Последний пароход / "Васса Железнова" в Театре "Школа драматического искусства"

Выпуск №10-260/2023, Премьеры Москвы

Последний пароход / "Васса Железнова" в Театре "Школа драматического искусства"

Недавняя премьера «Вассы Железновой» в Театре «Школа драматического искусства» - новая работа Игоря Яцко. Обратившись ко второму варианту пьесы М. Горького, режиссер рассматривает его, прежде всего, как завещание выдающегося писателя, раскрывшего через образ главной героини тему несгибаемости человеческого духа даже в самых тяжелых обстоятельствах.

На сцене появляется Васса Людмилы Дребневой и с первых секунд завладевает вниманием, заставляя прислушиваться к каждому своему слову, следить за малейшим жестом. Удивительное сочетание женственности и огромной внутренней силы - хрупкая фигурка, красивый низкий голос, прищур внимательных глаз. Всё в ней подчинено ключевой цели - сохранить и приумножить дело Храповых и Железнова, провести это большое судно через опасные течения и перекаты. В бизнесе Вассу не устраивает понятие «хорошо» - всегда должно быть только «еще лучше». Она умна, мгновенно просчитывает ситуацию и видит на десять шагов вперед. Ей все время приходится держать удар, соприкасаясь с косной общественной системой, насквозь коррупционной и беспринципной, где правят взяточники - «продажные души», а еще бесконечно «распутывать путаницы» не только в делах пароходства, но и в непростых семейных отношениях.

С помощью точных сценографических деталей и объемной световой палитры художник-постановщик Мария Морозова и художник по свету Тарас Михалевский создают особое визуальное пространство спектакля, ассоциирующееся с большим пароходом, - белые паруса под колосниками, канатные лестницы, штурвал. Да и просторная гостиная, где разворачивается действие, чем-то напоминает кают-компанию. Правда, капитаном здесь по-прежнему называют мужа Вассы Сергея Петровича (Игорь Яцко), но в действительности всем управляет одна она. Ноша слишком тяжела и в какой-то момент может стать непосильной, но кто подставит плечо?

Наблюдая за изнывающей от безделья, пристрастившейся к вину и предъявляющей этот порок как вызов Натальей (Арина Федосенко); живущей в мире детских фантазий Людмилой (Анастасия Привалова); пьяницей и балагуром Прохором Борисовичем (Олег Охотниченко), на самом деле человеком беспринципным, практичным, с волчьей хваткой, остро чувствуешь одиночество Вассы. Изо дня в день ощущая откровенное равнодушие близких, она становится настолько уязвимой, что не разглядит двуличия своей секретарши и наперсницы Анны Оношенковой. В героине Марии Викторовой нет ничего похожего на живые эмоции: она не поднимает глаз, чаще молчит и старается быть тенью своей хозяйки, но на самом деле чутко следит за событиями в семье и ведет собственную игру. Когда Васса скоропостижно скончается, Анна даже на мгновение не испытает чувства жалости к человеку, сделавшему для нее очень многое. В том, как она хладнокровно снимет с бездыханного тела ключ от сейфа и будет жадно хватать деньги, есть нечто глубоко аморальное.

О своей молодости главная героиня вспомнит лишь однажды в разговоре с Людмилой и Натальей, но о чудовищном поведении распутника-мужа, перенесенных унижениях, побоях, умерших во младенчестве детях будет говорить спокойно и равнодушно. Кажется, прошлое в ней давно перегорело, и на этом пепелище возродилась новая женщина с сильным характером и непоколебимыми нравственными устоями. Преступление мужа, обвиняемого в растлении малолетних, заставляет несгибаемую Вассу содрогнуться от омерзения, но еще страшней мысль о несмываемом пятне, которое может покрыть имена ее дочерей. Она убеждена: «За пакости отцов дети не платят».

Сергей Петрович Железнов появляется в белоснежном капитанском кителе, поверх которого небрежно накинут домашний халат, и это воспринимается как дешевый маскарад. За агрессивными выпадами, суетливыми движениями скрывается животный страх за собственную ничтожную и бессмысленную жизнь. Трудно поверить, что Васса его любила, но даже теперь, когда между ними давно выросла ледяная стена, она пытается спасти от позора не только семью, но и постылого мужа. Конечно, способ избежать каторги выбран сомнительный и жестокий: Железнов должен принять смертельный порошок, но Вассе это кажется единственным выходом из неразрешимой ситуации. Она умоляет, просит о милости за всю свою «тяжелую и постыдную жизнь», и мы услышим в голосе этой стальной женщины слезы, почувствуем, как все еще страдает ее живая душа и не может исцелиться.

Второй акт начинается со сцены поминок Сергея Петровича, но тризна, скорее, напоминает семейный праздник. Никакого ощущения утраты, да и вообще о покойном здесь не говорят, - только чувство общего освобождения от чего-то темного и гнетущего. За большим столом смеются, поют, и Васса, такая преобразившаяся и помолодевшая в накинутом на плечи цветастом платке, впервые улыбается. Короткая передышка, забвение от многотрудных дел, которые вскоре опять «наплывут», заставят быть сильной и жесткой. Впрочем, есть в ее жизни минуты отдохновения, когда по утрам работает в саду (и как ее на всё хватает?) с младшей дочерью Людмилой, слушает, как та напевает. В этой странной девочке так много радости и доверия к жизни, чего давно добровольно лишила себя ее мать.

Целеустремленность и честность Вассы роднит ее с Рашелью, хотя они совершенно полярны в убеждениях. Одна крепко стоит на земле и относится к рассуждениям о социалистическом переустройстве мира как к краснобайству. Другая видит цель своей жизни в служении высшей идее, и такие как Васса для нее - ненавистный класс хозяев, люди со звериным сердцем. В их ожесточенных спорах никогда не родится истина, а разменной монетой станет маленький Коля - внук Железновой, ее оправдание и единственная надежда. Рашель любит сына, но, «раздувая революцию», как точно выразилась свекровь, готова принести его в жертву. И все же героиня Ольги Баландиной вызывает острое чувство сострадания: отказалась от семейного счастья, покинула родину и не нашла надежного пристанища за границей, рассуждает о грозной и очистительной силе политического переворота, но и сама может стать его жертвой. Рашель как вырванное с корнем дерево, которое еще сохраняет силу, но вскоре лишится жизненных соков. Оказавшись в доме Железновых и увидев, какие необратимые трансформации происходят с этими людьми, молодая женщина, кажется, первой почувствовала приближение катастрофы.

Пока глава большого семейства и владелица пароходства решает навалившиеся проблемы, иногда с трудом удерживая в руках штурвал, домочадцы предаются безделью, их беззаботная жизнь насквозь пронизана пустотой. В момент безудержного веселья вдруг появятся цыгане, и красные всполохи рубах и развевающихся юбок покажутся знаками близкой беды. Рок, неминуемо и неудержимо, вошел в этот дом, включился механизм самоуничтожения.

Смерть Вассы окажется такой же стремительной, как и ее земной путь. Некогда светлый дом погрузится в темноту, оборвутся и безвольно повиснут паруса, словно из них тоже ушла жизненная сила. На большом экране появятся кадры, на которых от берега отчалит и возьмет курс в неизвестность пароход с названием «Николай Железнов» (видеографика Ильи Рябова). Течение большой реки властно и неумолимо уносит надежды Вассы, делает бессмысленными все ее усилия по сохранению главного дела семьи, но, быть может, успокоит ее душу. 


Фото Наталии ЧЕБАН предоставлены театром

Фотогалерея