Алиса открывает сезон / "Зазеркалье" в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Выпуск №9-259/2023, Мир музыки

Алиса открывает сезон / "Зазеркалье" в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

В середине апреля Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко представил новый балет «Зазеркалье» на музыку Василия Пешкова в постановке Константина Семенова. Спектакль открыл Малую сцену театра, которая, по задумке художественного руководителя балетной труппы Максима Севагина, должна стать площадкой для хореографических экспериментов. В отличие от академического, современный танец не требует больших пространств, ориентирован на близкое общение со зрителем и зачастую исполняется под фонограмму. Малая сцена идеально соответствует этим запросам: она достаточно камерна, за счет отсутствия оркестровой ямы зритель и артисты находятся в одном пространстве, что подразумевает их диалог. Новое помещение выдержано в «декадентском» черном цвете - настоящий черный квадрат, настраивающий на определенное восприятие танца.

Хореограф Константин Семенов выбрал произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» не случайно - причудливый мир этой сказки ярок и выразителен, но, вместе с тем, оставляет зрителю возможность для собственного толкования того, что он видит на сцене. Это философская притча, переданная языком абсурда. Математик, философ и богослов Кэрролл рассказывает в своей книге об относительности времени и пространства, как бы предвосхищая знаменитую теорию Эйнштейна. И это совсем недетский пласт дилогии об Алисе (не забудем, что есть еще первая часть - «Алиса в стране чудес»). Перед создателями спектакля стояла непростая задача: соединить философию мироздания с прелестной детской сказкой. Получилось ли?

«Алису в Зазеркалье» большой любитель шахмат Льюис Кэрролл построил как одну шахматную партию, в которой участвует маленькая девочка. В центре спектакля Константина Семенова - тема взросления, восприятия окружающего мира ребенком и взрослым. Эту задачу выполняют две героини - Алиса-девочка и взрослая Алиса. В начале спектакля они, сидя в креслах, напряженно вглядываются друг в друга, словно в зеркало. По идее хореографа, время словно поворачивается вспять, и взрослая Алиса, вернувшись в детство, начинает путешествие в причудливом мире шахмат. Сначала как пешка, но в конце она станет королевой. По пути ее ждет встреча с Черной и Белой Королевами, Черным Королем, братьями Труляля и Траляля, прекрасной Ланью, путешествие по волшебному лесу - всего в балете 15 эпизодов. Многие удались хореографу: запоминается полное хореографических парадоксов соло Шалтая Болтая Евгения Дубровского - точный «перевод» известного всем стихотворения о герое, который «сидел на стене и свалился во сне», парящий и величавый танец Белой Лани в исполнении грациозной Елены Соломянко, залихватский пляс братцев Труляля и Траляля (Юрий Выборнов и Иннокентий Юлдашев). В исполнении Анастасии Лименько Алиса-девочка получилась живой и выразительной - артистке очень подходит эта роль.

Созданию сюрреалистической атмосферы спектакля во многом способствует дансантная и мелодичная музыка Василия Пешкова. Партитура изобилует находками - для точной характеристики персонажей композитор берет самые разные стили. Здесь можно услышать барочные и средневековые мотивы, ирландскую жигу и современную электронную музыку. Сам Василий Пешков называет это «игрой с жанром»: «Мне было интересно обнаружить изнанку и дно жанра - подобно тому, как Кэрролл обыгрывает и взрывает в своем тексте стереотипы и шаблоны языка».

При создании спектакля хореограф заявлял о своем намерении избежать иллюстративности, но этого, к сожалению, ему не удалось. Весь балет рассыпается на череду ничем не связанных между собой фрагментов. Да и сама Алиса зачастую не знает, как реагировать на происходящее на сцене: автор не наделил ее внятной хореографией, не сумел выстроить ее взаимоотношений с другими персонажами. Каждый из них пребывает сам по себе. Скорее всего, здесь сказалось то, что Константин Семенов - достаточно известный сегодня хореограф, победитель Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов и конкурса «Context. Диана Вишнева», всегда работал в области малой формы, создавая талантливые миниатюры. «Зазеркалье» стал его первым полнометражным спектаклем. А как писал выдающийся хореограф и теоретик балета Федор Лопухов в своей книге «Шестьдесят лет в балете»: «Не следует смешивать постановку номеров и целых балетов: требуются разные способности, возможности, знание». Впрочем, это всего лишь первая «проба пера» в области крупной формы для молодого балетмейстера.

Малая сцена призвана стать альтернативой большой академической. Местом, где современные хореографы смогут вступить в диалог со зрителем, рассказать ему о собственном видении танца и мира в целом. Такая идея близка худруку балета Театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Максиму Севагину - успешному хореографу наших дней, чьи спектакли вызывают интерес зрителей и профессионалов. Хочется думать, что творческая жизнь Малой сцены будет успешной. Уже в июне здесь запланирована премьера нескольких одноактных балетов.

Фотогалерея