Мосты любви / II Международный театральный фестиваль «Мост, соединяющий сердца» (Дубна)

Выпуск №10-260/2023, Фестивали

Мосты любви / II Международный театральный фестиваль «Мост, соединяющий сердца» (Дубна)

Международный театральный фестиваль, проходивший в Дубне при поддержке Объединенного института ядерных исследований и Дубненского университета, назвали «Мостом, соединяющим сердца». Художественный руководитель фестиваля Юлианна Кукарникова (закончила Ереванский институт театра и кино, ставила спектакли в Москве, создала в Дубне Театр-лабораторию «Квадрат») заранее определила его тему - любовь. И все спектакли ей соответствовали. Любовь, которую теряют. Любовь, которая могла иметь продолжение. Любовь вопреки обстоятельствам. Любовь... под дулом револьвера. Любовь, удвоенная годами...

Это уже второй театральный фестиваль в Наукограде. Первый проходил в 2019 году и назывался «Мост длиной в полвека». Второй дубненский театральный фестиваль получился представительным. За четыре дня в театральном подвальчике выступили 10 коллективов, любительских и профессиональных: Москва и Дмитров, Химки и Подольск; другие регионы: Тверская, Ярославская, Ленинградская области, Минск (Республика Беларусь). В жюри конкурса актриса театра и кино Анна Терехова, Андрей Оганян - преподаватель РАТИ, Лев Малишава - актер Театра Армена Джигарханяна.

Номинации резонно разделили на две части: для профессионалов и любителей. С двумя Гран-при конкурса. Его получил спектакль «Варшавская мелодия» Леонида Зорина Молодежного театра «В!смысле» (режиссер Александр Башлаев, Химки) - он открывал фестиваль. И финальный «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира Гуркина Драматического театра «Большое гнездо» (режиссер Павел Морозов, Дмитров).

Уж сколько их было, постановок о любви и расставании бывшего советского офицера и польской певицы... Даниила Донец играет так, что забываешь классические образцы. Высокая, тоненькая - она вся светится. И в скромном пальтишке чувствует себя королевой, мило поучая неловкого кавалера. Она научилась прятать эмоции. Но свет, струящийся из глаз, не спрячешь. Молодой актер Кирилл Крокин сумел показать надлом героя в их последнюю встречу. Нет, никаких ухищрений гримера. Он просто «сдулся». Походка, поза, взгляд - все изменилось. Занавес открывается еще раз: светящиеся звездочки пробегают по силуэту Гелены, сияют ее глаза. Занавес закрывается - поздно. Исполнителям тоже вручили дипломы - за лучшую женскую и мужскую роль.

Спектакль Драматического театра «Большое гнездо» получил диплом и за лучшую режиссуру. Эту историю из жизни деревни можно показать, как бытовую. Можно сосредоточиться на своевольной красавице Саньке Ольги Салямовой. Но внимание приковывает некрасивая, вечно беременная Нюра (Мария Вавилонская). И когда ее упрекнут, что снова «понесла», она улыбнется с такой стыдливой горделивостью! Получился спектакль о всеобщей любви. Даже пришлый человек Римас - Николай Орлов, полюбит эту семью, и спасет, а позже и от любимой ради них откажется.

А.Н.Островский в исполнении Народного театра-студии «За углом» (Гатчина) стал четвертым показом за один день. И пьеса часто играемая - «Не все коту масленица». Но худрук Юрий Калугин, ученик Г.А. Товстоногова, превратил ее в веселый лубок - с «гэгами» частушек, приплясками-присказками, но без пережимов уличного театра. Елену Романову и Наталью Воробьеву признали лучшим актерским дуэтом. За лучшую мужскую роль награжден Сергей Харитонов - по-современному жесткий купец Ахов. Лариса Ковель в роли Дарьи Федосеевны, ладная, синеглазая, еще не старая, помнит тяжелую руку мужа и исподволь подводит к мысли, что без любви нет семейного счастья. За спектакль театр получил диплом I степени.

Диплом II степени вручили народному театру «Авоська» (Конаково) - за «Мелкие супружеские преступления» Э.-Э. Шмитта. Награждены и исполнители за лучший актерский ансамбль. Два часа в пространстве сценической комнаты супружеская пара (Татьяна Темерова и Петр Гевондян) снова и снова выясняет отношения. А нам не скучно. Тонкая психологическая игра. Докапываясь до истины, они «докапываются» до любви, которая, казалось, навсегда их покинула.

Интересен спектакль, отмеченный дипломом III степени, - «Портрет» С. Мрожека Театра «Блуждающая точка» (Минск), совсем молодой театр, избравший свое имя по названию книги Питера Брука. Все первое действие Бартодий - Антон Кунцевич и суматошный Дух - Артем Дедышко ведут абсурдистские диалоги. Они крепко повязаны мойрами, чьи узлы нависают над сценой. И как бы Бартодий их не распутывал, его «серая мышка» жена (Светлана Цык) свяжет на спицах новые. Во втором действии Дух перевоплотится в сосредоточенного Анатоля, и узнать его почти невозможно. В финале режиссер (Александра Лёгенькая) придумала сильный ход. Герои срывают покрывало с портрета «отца народов». А там зеркало. Всё в нас самих: наши страхи и наши подлости.

Актеры Николай и Дарья Шишигины создали в Рыбинске семейный «Хороший театр». Они привезли метафизический спектакль «Я человек» по П. Гладилину. Постоянная смена «исходных данных»: она ничего не помнит - он помнит, он ничего не помнит - помнит она. Одна матрешка открывается, а там другая, на нее непохожая. Четверо детей этой странной пары, которые то ли есть, то ли нет... домой не вернутся. Мы живем уже в другом мире, куда в любую минуту может залететь ракета. Постановщик Николай Шишигин так решил финал, хотя в пьесе, в общем-то, всё условно. Хороший театр награжден дипломом за актуальность трактовки русской драматургии.

PDK DRAMA (Подольск) показала спектакль «Окна» Татьяны Москвиной. Тут всё внимание заняли клоуны. Их было много, они мельтешили, вмешивались в действие, порой сидели неподвижно, но тоже очень мешали. А ведь Москвина написала почти акварельные этюды призрачного Петербурга. «Циркизация» не в ее стиле.

«Вот уже и Чехов» привезла Дмитровская театральная студия «Маска». Да, гомерически смешные пьески «Предложение», «Медведь», но с истинно чеховской тоской по любви и страхом одиночества. А здесь в культовых спорах о Воловьих лужках со сцены неслись дикие крики. Второй пьеске повезло больше: актеры сумели найти верный тон. Театр награжден дипломом «За служение».

Два коллектива из Москвы - Театр Нарратив и Студия 25 отмечены дипломами участников. Первый показал спектакль по мотивам Валентины Аслановой. Студия - драму о последних днях Марины Цветаевой «Елабуга, отдай Марину!». Рваный сюжет, где трудно понять что-либо, клишированные образы энкаведистов - «окровавленных» орков с голыми торсами. И плаксивая поэтесса, которая никак не может быть Мариной Ивановной, внутренне окаменевшей от страха за сына и за близких.

Вне конкурса «принимающая сторона» Театр «Квадрат» показал театрализованный литературный вечер «Мы играем Зощенко». Рефлексирующий писатель со своей прекрасной Музой, чудный маленький Минька, его вредная сестрица Лёлища... Подвальчик буквально гудел от наплыва зрителей. Их заботливо встречали актрисы, музы Аполлона. Церемонию закрытия вообще перенесли на волжский теплоход. И фестиваль уже там наводил «мосты любви» между малыми театрами.


Фото предоставлены организаторами фестиваля

Фотогалерея