ГИТИС в Нижневартовске

Выпуск №10-250/2022, Молодая режиссура

ГИТИС в Нижневартовске

Городской драматический театр Нижневартовска с 28 марта по 2 апреля провел у себя лабораторию-биржу с участием студентов-третьекурсников режиссерского факультета ГИТИСа.

Для Нижневартовского драматического театра формат лаборатории привычен и уже доказал свою результативность. Для Татьяны Родиной, студентки И.Л. Райхельгауза, театральная лаборатория тоже не первый подобный опыт, а вот ученики Е.Б. Каменьковича и Д.А. Крымова Аскар Галимов и Александр Капелюш дебютировали в качестве создателей экспресс-эскизов спектаклей, показанных после пяти дней интенсивной работы с профессиональными артистами заинтересованной публике.

Нижневартовская лаборатория проводилась на материале классической драматургии, что, конечно же, усложняло работу и усиливало ответственность молодых режиссеров, начавших готовиться к этим репетициям еще в Москве, за несколько месяцев до знакомства с театром. Они смело приняли вызов и выбрали для своих эскизов самые знаменитые, буквально не сходящие с наших театральных подмостков пьесы: А. Галимов - «Бешеные деньги» А.Н. Островского, Татьяна Родина - «Короля Лира» Шекспира, а Александр Капелюш - «Тартюфа» Мольера.

Открылись финальные показы «Тартюфом». Капелюш, актуализируя действие, поместил события мольеровской комедии в пространство уютного богатого зала с накрытым под мягким светом ламп вкусной едой столом. По бокам сцены с помощью ширм возникли ведущие в соседние комнаты коридоры, там иногда, пусть и вне поля зрения зрителей, тоже разворачивались события пьесы. Так сплеталась и расползалась во все стороны сеть постоянных недомолвок и секретов внутри семьи Оргона, связанных с воцарившимся в доме Тартюфом.

Капелюш поставил только первую сцену, в которой Тартюф появлялся лишь под конец. Герои суматошно мельтешили в пространстве богатой гостиной. Эмилия ссорилась с госпожой Пернель, Клеант (Александр Лебедев) пытался развенчать святость Тартюфа в глазах Оргона, Дорина звала всех к ужину. И не так важно, что делали герои, но каждой репликой они то и дело поминали Тартюфа, незаметно встроившегося в их жизнь. Этого духовного гуру Сергей Лесков сыграл как некий собирательный фантом, сотканный из слипшихся черт всех знаменитостей интернета и СМИ сразу. От завораживающего и призрачного экранного образа Тартюфа не могли отвести глаз госпожа Пернель (Валентина Захарко) и Оргон (Роман Горбатов), но он постепенно захватывал умы и всех прочих героев. Такой Тартюф силен своим демагогическим даром убеждать. Возможно, к финалу будущего спектакля он стал бы яблоком раздора, разрушающим семью Оргона, а может, у семьи получилось бы разрушить его обман. Но, обрывая сюжет эскиза на самом интересном месте, Капелюш интриговал публику.

Уже не на сцене, а в фойе театра прошел следующий эскиз - «Бешеные деньги». Аскара Галимова мало интересовал любовный мотив пьесы Островского. Зато тема денег как удушающей необходимости, побуждающей людей к хитрости и низким поступкам, развернулась в его работе весьма драматично, она и стала основным смыслом истории героини, красавицы Лидии Чебоксаровой (Анастасия Коробова).

Пространство фойе похоже на кабаре с небольшой, украшенной гирляндой сценой. Здесь Лидия Чебоксарова дает концерты - везде расклеены ее афиши. В буфете же прячутся ведущие концерта, явно не забыв принять на грудь до выхода на сцену. Среди зрителей занимает место Васильков, роль которого исполняет недавний Тартюф, Сергей Лесков. Он, поторапливая ведущих, жаждет поскорей увидеть выступление Чебоксаровой.

С самого начала понятно, что спектакль Галимова далек от реализма и выстроен по принципу театра в театре. Парадоксально, но за чередой картонных сценических персонажей, словно отслоившихся от героев давней пьесы Островского, вдруг возникла реальность человеческих жизней. Режиссер в своем решении оставил для артистов особое пространство импровизации, когда они могут предъявить публике самих себя вместе с мотивами собственных биографий.

Так актриса Анастасия Коробова, как и Лидия Чебоксарова в спектакле, только начала актерскую карьеру и тоже мечтает о театральном успехе. Сергей Александров и Марсель Мухумедьяров, исполняющие роли Глумова и Телятьева, и в самом деле нередко подрабатывают в качестве ведущих концертов. А Леонид Архипов даже вставил в свою роль Кучумова собственную актерскую байку. Открытая театрализация пьесы и пряная атмосфера кабаре в этом эскизе оказались весьма забавными и обаятельными, однако при этом породили определенные проблемы: истории героев Островского, сюжет самого спектакля и события фабулы затерялись в обилии игровых приемов, в личностных актерских импровизациях. А между тем уже в этом эскизе сложились яркие cценические образы и явно вызвали несомненный интерес публики, желавшей узнать об их дальнейшей судьбе, разобраться в перипетиях сюжета Островского. Наверняка Галимов сможет удовлетворить этот интерес в своей полной сценической версии «Бешеных денег».

С эскизом «Короля Лира» Татьяны Родиной лаборатория вновь вернулась на большую сцену. Глубина сцены подчеркнута сетчатым занавесом. Стоящий вдоль нее длинный стол король Лир одним движением как скатертью накрыл своим белым плащом, сел во главе и заиграл на гитаре песенку: «Думайте сами, решайте сами / Иметь или не иметь?» Сестры суетились вокруг отца, накрывали на стол, наряжали елку. За новогодним ужином, вроде как невзначай, Лир решил разделить наследство между дочерьми. Он устал от правления, измотан, да и к разделу земель отнесся не слишком серьезно, решая все лишь одним вопросом: кто из дочерей сильнее любит своего отца? Как известно, за грубую лесть Гонерилья (Ирина Харченко) и Регана (Алена Михеева) получили по половине королевства, а Корделии (Елизавета Шаханина) за честность досталось только отцовское проклятие.

С отвергнутым и изгнанном старшими дочерьми Лиром остался лишь его верный Шут, которого тоже играет Елизавета Шаханина - здесь режиссер Родина опиралась на знаменитое решение Питера Брука. Она акцентировала в своем эскизе линию взаимоотношений Корделии и Лира, выводя ее на вечно болезненную тему отцов и детей. Бесприютные Шут и Король счастливы вместе в нищете, они поют песни и дурачатся, пытаясь вместе выбраться из темного и алчного мира, выстроенного сестрами на месте былого королевства. В финальной сцене эскиза Лир вместе с Шутом оказались в эпицентре страшной, но очень театральной бури. Регана и Гонерилья обливали их водой, сверкали молнии. Шут закрывал собою короля от дождевых брызг, и было понятно, что он никогда не оставит несчастного, как по не показанному здесь финалу шекспировского сюжета, не оставила и спасла своего отца ценой собственной жизни отважная Корделия.

Благодаря лаборатории, молодые режиссеры смогли попробовать свои силы на практике: театр создал для них комфортные условия для работы и очень хорошую, доброжелательную среду. Вячеслав Николаевич Зайчиков, главный художник театра, очень помог гитисовцам со сценическим оформлением, а актеры охотно вникали в концепции юных постановщиков и азартно решали новые сценические задачи. После эскизов зрителям предложили голосование, ведь именно решение публики во многом определит, какой из трех эскизов превратится в настоящий спектакль и войдет в репертуар Нижневартовского драматического театра.

Фотогалерея