизни. И что ж: «Зажжем огни, нальем бокалы, утопим весело умы и, заварив пиры да балы, восславим царствие Чумы»?.. Не все так просто.

Отчего все же нарушил торжественное обещание никогда больше не писать пьес Славомир Мрожек, удалившийся от толпы почитателей столь далёко - аж в горы Мексики? Ответ я нашла в его биографии. В 1992 году у автора случился разрыв аорты, жена всю ночь тащила его на себе до ближайшего селения. «Дама под черной вуалью» прошла совсем рядом. И язвительный карикатурист, писатель-сатирик, абсурдист, высмеявший все и вся, напишет пьесу с почтением к Третьей Даме, которой лучше все же до времени оставаться под вуалью, подобно мойрам, прядущим нити нашей судьбы.

И кстати, у Мрожека не «все умерли» в финале. Да, Мужчины - герои «Вдов» и «Графской пломбы» - погибнут. «Под колпаком» у загадочной Дамы окажется и осторожный Официант. Но только не Вдовы. Те покинут ресторанчик свободно, под ручку. Драматург по-своему ответил на «вечные вопросы». У каждого из нас свои часы, на них свое время. Кто это понял, может не суетиться, а просто жить. Мрожек понял - и прожил еще 21 год после той ночи в горах.
Саратовские театры много играли абсурдистов: Ионеско, Беккет, Мрожек («Эмигранты»). Подобные пьесы хорошо расходились в 90-е годы, пока еще не развилась новая драма. Нынче, когда полно острых текстов молодых авторов, королей абсурда не слишком жалуют. Однако время само диктует, какую пьесу взять к постановке.

«Балаганчикъ» как раз репетировал «Вдов», когда пандемия ворвалась в нашу жизнь. Довели спектакль до конца только сейчас, на ее четвертой волне. Мрожек, легкий, афористичный, пьянящий весельем, но со своими глубинными смыслами, пришелся как раз в пору. Несмотря на «чернушность» ситуаций, здесь нет тупой насмешки над «костлявой гостьей», ужаса Неизбежного. В чудной комической оболочке саратовской постановки все серьезно, «с почтением к Даме ». Если «на сцене смерть» - это не всегда про смерть.

«Вдовы» врачуют смехом. В этом сила театра и, наверное, его бессмертие.


Фото предоставлены театром

Фотогалерея