ВОРОНЕЖ. «Битвы по средам» рождались в любви

Выпуск №10-260/2023, В России

ВОРОНЕЖ. «Битвы по средам» рождались в любви

Спектакль приглашенного режиссера Георгия Цнобиладзе появился в рамках театральной лаборатории Олега Лоевского в Воронежском театре юного зрителя. «Битвы» точно рождались в любви. И этот материал (в основе относительно свежий роман американца Гэри Шмитда, перевод и инсценировка Ольги Варшавер), и режиссер Цнобиладзе (ученик Льва Додина и сам уже фигура в театральном мире) тогда стали особенно важны для нашего театра.

Спектакль идет на малой сцене уже второй сезон, и за это время форма театрального комикса, а именно так значится жанр, стала единым эмоциональным высказыванием. Первое, что наблюдаешь - слаженную команду и общую страсть к постановке. Трепетное, почти родительское отношение к своему детищу. У постановки уже есть профессиональные награды: победитель Большого Детского Фестиваля в номинации «Лучший драматический спектакль для детей старшей возрастной категории». Как большинство современных спектаклей, маркировка 12+ условность. «Битвы по средам» - спектакль-киндер, он веселый, яркий, изобретательный, интерактивный, с видеомэппингом, музыкой, графикой (художник по свету Евгений Ганзбург, художник мультимедиа Анна Дмитриева).

Если формально - это история жизни американского школьника Холлинга (Роман Лютиков), открывающего мир в себе и вокруг на фоне войны во Вьетнаме. Времена, как известно, не выбирают. Вот Холлинг и пытается адаптироваться или адаптировать реальность под себя (как мы все его понимаем!). В его вселенной есть одноклассники (Алина Бачурина, Евгений Шендеровский, Ирина Секушина), родители (Александр Новиков, Марина Осенко), директор школы (Сергей Смирнов), школьная повариха (Мария Малишевская), старшая сестра-хиппи (Лилия Юникова). Отношения с ними выстраиваются в неровные, нервные, непростые линии, гнущиеся под философский, вневременной, медитативный вокал Джима Моррисона (за саунд - отдельное спасибо, мы лично уловили язык образов). Но главные люди в жизни парня (так и хочется написать - Холдена Колфилда, есть все же духовный отсыл к герою «Над пропастью во ржи» Сэлинджера) другие.

Прежде всего, это классный руководитель, мисс Бейкер (Екатерина Тоборовец). Вроде бы классическая схема: злая училка долго мучает изгоя, а потом вдруг становится одним из лучших его товарищей. Артисты не допускают этого «вдруг». Здесь все сложнее. Мисс Бейкер и Холлинг, такие разные, исподволь начинают говорить на одном языке, раскрываясь и понимая/принимая боль времени, духовных страхов, потерь, принятия, поиска себя. Дуэт Тоборовец - Лютиков выстраивается постепенно. Различные индивидуальные качества артистов дополняют друг друга: психофизика, харизма, степень эмоционального накала в спектакле работают на результат. Они словно пробуют ножкой тонкий лед: а вот так можно надавить или не стоит? И ты уже вспоминаешь свои «больные» отношения в школе, тягостное взросление, «черные» пятна души, которые (оказывается!) никуда с годами не исчезли.

Георгий Цнобиладзе выстраивает повествование изобретательно. У него есть свой «театр в театре». Форма не новая, но всегда очень выгодная. А здесь еще и очень удачная. Главные герои разыгрывают картонные сюжеты Шекспира, где тучки, лошадки, собаки, кораблики складываются в симпатичную историю и вызывают эстетическое удовольствие (художник-постановщик Екатерина Малинина) и наслаждение от игры артистов (Антон Надточиев, Иван Маркушев, Ярослав Козлов). Независимо от степени появления артиста на сцене и масштаба роли мы наблюдаем просто замечательные эпизоды.

Второй важный для Холлинга человек - булочник мистер Гольдман (Николай Байбаков). Он невольно (хотя мы знаем про случайности в нашей жизни) открывает мальчику альтернативную вселенную. Здесь ею становятся произведения великого Уильяма Шекспира. А почему нет? Мистер Гольдман - комический герой с драматическим акцентом, вдохновленно цитирующий известные всем строчки из драматургии классика. И здесь это не просто «строчки классика» - это спасательный круг, оберег, источник знаний, благодаря которым юный Холлинг, а за ним и мы, обретаем веру в людей, любовь и чувство плеча рядом. Любительская увлеченность Шекспиром соединяет этих людей - учительницу, школьника, булочника - в маленькое сообщество. Они возводят свое увлечение в ранг искусства - пытаются ставить спектакли, понятно, что любительские, смешные, наивные. Но именно благодаря им, «смешным, наивным», преодолевают жизненные катастрофы разного уровня: от повестки о пропавшем без вести муже во Вьетнамской войне до тог, где найти деньги на пирожные для одноклассников. И, что важно, друзья Холлинга, высмеивающие его образ феечки в женских лосинах (двигается Роман Лютиков великолепно!), после просмотра спектакля меняются. Голосом, лицом, улыбкой. Это заметили даже мои шуршащие соседи-подростки. Они внезапно замолчали. «Битвы по средам» - спектакль про терпимость к ближнему, уважительное отношение к границам других и бережном отношении к своим.


Фото Александра ЧУСЬ

Фотогалерея