Театральный апрель в провинции / XI Международный театральный фестиваль «Золотая провинция» (Пензенская область)

Выпуск №10-260/2023, Фестивали

Театральный апрель в провинции / XI Международный театральный фестиваль «Золотая провинция» (Пензенская область)

С 17 по 24 апреля 2023 года в Пензе, Кузнецке и Заречном прошел XI Международный театральный фестиваль «Золотая провинция». В нем принимали участие театры из Тараза, Перми, Владимира, Заречного, Борисоглебска, Москвы и Пензы. Онлайн зрители увидели спектакль из Германии. За семь дней фестиваля было показано 16 спектаклей по современной драматургии, мировой и русской классике.

Одним из тех, кто открывал фестиваль в этом году, стал Пермский театр «У Моста», который привез два спектакля Сергея Федотова: «Юнона и Авось» и «Красавица из Линэна».

Знаменитый своей преданностью драматургии Мартина МакДонаха, Сергей Федотов представил и спектакль по пьесе ирландского драматурга, но открывал фестиваль произведением, относящимся к хитам русской сцены - рок-оперой Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось».

Режиссер вывел в своем спектакле на первый план православные мотивы. Сценография представляет собой церковный алтарь: четыре стены как четыре церковных обозначения - две солеи (возвышения перед алтарем) и два клироса. Клирос у Федотова выполняет прямое назначение - монахини здесь певчие. Их хор, в котором, к слову, двенадцать участников (как двенадцать апостолов Иисуса Христа), сопровождает графа Николая Резанова на протяжении всего действия. Богоматерь является Резанову трижды: всякий раз, когда герой Ильи Бабошина сомневается в своих поступках или не ждет божьей помощи, в проеме задника появляется фигура Богородицы, читающая по нему молитвы.

Тема христианства у Федотова вступает в борьбу с темой власти. Если церковные деятели освещаются теплыми оттенками, то представители власти подсвечены кроваво-красным светом. Кровь здесь как символ смерти, страха и могущества над подданными. Также противоречия двух тем заметны в выборе музыкального ритма. Церковная жизнь сопровождается гармоничными песнопениями, а мирская, военная - резкими, громкими, напористыми песнями.

Спектакль «Красавица из Линэна» Мартина МакДонаха был представлен на следующий день.

На сцене - обстановка дома ирландского городка Линэн, что находится в графстве Гэлуэй. Зритель видит и облупленные серые стены, где висят фотография Элвиса Пресли и ирландский пейзаж. Из мебели - плита, холодильник, раковина, потерявшие свой первозданный вид и превратившиеся в нечто, испорченное грязью и бедностью. И радиоприемник, передающий национальные ирландские песенки вперемешку с песнями Шарля Азнавура и Элвиса Пресли. Время, о котором пишет драматург и которое показывает Федотов, было непростым для страны в целом. В конце XX века многие люди были вынуждены покидать страну из-за сложной государственной и культурной ситуации: Ирландия находилась в зависимости от Британии и США, и жизнь в ней была сродни рабству. Поэтому Морин Фолан в исполнении Анастасии Первовой, с одной стороны, настаивает, чтобы в Ирландии говорили на кельтском языке, как на родном для ирландцев, а с другой, рвется сбежать с загнивающей Родины, как рвется из прошлой жизни. Ее мать, Мэг Фолан (Регина Шнигирь), хочет слышать везде только английскую речь, но при этом и к Британии, и к Америке настроена враждебно, поскольку эти государства могут «задушить» старушек, развратить граждан и, главное, лишить мать дочери. Если случится, что Морин захочет уехать, Мэг останется наедине со своими многочисленными жизненными проблемами.

В те же дни, что и Пермский театр, выступала Московская драматическая труппа «Блуждающие звезды». В репертуаре «Блуждающих звезд» оказались «Поэма без героя» Анны Ахматовой и «Нездешний вечер», в основу которого легли повесть Марины Цветаевой и воспоминания ее современников - поэтов Серебряного века.

Основное действие спектакля Павла Тихомирова «Поэма без героя» проходит в новогодний вечер. С одной стороны подмостков подвешенные под потолком фотографии, с другой - еще не наряженная елка. Но вскоре камерная сцена дома Музея Мейерхольда погрузится в мистический сумрак. Появятся все загадочные герои поэмы. В спектакле помимо Татьяны Ташковой, исполняющей роль Ахматовой, присутствуют еще шесть артистов. Каждый из них - это тень-маска, которая приходит в квартиру в Фонтанном Доме. Анна Андреевна не боится прибывающих призраков прошлого, а скорее с любопытством наблюдает за возникающими на сцене героями, присутствовавшими в ее жизни и судьбе.

В режиссерском решении Тихомирова первая часть наполнена легкостью, теплотой воспоминаний главной героини. Но постепенно память начинает диктовать вехи трагической судьбы Анны Андреевны. Белые накрахмаленные новогодние игрушки в руках героев сменятся тяжелыми шерстяными платками военных лет. В финале все персонажи-тени исчезнут под гнетом исторических событий. Зритель останется один на один со «свидетелем всего на свете», Анной Ахматовой.

А спектакль «Нездешний вечер» воспринимался своеобразным продолжением заявленной «Поэмой без героя» темы: через стихи, воспоминания перед зрителем проходили образы тех, кто составил славу Серебряного века отечественного искусства.

Третьим участником фестиваля был Пензенский областной театр «Кукольный дом», представивший также пару спектаклей: один для взрослой публики, а второй для самых маленьких. И если в Пензе показали спектакль для взрослой публики «Убить Кароля» по пьесе Славомира Мрожека «Кароль», то в Кузнецк отправился детский: «Самый лучший папа» по пьесе-сказке Владимира Орлова «Золотой цыпленок», одному из самых известных текстов для театров кукол.

Свой спектакль «Убить Кароля» режиссер Владимир Бирюков представил как, с одной стороны, действо на хирургическом столе, вокруг которого располагаются актеры-кукольники. С другой, зритель видит перед собой кукольное пространство - кабинет с советским абажуром, радиоприемником, передающим выступление Л.И. Брежнева на одном из съездов КПСС. Совсем скоро в кукольный мирок «войдет» окулист. А затем появятся два пациента. Один из них окажется подслеповатым дедом, ищущим какого-то Кароля, а второй будет его внуком, жаждущим помочь дедушке осуществить долгожданные мечты. В итоге, все обернется таким образом, что дед увидит Кароля в ни в чем не повинном окулисте.

Спектакль Бирюкова интересен сценическими решениями. Обычно поступь марионеток бесшумна. Но не у Бирюкова. Марионетка в роли внука будет ходить звонко, «отбивая» каждый шаг кожаным сапогом. В этих громких звуках послышится приближение необратимого. А в необратимом будет угадываться страх, что выест до основания душу окулиста. Как только в его сердце проникнет страх перед грозной фигурой внука, окулист начнет уменьшаться. На глазах у зрителя произойдет полное уничтожение человеческой личности. Постепенно кукла врача-интеллигента начнет сжиматься, пока не превратится в крохотного человечишку. И к финалу перед зрителем предстанет уже не прежний врач-интеллигент. На сцене будет продукт тоталитарного режима - человек, чью душу съел страх...

Во второй половине фестивальной программы «Кукольный дом» показал спектакль по сказке «Золотой цыпленок». У «Золотого цыпленка» сюжет непритязательный. Волк и Лиса, возжелав вырастить себе сытный обед из маленького цыпленка, крадут у курицы яйцо. Вся неблагодарная воспитательская работа достается Волку, который неожиданно открывает в себе душевное тепло по отношению к вылупившемуся золотому комочку. И на смену желанию сожрать приходить стремление защитить. Владимир Бирюков, извечно ограниченный сжатым пространством малой сцены своего родного «Кукольного дома», и здесь с художником Алевтиной Торик не позволяют своим актерам-куклам выйти за границы. На этот раз границы определены небольшим «поворотным кругом» - своеобразным жерновом, вызывающим в памяти деревенскую жизнь. Сидя над ним на своем шесточке, Курица-мама, она же Курица-рекордсмен будет нести свои яйца, и жернов в этой сцене превратится почти в заводской конвейер. Нескончаемой беговой дорожкой станет он в сцене погони, и здесь же, когда движение замедлится и прекратится, в душистом сене обретут, наконец, мир и покой подросший золотой комочек и лучший в мире папа.

Впервые за историю фестиваля на пензенской земле выступил музыкальный театр. Академический детский музыкальный театр им. Наталии Сац представил спектакли как для детей - музыкально-драматическая постановка «Дюймовочка», так и для людей постарше - опера Доменико Чимарозы «Тайный брак».

Театр Наталии Сац - единственный в мире академический детский музыкальный театр. Спектакль «Дюймовочка» в режиссуре Валерия Меркулова раскрывает юному зрителю мир оперы и балета. Как и подобает в опере, музыка становится основным носителем и движущей силой действия. А зрителю выпадает возможность стать соучастником волшебства вместе с Оле Лукойе. На наших глазах рождается Дюймовочка. Кто в детстве не читал историю Ханса Кристиана Андерсена о девочке ростом в дюйм? Ее похищали мерзкие жабы, прогоняли высокомерные майские жуки, а после, оказавшись в услужении у мыши, Дюймовочка едва ли смогла избежать свадьбы со скрягой кротом. Но ласточка, однажды спасенная Дюймовочкой, все же помогла девочке обрести счастье. Поражающие своей красотой декорации Анатолия Нежного полностью погружают нас в атмосферу чуда.

А своеобразным продолжением музыкально-драматического спектакля «Дюймовочка» стала опера-буфф Доменико Чимарозы «Тайный брак». Это единственная его комическая опера, которая продолжает исполняться по сей день.

В постановке Валерия Меркулова шедевр итальянской оперы воплощен в остросюжетном спектакле. Богатый купец Джеронимо мечтает породниться с обедневшим графом Робинзоном и выдает за него свою дочь Лизетту. Но граф влюбляется в младшую дочь купца Каролину. И все бы ничего, но Каролина, на самом деле, уже находится в тайном браке с Паолино, бухгалтером ее отца. Меркулов сохраняет сюжет оперы, но осовременивает историю при помощи костюмов и сценографии. Последняя лишена излишних деталей, функцию оркестра выполняет фортепьяно. Костюмы же во многом отражают характеры героев. Джеронимо носит кроссовки, Робинзон появляется с чемоданом на колесиках, на крышке которого изображен английский флаг. На Лизетте розовые, романтичные тона одежды, но ее бойкий характер подчеркивает грубоватость кожаной куртки в то время, как туалеты ее младшей сестры Каролины отличаются лаконичной гармонией.

Уже постоянный гость «Золотой провинции», Театр Доктора Дапертутто, обосновавшийся в Доме Мейерхольда, показал «"Венецианских затейников" (опус 15)» по пьесе Бена Джонсона «Вольпоне» в постановке Наталии Кугель.

Крепкий здоровьем вельможа Вольпоне на старости лет хочет развлечься и просит своего слугу Моску позвать тех, кто не прочь поохотиться за его большим наследством. По ходу действия актерам выпадет возможность проявить черты клоунады, гротеска. Хитрый лис Вольпоне (Алексей Водопьянов), с одной стороны, галантен, с другой - совершенно бесстрашен, ловок и находчив. Но к тому же актер с точностью передает ложную немощь своего персонажа. Моске Александра Стешина исполнен невозмутимости и стойкости. Нежен и по-детски наивен Дмитрий Аксенов (Бонарио), а Карбаччо Андрея Баронова, кажется, уже настолько стар, что даже «умирающего» Вольпоне пережить не в состоянии. Корвино Ильи Бирюкова умеет быть как тираном по отношении к своей супруге, так и притворным ангелом, чьи злодеяния направлены на самом деле против него самого. Их дуэт с Валерием Малышевым в роли Вольторе и Челии и драматичен, и комичен. У Малышева два запоминающихся образа в спектакле: запуганная жена, которая все же может проявить характер, когда это необходимо, и адвокат, мило шепелявящий и подстраивающийся под власть любыми способами. А судья Ивана Коновалова выступает в спектакле своего рода карикатурой на судебную систему: его могущество притворно, хоть этого и никто не замечает. Все актеры в этом театре - трюкачи. Поведение персонажей проявляется и пластически: они прыгают, бегают, падают на колени, выпадают из окон пристроек. Видно, что спектакль «Венецианские затейники» дышит неутомимой актерской энергией.

Завершал фестиваль Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой со концертом-галлюцинацией «Абсент». Знаменитый московский театр уже приезжал на «Золотую провинцию» и показал тогда спектакль «Снился мне сад...». В 2023 году пензенские зрители получили возможность увидеть еще одну постановку Ивана Поповски с музыкальной композицией Олега Синкина.

... Представьте Париж конца XIX века. Вы открываете дверку одного из ночных кабаре. Официант тут же подносит бокал с изумрудной жидкостью. «Это коварный напиток, и привычка к нему быстро овладевает своей жертвой, которая рано или поздно отказывается от попыток обуздать свою страсть», - так описывал напиток Роберт Шерард. Абсент в свое время овладевал умами многих творцов. Ван Гог, Эдгар По, Мопассан, Рембо, Верлен - все они были подвержены острой тягой к миру фантастических галлюцинаций, который открывала для них «зеленая фея». На сцене выстроены в ряд четыре стола, за каждым из которых спит прелестная дама в изящном черном платье, будто сошедшая с картин Тулуз-Лотрека. Вскоре они пробудятся от опьяняющего сна, и все кабаре погрузится в ритмы французских песен. Сложно выделить каждую из певиц, ведь Елена Веремеенко, Галина Войниченко, Анна Комова и Евгения Курова объединяются в нерасторжимое целое. Со сцены не прозвучит ни одного слова, они здесь и не нужны. Все диалоги в этом спектакле высказываются в музыке. Иван Поповски создает на сцене удивительный, поистине завораживающий мир. С каждым глотком, а точнее нотой, зрители погружаются в некое фантастическое опьянение. Вскоре черные коконы-платья девушек запестрят красными, желтыми, розовыми цветами. А вокруг них запорхают изумрудные бабочки. В финале кабаре, оркестр, прекрасные девушки и зрители погрузятся в зелень абсента...

Фотогалерея