Вы поняли в «Капитале» почти всё... но не все! / "Капитал" в Театральном пространстве «Среда 21»

Выпуск №8-258/2023, Молодая режиссура

Вы поняли в «Капитале» почти всё... но не все! / "Капитал" в Театральном пространстве «Среда 21»

В камерном театральном пространстве «Среда 21», который расположился в Саду им. Н. Баумана дают философскую стендап-комедию по «Капиталу» Карла Маркса. Спектакль Нади Кубайлат выдвинут сразу в двух номинациях на главную российскую театральную премию «Золотая Маска» - как лучший спектакль малой формы и за работу Александра Николаева в номинации «Лучшая мужская роль».

Начало у спектакля уже многообещающее. На сцене настоящая свалка, где в кучу перемешаны гофрированные трубы, пластиковые пакеты, автомобильные шины, люстра, детские игрушки, цветы в горшках и много другого хлама. Кризис перепроизводства во плоти. Александр Николаев, ученик Сергея Женовача и актер «Студии театрального искусства», появляется в образе сумасшедшего профессора с всклокоченными волосами и старящим гримом, сделанным из какого-то теста так, что по мере развития действия морщины с лица начинают свисать лохмотьями. Впрочем, ассоциации с ветхостью, заброшенностью, разрушением от старости не случайны. Задача спектакля как раз и состоит в том, что эту патину с Маркса и представления о нем необходимо счистить. Своим обликом главный персонаж-лектор напоминает гениального безумца Рика из научно-фантастического сериала «Рик и Морти», только вместо белого халата он одет в протокольный серый костюмчик в полосочку, присыпанный мукой, то есть покрытый многолетней кабинетной (или исторической) пылью.

Александр Николаев ведет всю драматургию спектакля от начала до конца в одиночку - он сразу словно заряжает своей энергией пушку и дает залу урок. Жизнь, мол, ничего не стоит сама по себе. Все дело в прибавочной стоимости. Но, вообще, чтобы действительно разобраться в «Капитале» Маркса, всем придется настроиться на серьезную работу.

Рассказывает, тем не менее, действительно, максимально ясно и доступно, иллюстрируя основные положения марксистской доктрины мелом на доске. Заслушаешься! Речь помешанного на теории капитализма ученого то и дело прерывается аплодисментами: никакая это не лекция, а настоящий групповой тренинг по увеличению осознанности жизни и «открытие глаз» на все изъяны экономического мироустройства. Иронично, смешно и вместе с тем емко написан текст «левым» контркультурным писателем Алексеем Цветковым, одним из главных современных популяризаторов марксизма, автора предисловий к «Капиталу».

Доставая поочередно из кучи мусора на сцене предметы, актер объясняет нам, что на самом деле это всё - товар. И даже время товар, и мы его купили - ровно час и десять минут длительности спектакля отсчитываются на табло электронных часов на сцене. Двигаясь дальше сквозь толщу смыслов, нам рассказывают о брендировании, природе цен, прибыли, частной собственности, причинах экономических кризисов, накоплении капитала и продолжительности рабочего дня, сопровождая каждый этап объяснения рефреном: «Если вы поняли это, то поняли у Маркса почти всё. Почти всё, но не всё». А все здесь возможно понять только тогда, когда каждый осознает свое место в капиталистической системе, где все продается и покупается, где каждый продает и покупает, является эксплуататором и эксплуатируемым.

На сайте театра и в программке описание постановки сопровождается цитатой из одной из главных социально-критических работ «Общество спектакля» французского философа Ги Дебора. В выдержке из текста говорится, что каждый, являясь режиссером, сценаристом и исполнителем этой жизни, на деле вынужден встраиваться в уже существующую систему, «искать свое место, согласно купленным билетам». Спектакль очень наглядно преподносит эту мысль, актер время от времени выходит из образа сумасшедшего профессора и обращается к зрителям от своего имени, как актер Александр Николаев. Это чувство неизбежно переносится и на аудиторию - каждый начинает наблюдать за предлагаемыми обстоятельствами своей жизни, своей роли в мире неограниченной конкуренции и, в конечном счете, осознавать себя как товар. Сложно, конечно, придумать более удачное место, чтобы представить концепцию общества, чем театр. В повседневной жизни мы давно утратили ощущение, что все так или иначе давно превратились в материал для других потребителей, а в театре эта мысль превращается в очень зримое и пронзительное разоблачение капитализма.

Сам Маркс называл свой текст художественным. Как и «Капитал», спектакль представляет несколько разных по стилю и по интонации фрагментов, скрепленных друг с другом. Местами это лирический монолог персонажа-рассказчика, местами наполненная инфографикой презентация, а местами очень едкая сатира на современное общество, как например, в сцене, где поданную актером первую половину рекламного слогана зрители завершают дружно и хором: «Редбулл...» - «Окрыляет». - «Не тормози...» - «Сникерсни». Этот информационный мусор в головах нас действительно объединяет. Слоганы - как проявление устоявшейся капиталистической модели товар-деньги-товар, придуманные и присвоенные человеком условности в на самом деле абсолютно безусловном мире, отчуждают человека от реальности в этом обществе спектакля.


Фото с официального сайта театра

Фотогалерея