Слово редактора

Выпуск №1-121/2009, Колонка редактора

Слово редактора

 

Вспомним прошедший сезон. Был он тревожным. Начался первый номер «Страстного» годичной давности с разговора о военном августовском конфликте, который помешал многим дружественным театральным начинаниям. Хотелось быть вне политики, быть со своими братьями по театру, независимо от их национальности и государственной принадлежности. Но прервались важные связи, не приехал, например, на омский фестиваль «Академия» грузинский «Гамлет».

В сезоне журнал много писал о постановках Гоголя и Чехова. Первому исполнилось 200 лет, а второму скоро исполнится 150. Через них театры говорили об актуальном, злободневном. И, конечно, о вечном, в котором искали опору: о Боге, о нравственности, о том, что искусство делает воображаемое реальным, а потому не просто дарит красивую иллюзию, но воплощает идеал в сознании людей, которые становятся лучше (и которым становится лучше!). Ну и о проблемах говорили: о враждебности государства личности, о конфликте художника и власти. Вдруг в двух номерах возникло имя Блока. И снова неутешительные размышления обратились к войне, стихии, разрушительной для дома, для человека.

Но были и праздники на наших улицах! Яркие премьеры, интересные фестивали, форум СТД. Мы писали о театре для детей и о кукольном театре (не обязательно для детей). Про юбилейную «Золотую Маску» тексты не вместились в три номера!

Сегодня мы встречаемся с вами после летних каникул и заканчиваем выполнять «домашние задания»: рассказываем о событиях конца сезона прошедшего. Подробные «отчеты» представили наши авторы о тюменском «Золотом коньке» (Александр Соколянский) и о казанском «Наурузе» (Анна Степанова). Впрочем, для многих театров каникулы были не такими уж длинными. В номере есть материалы, посвященные событиям лета, например, фестивалю славянских театров в Брянске, на котором побывал Александр Иняхин, или фестивалю камерных спектаклей во Враце, где «жюрила» наша «болгароведка» Элеонора Макарова.

Главной же темой этого номера стала ПАМЯТЬ. В рубрике «Премьеры» я с удивлением обнаружила, что слова однокоренные «памяти» присутствуют в названиях почти всех текстов. Ну и переделала. А может быть, напрасно?

Не забывать об ужасе антисемитизма – так прочла основную мысль «тихого» спектакля Марка Розовского «Незабудки» Наталья Старосельская. (И еще один спектакль театра «У Никитских ворот» на эту же тему возник в обзоре фестиваля во Враце «Все течет — жизнь и судьба».) «Арбат-опера» показала «Реквием» американского композитора Моргуласа на стихи Анны Ахматовой. В рецензии на «Подщипу» театра «Сфера» Галина Степанова вспоминает об Иване Крылове, рассказывая о нем вещи необщеизвестные. В своей пародийной «шутотрагедии» великий баснописец издевательски выводит, кстати, в одном из персонажей Павла I. А вот в спектакле «Капнист туда и обратно» театра «Эрмитаж» Павел I предстает как идеальный зритель. Анастасия Ефремова восхищается режиссером Михаилом Левитиным – человеком, обладающим памятью.

Память о великих наших классиках, оставшихся нашими современниками, – в спектаклях фестиваля «Играем Гоголя!», придуманного в Омске Пятым театром, и в юбилейной «Мелиховской весне». В Подмосковье приехал от нашего журнала Виктор Сенцов, и в номере помещен его специальный фоторепортаж: уникальны кадры, запечатлевшие (на память, для памяти) испанских артистов в костюмах «Чайки» в доме Чехова, или команду питерского «Такого театра», сфотографированную на лесенке чеховского флигеля, где была написана «Чайка», после триумфально сыгранного ими перед этим флигелем «Иванова».

Чтобы помнили, чтобы не забыли – это ведь еще одна, может быть, не главная, но одна из очень важных задач театра.

 

Читать номер на сайте

Читать номер в PDF (4.06Mb)

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.