За облаками - небо! / "Серая зона" на Экспериментальной сцене Центрального академического Театра Российской Армии

Выпуск №9-259/2023, Взгляд

За облаками - небо! / "Серая зона" на Экспериментальной сцене Центрального академического Театра Российской Армии

На Экспериментальной сцене Центрального академического Театра Российской Армии молодой режиссер Юлия Шульева, выпускница мастерской Андрея Кончаловского, поставила спектакль «Серая зона». Театральный диптих составили пьесы «Ложь во спасение» Светланы Тишкиной из Луганска и «Серая зона» Ольги Манько из Севастополя. Театр Армии одним из первых обратился к самой острой теме нашей сегодняшней жизни - СВО. Начиналось все с лаборатории «Время героев» и начиналось непросто. Драматургического материала набралось немало - авторы на идею ЦАТРА откликнулись с радостью. А вот большая часть режиссеров, которым театр предложил принять участие в проекте, ответила отказом. И тут невозможно не задаться вопросом - в чем причина. Одно дело, если режиссер еще не созрел для того, чтобы осмыслить происходящее - развивающиеся события анализировать сложнее, чем уже завершившиеся. Ясно и то, что не у каждого получится свести итоги своих размышлений в целостный спектакль - творчество процесс хрупкий и труднопредсказуемый. Однако далеко не всеми двигали соображения исключительно творческого порядка.

Сегодня лабораторная практика, за минувшие два десятилетия ставшая весьма популярной, проходит точку бифуркации. Появившись на волне стремления говорить современным языком о том, о чем академические репертуарные сцены говорить не умели или предпочитали хранить молчание, лаборатории с действительно важных социальных и психологических проблем, волнующих очень и очень многих, довольно быстро переключились на разнообразные девиации, интересные «избранным». И интерес этот отнюдь не сводился к художественному исследованию некоего феномена с целью разобраться в его сути и нащупать какие-то выходы из тупика, в котором неизбежно оказывается девиантная личность. Дальше констатации факта и любования процессом разложения и гибели такой личности лабораторные эксперименты, как правило, не шли.

Театральная практика очень быстро доказала: подобные опыты для репертуарной сцены непригодны - обычный зритель идет в театр не за тем, чтобы ему целый вечер доказывали, что миром правит хаос, выбраться из которого невозможно, а следовательно - жизнь бессмысленна, и сам он, зритель, ничего, кроме насмешки, не заслуживает. Лаборатории подняли на щит собственную самоценность, истрепанный в хлам лозунг «искусство для искусства», однако эйфории от сознания собственного «избранничества» «лаборантам» хватило ненадолго. В довершение всего затопившая западный мир «новая нормальность» содрала с любых аномалий последние лохмотья запретности - сегодня рядовой телерепортаж об «их нравах» затмит самые смелые фантазии самопровозглашенных драматургов и самовыражающихся режиссеров.

Лаборатория как «модный тренд» себя, по всей видимости, исчерпала. Шелуха слетела и лаборатории все чаще становятся площадками, на которых режиссеры «разминают» важные, сложные, нелинейные темы, что большим сценам еще только предстоит освоить. Поиски внятного языка и выразительных средств, с помощью которых можно говорить о не выдуманном - о боли, страдании, отчаянии, о преодолении страха и обретении мужества. О жизни в условиях, когда подлинность смыслов и ценностей проверяется на прочность ежесекундно. «Время героев» в ЦАТРА наступило, несмотря ни на что. Лаборатория состоялась, четверо режиссеров показали свои эскизы по пьесам о событиях на Донбассе. Выбор материала оставался за постановщиком. Юлия Шульева представила «Ложь во спасение» - историю десятилетнего Ромы, отец которого в 2014-м ушел в ополчение, а он с мамой оказался по другую сторону линии фронта. Когда сын подрос, маме (Анна Киреева) пришлось сказать ему, что их папа умер. Иначе им обоим было не выжить - на этой самой другой стороне убивали и за меньшее. А теперь фронт подошел к их дому и лгать дальше уже нет ни сил, ни желания - ей и самой придется многое понять.

Маленького Рому со стопроцентным перевоплощением играет Мария Швыдко. Да, в жизни прозрение мальчишки, направившего автомат на русского солдата (Илья Артамонов), пришедшего его лечить, а не убивать, заняло бы больше времени, чем длится эта часть спектакля. Драматург, а вслед на ней и режиссер оставляют за собой право на «монтаж», но действие психологического механизма показано предельно достоверно. Эскиз Шульевой получился основательным, соразмерным Экспериментальной сцене Театра Армии. Режиссеру и актерам удалось сохранить энергетику лабораторного поиска, не ограниченного внешними рамками. Однако стремительной, психологически точной новелле Светланы Тишкиной до полноценного спектакля не хватило хронометража.

По счастью, в портфеле театра была еще одна пьеса о событиях на Донбассе - «Серая зона» Ольги Манько. Ее героиня прощается с домом, где прожила всю жизнь, включая те восемь лет, которые он простоял на «ничейной» земле. Похоронив всех, кто был близок и дорог, она уезжает к дочери на «Большую землю». Юлия Шульева взяла пьесу в работу. Главную и единственную роль сыграла Инна Серпокрыл. Актриса родом из Донецка, некоторые ситуации из жизни героини повторились в ее собственной судьбе, а потому свою Анну она понимает лучше, чем кто бы то ни было. «Грушу у дома еще дед посадил, - вздыхает Анна - один обрубок от нее остался. Осколком срезало. А веточки все равно к солнцу тянутся. И не знают, что такие же осколки и нашу жизнь под корень подрубили».

Подрубили, но до конца не уничтожили, а потому женщина находит в себе силы не только оплакивать ушедших родных, но и помнить «ярко-желтый запах солнца, которым всегда пахнет детство», и верить, что там, за клубами едкого дыма бесконечных пожарищ, есть и солнце, и синее небо. А ведь Анна не может не понимать, что разлука с родным домом, возможно - навсегда. Кто знает, сколько простоит он при ежедневных обстрелах. Для актрисы исповедь ее героини - не выстроенный по театральным правилам монолог, а молитва, идущая из сердца. В полчаса сценического действия вложена целая жизнь. Реальная. Непридуманная.

Спектакль «Серая зона» - не столько рефлексия, сколько фиксация. Этим и ценен. Это взгляд из сегодня в сегодня. Две очень разные, но одинаково искренние истории слагаются в диптих, в котором одна новелла разворачивается по законам театра классического, а другая - по принципам вербатима, документальной драмы. Стилевой стык зрим и ощутим, как хирургический шов на свежей ране. Он понятен и оправдан, потому что в крошечном пространстве Экспериментальной сцены правда жизни вгрызается в правду искусства.

Для Юлии Шульевой эксперимент окончен. Путевка в профессиональную жизнь получена. Режиссер приступает к репетициям спектакля «9903» о Зое Космодемьянской. Пьесу по заказу театра написала Дарья Верясова. Премьера на Малой сцене ЦАТРА запланирована на 13 сентября - к 100-летию народной героини.


Фото предоставлены театром

Фотогалерея