Сопричастность / XVI Театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова (Тамбов)

Выпуск №10-260/2023, Фестивали

Сопричастность / XVI Театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова (Тамбов)

Май для Тамбова традиционно театральный месяц. Каждый год в течение 16 лет здесь проходит фестиваль имени Н.Х. Рыбакова, учрежденный Правительством и Министерством культуры Тамбовской области. В его становлении серьезную роль сыграли Малый театр и Союз театральных деятелей РФ, и сегодня это один из наиболее престижных форумов, посвященных актерскому мастерству. В конкурсной программе Рыбаковского фестиваля участвуют театры из разных городов России, их творчество оценивается по целому ряду номинаций, но главные из них - «Актер России», «Актриса России» и две премии «Признание».

В нынешнем году основную программу предваряли внеконкурсные показы. Ирбитский драматический театр имен А.Н. Островского представил «Позднюю любовь» по пьесе выдающегося русского драматурга, имя которого он носит. Тамбовский государственный академический драматический театр - спектакль «В сиреневом саду», и о нем стоит сказать отдельно. Он создан к 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова, чья судьба самым тесным образом связана с тамбовской землей, и потому появление в репертуаре спектакля-посвящения как никогда значимо. Пьесу по заказу театра написала Елена Исаева, поставил ее на тамбовской сцене Андрей Боровиков, выступив еще автором сценографии и музыкального оформления. Определяя постановку как «недокументальную историю русского гения», авторы заранее предупреждают: здесь не будет биографии в строгом ее понимании.

Так и вышло. Образ Рахманинова создается отдельными объемными штрихами, в которых отражаются неоднозначность и сложность характера этого человека, его время и окружение, делается попытка осознать невероятную амплитуду событий в жизни композитора - от первого взлета до падения в пропасть и триумфального возвращения. Отдельные сцены решены в хореографическом рисунке (балетмейстер Наталья Беляева), и мы можем ощутить, как рождается музыка Рахманинова, выплескиваясь мощной волной. Это настоящее таинство, и Вячеслав Шолохов, исполнитель главной роли, благодаря своей внутренней пластичности, позволяет почувствовать то, что называют рождением гения. Его Рахманинов - человек из другого мира, оголенный нерв. С ним нелегко окружающим, не все принимают его произведения, потому что новое слово в искусстве чаще всего вызывает сопротивление, и нужна твердая воля, чтобы не потерять веру в себя.

Запоминаются образы Николая Зверева (Алексей Дульский), Петра Чайковского (Сергей Ключников), Саввы Мамонтова (Олег Шмаров), Федора Шаляпина (Олег Беляев). Это они в самые критические моменты протянули руку помощи, угадывая в начинающем авторе большой талант. Спектакль пронизан музыкой Рахманинова, и постепенно именно она становится главным действующим лицом. Стираются границы театрального и возникает удивительное ощущение сопричастности с духовным миром творца.

Конкурсную программу Рыбаковского фестиваля открыл Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна, уже известный тамбовскому зрителю по спектаклю «Ромео и Жанетта» Жана Ануя, отмеченного в 2021 году премией имени Г.Р. Державина «За сохранение традиций русской театральной школы». Теперь донецкие артисты сыграли «Страсти по Торчалову» по пьесе Н. Воронова в постановке Василия Маслия. Это философская притча о том, что жизнь после смерти не обрывается, а продолжается в ином пространстве, напоминающем чистилище. Прежде чем душа покинет мрачное и странное место, где за порядком следят строгие надзиратели, человек должен вспомнить свой самый страшный проступок. Как выясняется, задача трудная, и для кого-то заточение затягивается на многие десятилетия.

Сценограф Руслан Фадиенко создает абсолютно бытовую атмосферу, где герои пьют чай из самовара с сахаром вприкуску, разговаривают по душам, ссорятся. За их жизнью со стороны наблюдают три женщины в старинных холщовых одеждах. Они находятся за пределами основного действия, неспешно прядут пряжу, всматриваются в происходящее на сцене, негромко напевают. Это суденицы - в славянской мифологии духи, определяющие судьбу человека. Духовные песнопения, звучащие на русском, украинском, грузинском, иврите (хормейстер Татьяна Пащук), становятся и защитным полем для тех, кто оказался между мирами, и неким катализатором для пробуждения в них глубоко спрятанных воспоминаний.

Попавшему сюда прямиком из больничной vip-палаты высокопоставленному чиновнику Торчалову в блестящем исполнении Владимира Швеца (по итогам конкурса он признан победителем в номинации «Актер России») потребуется немало времени, чтобы осознать - деньги и особое положение здесь уже не имеют значения. Он искренне верит в свою безгрешность, как и в то, что всю свою жизнь посвятил служению народу. Ему никогда не найти общего языка с красноармейцем Сашкой Пыжовым (Дмитрий Фёдоров), погибшим много лет назад за высокие идеалы революции. Чужда Торчалову и жизненная философия скромного, задавленного жизнью Семена Кушкина (Игорь Рыбчинский) из 1950-х, а вот его сына Евгения (эту роль, поразительно перевоплотившись, исполняет все тот же актер), который попадет сюда позднее и принесет с собой алчность и жестокость 1990-х, поначалу с восторгом примет как человека будущего, движителя новых социальных реформ. И только крепостная крестьянка Лиза постепенно разбудит в нем совесть, заставит задуматься о других ценностях и, быть может, он впервые в жизни искренне посочувствует чужой беде. Эту роль Мария Марченко исполняет искренне и доверчиво, соединяя в своей героине доброту и неодолимую духовную силу (по итогам фестиваля актриса награждена премией «За сохранение традиций русской театральной школы»). В финале Торчалова вернут на бренную землю, дав еще одну попытку измениться и прожить жизнь иначе. Удастся ли ему это? Вопрос остается открытым.

Разговор о душе и о том, на что способен человек в погоне за собственной выгодой, предложил Пензенский областной драматический театр имени А.В. Луначарского. Гоголевские «Мертвые души» по пьесе М.А. Булгакова поставил Кирилл Заборихин. Сложную сценографию, представляющую собой высокую стену из ящиков библиотечного каталога, которые в определенные моменты становятся хранилищем душ умерших крестьян, придумал Олег Авдонин. Музыку к спектаклю написали Андрей Шошкин и Сергей Казаков. Эффектно, из облака дыма, появляется Чичиков Сергея Казакова, давая понять, что в этом сюжете ему предстоит сыграть как минимум роль дьявола-искусителя. Однако эффектная картина не наполняется живым характером, да и остальные персонажи, скорее, обозначены наподобие ремарок: Манилов Алексея Болдырева всегда витает в облаках, Собакевич Артема Давыдова проявляет себя расчетливым дельцом, Ноздрев Николая Шаповалова безудержен в кутежах. Пожалуй, только Сергею Пахомову удается заглянуть в глубины своего Плюшкина и в короткой сцене показать весь ужас нравственной трансформации оставленного всеми человека. Необычна в спектакле трактовка Коробочки в исполнении Елены Павловой: Чичиков сталкивается здесь не с глуповатой и незлобивой старухой, а с настоящей черной вдовой - сексуальной, жесткой, моментально просчитывающей выгоду.

Впрочем, Павел Иванович, как-то сразу растеряв инфернальность, не очень-то утруждается в психологических подходах к помещикам: деловито скупает мертвые души, вытаскивая из очередного ящика длинное полотно купчей и без особого труда заручаясь нужными подписями. Столь же схематично в спектакле и окружение Губернатора, на бал к которому местная знать почему-то является в масках хищных зверей, но и лобовая метафора не дает ничего, кроме внешнего обозначения. За всей этой избыточностью не расслышать бубенцов «бойкой и необгонимой» Птицы-тройки - Руси, которая «мчится вся вдохновенная Богом». И ответа никто не дает.

Напротив, тонкий и глубокий разбор пьесы показала режиссер и автор сценографического решения Елена Сафонова, поставившая на сцене Костромского государственного драматического театра им. А.Н. Островского «Вишневый сад» А.П. Чехова. Едва заметными штрихами прочерчиваются нити взаимоотношений между персонажами, приоткрывая их прошлое, показывая неотвратимость грядущих перемен. На протяжении почти всего действия на сцене будет появляться молчаливый наблюдатель - мать Яши (Антонина Павлова), никому не нужная, утратившая надежду на человеческое тепло. Таким же одиноким воспринимается образ когда-то богатого, наполненного радостью и счастьем родового имения, но теперь опостылевшего своим хозяевам.

Спектакль начинается с монолога Пети Трофимова, мысленно обращенного к Ане: именно ей, к кому давно тянется душой, доверяет он самые сокровенные мысли о неизбежном перерождении людей, владеющих живыми душами, об искуплении прошлого для того, чтобы сделать шаг в настоящее. Персонаж Андрея Щелкунова многое пережил и многое понял, в нем есть внутренний стержень, что и позволит уставшей от неопределенности Ане обрести уверенность в будущем. В героине Алены Голубевой нет ничего от романтической натуры - она сдержанная и жесткая, прекрасно осознает положение своей семьи, не верит пустым обещаниям дяди. Не почувствуем мы и сентиментальности в Гаеве (Дмитрий Рябов), для которого отчий дом с запущенным и умирающим садом давно стал камнем на шее. В его обращении к «многоуважаемому шкафу» ирония и плохо скрытое раздражение. Не испытаем сочувствия к Раневской (Нина Маврина), давно перечеркнувшей и забывшей прошлое, живущей в ощущении ускользающей молодости, беспощадной и равнодушной к близким. В ее восторженном возгласе: «Сад мой!» нет искренности, а лишь хорошо отрепетированный театральный жест.

Раневская, Гаев, Аня уже оборвали внутренние связи с этим местом, и теперь нужен лишь внешний повод, чтобы покинуть его навсегда. Они даже не пытаются выслушать доводы Лопахина (Вячеслав Клычёв), для которого приобретенное имение нечто большее, чем выгодная коммерческая сделка. Едва замечают Варю (Галина Ананьина), пожалуй, единственного человека, кто несет на себе бремя вины за всех. Так же, как Фирс (Андрей Москаленко) или Шарлотта (Евгения Некрасова), падчерица Раневской воспринимается ими ненужной вещью, от которой хочется поскорей избавиться и больше никогда не вспоминать. Упакуют чемоданы, старый шкаф накроют белой тканью, и возникнет ассоциация с занавешенным зеркалом, когда в доме кто-то умирает. То единственное настоящее, за что действительно стоило бороться, ушло навсегда, но осознание потери придет к Раневской и Гаеву лишь в последний момент.

На контрасте с камерностью «Вишневого сада» прозвучал мюзикл «Кармен. История Хосе» Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство». Автор музыки - Андрей Григорьев, либретто по мотивам новеллы Проспера Мериме написала Мария Малухина. В постановке Виктории Печерниковой со всей очевидностью раскрылась тема любовной страсти, которая разрушает человека. Что-то действительно магическое в первом появлении Кармен Ольги Виррийской во время циркового шоу - хрупкая фигурка в черном, вихрь огненно-рыжих волос, внутренняя сосредоточенность, ни тени улыбки. Из множества восторженных зрителей она выбирает именно Хосе, единственного, кому скучно на этом представлении. Кармен вступает в игру и властно затягивает его в сети, не оставляя ни малейшего шанса избежать судьбы. Герой Максима Громова войдет в эту реку и постепенно потеряет себя. Ничего не останется от самолюбивого военного, еще недавно грезящего лишь о блестящей карьере. Любовь поднимет его на небывалую высоту, а потом с сокрушительной силой сбросит на землю, лишит воли и разума, заставит проявить все низменное. Кармен с ее необузданным стремлением к свободе ходит по краю и, кажется, предчувствует трагический финал собственной жизни. Желтые цветы в ее волосах, которыми она словно стрелами метит в очередного любовника, в момент развязки упадут на сцену мертвыми жухлыми лепестками, и ничего не останется от всепоглощающей и роковой страсти...

Сценографическое пространство, созданное художником Ксенией Кочубей, напоминает огромную клетку. В ней заключены миры обывателей и артистов. Динамичные сцены на рыночной площади (хореограф Евгения Миляева) раскрывают особенности психологии толпы: она легко создает кумиров и в одночасье их растаптывает. Серые парики и такие же невзрачные одеяния торговок противопоставлены яркому миру циркачей, где каждый может кардинально изменить свою жизнь и стать тем, кем захочет. Они единое целое - хозяин цирка Лилас Пастья (Николай Рожков) и Рольона (Ирина Агейкина), клоуны А и У (Артем Исаков и Илья Благовидов), чревовещатель Торрес (Иван Беликов), певица Лола Флорес (Виктория Саленкова)... Конечно, их свобода иллюзорна, и реальность требует за нее особую плату. Не избежать потерь и разочарований, но шоу будет продолжаться, потому что артистам-странникам требуется нечто большее, чем сытое и спокойное существование, - вечное движение, магия подмостков, радость настоящего творчества. Работа Орловского театра «Свободное пространство» получила высокую оценку в нескольких номинациях, в том числе за музыку к спектаклю и сценографическое оформление. Исполнители главных ролей Ольга Виррийская и Максим Громов названы лучшими в номинации «Признание».

Власть денег не менее разрушительна, она не гарантирует счастья и в определенных обстоятельствах способна погубить в человеке все лучшее. В спектакле «Последняя жертва» по пьесе А.Н. Островского, сыгранном на фестивале артистами Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (Новочеркасск), режиссер Петр Орлов и художник-постановщик Светлана Архипова решают этот образ с помощью символов: бойкие клерки стучат костяшками на счетах, из-под колосников падают купюры, и кажется, что пространство сцены постепенно покрывается пеплом. В больших рамах появляются персонажи, принимая картинные позы и представляя себя в выгодном свете. Все настраивает на фальшь в человеческих взаимоотношениях, когда в погоне за собственной выгодой легко преступить запретную черту, потерять достоинство.

В стороне от этой суеты молодая вдова Тугина Елены Тоцкой и Салай Салтаныч Александра Баркова. Но если Юлия Павловна полностью отрешена от этих перемещений, потому что давно живет в придуманном мире, то опытный делец зорко следит за происходящим, контролирует и перераспределяет денежные потоки. В нем, как и в богаче Прибыткове Игоря Лебедева, соединяется высокое и низкое. Убежденность в том, что все можно купить, неважно, вещь это или живая душа, неизбежно приводит к внутренней пустоте, омертвелости.

Чрезмерность сценографических деталей, бесконечные перемещения конструкций создают ощущение хаотичности и небрежности, теряются важные психологические оттенки в характерах героев пьесы. Почти незаметным оказывается моральный перелом Тугиной, согласившейся из-за денег на брак с Флором Федулычем, невыразительны и чрезмерно шаржированы Дульчин Владислава Зайцева, Глафира Фирсовна Людмилы Фадеевой, Ирина Лавровна Александры Иванченко, Мардарий Владимира Мартюхина. Пожалуй, лучшие эпизоды в «Последней жертве» связаны с ключницей Михевной, искренне, с хорошей долей юмора сыгранной Валентиной Иванковой. Романтичная натура, она тоже попала под обаяние Дульчина, напевает романсы, радуется предстоящей свадьбе Юлии Павловны так, словно выходит замуж сама, грезит о спокойной и счастливой старости. В финальной сцене, когда открывается жестокая правда и привычная жизнь разбивается на множество осколков, трудно оторвать взгляд от ее сгорбленной фигуры, медленно уходящей в никуда.

Завершились конкурсные показы Рыбаковского фестиваля спектаклем Нового художественного театра из Челябинска «Саня, Ваня, с ними Римас». Удивительная по своей простоте и подлинности пьеса Владимира Гуркина требует такой же искренности в сценическом прочтении. Обозначив постановку как «песню в двух действиях», режиссер Евгений Гельфонд соединил в ней земное и вечное, создав многогранный образ народного характера, который даже в самые страшные времена сохраняет целостность и духовность. Не случайно эта работа получила премию «За поддержку гражданственности и духовности» имени Архиепископа Луки.

Достаточно небольших деталей в отношениях персонажей, чтобы ощутить силу любви этих людей друг к другу, к родной земле. За их грубоватыми шутками и сдержанностью в проявлении чувств скрывается нежность, нелепые ссоры не перейдут во вражду, а в критическую минуту никто не даст слабины. Легкие прикосновения рук порой красноречивее слов. Через них можно ощутить глубокую привязанность Софьи (Татьяна Кельман) и Петра (Дмитрий Николенко): случись беда, один без другого не сможет. Буквально на глазах повзрослеет их осиротевшая дочь Женя (Мария Кристовер), но ее жизнь навсегда будет освещена родительской любовью. Несмотря на удары судьбы, Анна (Наталья Шолохова) не утратит способности искренне радоваться каждому дню, потому что всё в ней наполнено благодарными воспоминаниями о муже. И даже спустя годы Александра (Ксения Бойко за эту роль удостоена звания «Актриса России») не перестанет ждать своего Ивана (Павел Мохнаткин) и всё ему простит. Спектакль челябинских артистов - о вечном круге жизни с чередой встреч и расставаний, о мощном течении реки, которое уносит печали и оставляет надежду на то, что смерти нет.


Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея