Диагноз Владимира Гальченко (Самара)

Выпуск №1-251/2022, Лица

Диагноз Владимира Гальченко (Самара)

Спектакль «Гарольд и Мод» по пьесе К. Хиггинса и Ж.-К. Каррьера ставился в свое время во многих театрах, в труппе которых состояла несомненная «звезда» в почтенном возрасте. В разных городах страны эти спектакли шли с успехом, мне довелось видеть какие-то, о каких-то - слышать. Но когда вспоминается это название, перед глазами встает один: в Куйбышевском театре драмы им. М. Горького, в знаменитом красном тереме на берегу Волги. Мод играла несравненная, незабываемая Вера Александровна Ершова, а Гарольда - совсем молодой, не так давно принятый в труппу Владимир Гальченко. И невозможно забыть, сколько очарования влюбленности в героиню и одновременно в выдающуюся актрису горело в его глазах!.. Это был, может быть, один из самых причудливых театральных симбиозов партнерства «на равных» и мастер-класса, что дарила своему молодому коллеге Вера Ершова, - величественная как королева и хулиганствующая как подросток, опытнейшая и по-детски наивная, владеющая партнером и залом полностью, без остатка.

Эта роль случилась в творческой биографии недавнего выпускника Воронежского театрального института спустя всего несколько лет после его прихода в театр, возглавляемый Петром Львовичем Монастырским, собравшим блистательную труппу, у каждого артиста которой можно и необходимо было учиться. Гальченко так и поступил: играя небольшие роли, он чутко воспринимал оттенки мастерства тех, с кем рядом работал на сцене. Не присваивал, не подражал - примеривал к своей индивидуальности, отбирал то, что может помочь в его, только его профессиональном опыте. Может быть, именно эту способность учиться в процессе работы, оставаясь одновременно самим собой, не пряча собственную личность, и оценили в молодом артисте режиссер Александр Попов и чуткая Вера Ершова? Как не раз отмечали зрители и критики, сложившийся в «Гарольде и Мод» фантастически органичный дуэт ярко продолжался в таких спектаклях, как «Внезапно прошлым летом», «Мадлен и Моисей», «Яблочная леди». В статье о Владимире Гальченко самарский критик Александр Игнашов писал: «Как в свое время Вера Александровна изящно «подала» Володю театральной России от Самары и Москвы до Курска и Воронежа, так и он в последние годы нежно опекал легендарную актрису на сцене и в жизни, проводил ее в последний путь».

Десятилетия минули, а у меня перед глазами восхищенный, влюбленный взгляд юного Гарольда снизу вверх, прикованный к стоящей на столе роскошной, великолепной женщине, у которой нет и быть не может старости...

Не перечислить, сколько ролей сыграл за эти десятилетия Владимир Гальченко на единственной в его жизни сцене: их было множество, у разных режиссеров, но с одинаковой страстью «включения» в каждую, даже самую небольшую, в спектаклях по серьезным и не слишком серьезным, легковесным, развлекательным пьесам. Он упорно искал себя, возможности профессионального роста с каждой новой ролью, а не место приложения сил и карьерных взлетов. Наверное, потому и стал любимцем самарской публики довольно рано, но щедрые аплодисменты и букеты цветов, признания зрителей, ждавших после спектаклей у служебного входа, не послужили к образованию ни в облике, ни в манере поведения бронзового слоя.

С начала 90-х годов прошлого века Владимир Гальченко, обладая красивым, многотембровым голосом, работал и на радио. К счастью, в пространстве интернета сохранились композиция по стихам поэтов Серебряного века «И во мне печаль поет стихи...» и «Дар поэта Набокова». Слушать их сегодня, в эпоху скороговорки или педалированного пафоса - подлинное наслаждение! Как звучат у артиста Мандельштам, Гумилев, Георгий Иванов, Набоков! Каждый - с глубоко прочувствованной интонацией того времени и нашей горечи по ушедшему. Той растерянной и отчаянной, что была присуща последнему десятилетию ХХ столетия и эхом отзывается в сегодняшнем дне... И потому совсем не случайно, вероятно, памятуя о тех давних радиопередачах, Владимир Гальченко был приглашен читать сегодня письма Дмитрия Шостаковича и обращенные к нему во время Великой Отечественной войны, когда композитор находился в Куйбышеве и писал свою великую Седьмую, «Ленинградскую» симфонию в спектакле Самарского театра оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича.

В одном из интервью Владимир Гальченко точно сформулировал не только о себе, что такое быть артистом: «Это не профессия! Это диагноз, болезнь, которая формируется у людей в разном возрасте. У меня она сформировалась где-то в подростковом. Я другим себя никогда и не представлял, здесь была абсолютная и четкая ясность. Не знаю, поймете ли вы меня, но артист - это властная профессия. Но власть не чиновничья, а власть духовная. Актер - человек, который любит извлекать из себя положительное биополе и делиться им с людьми». Но Гальченко не добавил одну очень важную «деталь»: это биополе извлекается не только в названном им диагнозе - гораздо шире, оно распространяется на то, что принято называть деятельностью. Общественной по названию, но поистине духовной по наполнению. Став председателем Самарского отделения СТД РФ, секретарем правления Союза театральных деятелей РФ (ВТО), заслуженный артист РФ Владимир Александрович Гальченко не просто задумал, а вложил немало сил в организацию фестивалей, справедливо посчитав, что такой театральный город как Самара достоин праздника знакомства с самыми разными коллективами. И вот в Самаре проходят два больших фестиваля - «Волжские театральные сезоны» и «Волга театральная», ставшие за прошедшие годы не просто престижными, но востребованными как театральными коллективами, включая Москву и Санкт-Петербург, так и зрителями. Все сотрудники Самарского отделения СТД РФ без устали работают задолго до начала фестивалей, а особенно - в эти дни, а их лидер, Владимир Гальченко успевает свершить невозможное: встречает и провожает коллективы, следит, чтобы до минут соблюдались часы монтировки и репетиций, чтобы никто не остался без обеда и ужина, мчится из одного помещения в другое, чтобы успеть представить зрителям перед началом спектакля каждый театр, внимательно слушает обсуждения... Поистине, его неуемная энергия вызывает ошеломление и... зависть. Видимо, немногие обладают подобным мощным положительным, требующим действий биополем.

И подобным диагнозом...

Мне доводилось писать о спектаклях последних лет, поставленных замечательным, безвременно ушедшим из жизни режиссером Валерием Гришко, возглавившим театр после Вячеслава Гвоздкова. В его работах Владимир Гальченко раскрылся как глубокий, тонкий мастер, настроенный на одну волну с режиссером. И каждая его роль становилась событием. За роль князя Серпуховского в спектакле Сергея Грицая «История лошади» Владимир Гальченко был справедливо удостоен «Золотой Маски». Когда-то много лет назад этой награды в престижной номинации «За честь и достоинство» была удостоена Вера Александровна Ершова. И, полагаю, не одной мне подумалось, что великая актриса сумела едва ли не единственная в ту пору угадать в неопытном юноше путь, который он способен и должен проделать. Русский психологический театр жив преемственностью, мастерством, передаваемым из рук в руки на сцене и в жизни.

... На фестивале «Волжские театральные сезоны» 2022 года молодая актриса Наталья Прокопенко, сыгравшая вторую свою главную роль в «Тартюфе», поставленном Александром Кузиным, получила приз «За лучшую женскую роль имени Веры Ершовой». Первой главной была для нее роль Жозефины в спектакле Валерия Гришко «Корсиканка», где она играла с блистательным Наполеоном-Владимиром Гальченко, воспринимая от него уроки, подобно ему, начинающему артисту, восхищенному мастерством Веры Александровны Ершовой. Свершился естественный и счастливый для русского психологического театра круг...

Дай Бог, не последний!..

У Владимира Александровича Гальченко юбилей. Невозможно поверить, что этому красивому, стройному, обладающему невероятной энергией и жаждой деятельности человеку исполнилось 60 лет. Для меня он так и остался незабываемым Гарольдом, достигшим вершин мастерства, но не успокоившимся и продолжающим стремиться вперед и выше.

Ничего не поделаешь: диагноз...

 

Фото предоставлены Самарским отделением СТД РФ

Фотогалерея