Байкальское притяжение / II Международный театральный фестиваль "Байкальский талисман" (Иркутск)

Выпуск №1-261/2023, Фестивали

Байкальское притяжение / II Международный театральный фестиваль "Байкальский талисман" (Иркутск)

Этот фестиваль стал победителем конкурса Президентских грантов в области культуры, искусства и креативных индустрий, поддержан Правительством и Министерством культуры Иркутской области, а также Президентским фондом культурных инициатив. Организаторы его - Иркутский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова и Фонд развития русской культуры. Цель фестиваля - встреча национальных культур самых разных регионов и народов России и стран ближнего зарубежья. Здесь встречаются коллективы, чье творчество призвано сохранять народные традиции и свое культурное наследие.

«Байкальский талисман» ошеломил город масштабностью и размахом. Съехалось семнадцать театров из Монголии, Казахстана, Республики Беларусь, Якутии, Хакасии, Чувашии, Тывы, Татарстана, Бурятии, Москвы, Рязани, Кемерово, Братска. И блеск, с которым он проводился, вселял уверенность в то, что этот фестиваль станет неотъемлемой частью театральной жизни Иркутской области.

Целую декаду начала июня город бурлил, осаждая ТЮЗ в жажде попасть на фестивальные спектакли. Зал как на утренних, так и на вечерних показах был переполнен, а каждый театр представлял еще собственную этническую программу с национальными выставками, костюмами, представлениями. И, конечно, рассказать обо всем увиденном было бы непросто.

Меж тем триумфатором фестиваля стал один из самых молодых коллективов - Тувинский государственный театр кукол из Кызыла, показавший пронзительный и глубокий спектакль «Степь» по притче тувинского драматурга В. Петрова в постановке Айдыса Чадамба. В его сосредоточенном неторопливом движении возникал экзистенциальный спор представителей двух миров - молодого революционера, жаждущего переделать мир, и тувинского старика-крестьянина, хранителя вековой мудрости, живущего по непреложным законам предков и вечной природы. Сначала красноармеец ведет этого старика на казнь, а потом, когда сам неожиданно попадает в плен, именно старик спасает его жизнь, полагая, что жизнь любого человека бесценна...

А Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» из Улан-Удэ привез бурную и яростную фантазию по мотивам Э. Сетона-Томпсона «...и звали его Домино» в режиссуре Яны Туминой и Александра Балсанова. Театр явил на сцене всю свою неистовую труппу - искусно танцующую, играющую и ведущую групповой рассказ о черно-белом лисе по кличке Домино, мстящем людям за разорение его гнезда. Речь шла о непримиримом противостоянии мира людей и мира животных, сцепившихся в жестокой схватке, и конца этому противостоянию не было.

Конечно, самое уникальное на фестивале - это национальный эпос во всей его загадочности и величии, например, «Мелодия коралловых бус», созданная по мотивам хакасского эпоса «Алтын Арыф». Хакасский национальный драматический театр им. А.М. Топанова из Абакана показал этот спектакль в постановке Юрия Майнагашева. Главная героиня, богатырша и прародительница народов Хуу Иней, оберегающая всех потомков, предстает то в облике Белой Волчицы, то Черной Лисы, то птицы Беркут, то простой травы. Прародительница всех родственных тюркских народов, она несет в себе дух сплоченности и преданности родной земле. Это величественное действо, с его архаическими пластами, эпическими персонажами и древней героикой, движется в мощном сплетении музыки, пластики, пения, героической декламации...

Свой фольклор привез и Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Наталии Сац из Алматы. Музыкальная сказка «Алдар Косе» поставлена Еслямом Нуртазиным по мотивам казахских народных сказок, в которых Алдар Косе - самый популярный герой. Выходец из бедной семьи, находчивый и хитрый, он защищает обиженных, дурачит и наказывает богатых, скупых и злых. Словно по волшебству, он появляется там, где нужен, чтобы призвать к порядку всевозможных негодяев. Теперь он живет в XXI веке, ездит на велосипеде, пользуется гаджетами и все так же стоит на страже справедливости. Горячий Махсат Сахиулы, играющий его - истинный герой нынешних улиц, брейк-данса и хип-хопа, побеждающий в любой схватке и разруливающий любые проблемы.

Белорусский государственный академический театр юного зрителя из Минска привез сценическую повесть своего земляка Василя Быкова «Альпийская баллада» под названием «Альпы. Сорок первый», поставленную Татьяной Самбук. В ее нежной женственной режиссуре известная военная история предстала красивой романтической сказкой о любви с оркестровыми эпизодами и перекличкой наших героев между военными и нынешними временами. Да, сегодня они постарели, но остались вечно живыми.

А Кемеровский театр для детей и молодежи показал спектакль по мотивам рассказов Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в режиссуре Ирины Латынниковой - повествование о далеком и уже забытом мире сибирской деревни 30-х годов. Деревня живет своей привычной, суровой, полуголодной жизнью: бабы собирают и заготавливают на зиму урожай, мужики везут дрова и сено, молодежь не отстает, работая со взрослыми наравне... обыденные и строгие заботы. И вдруг событие: из города приезжает настоящий фотограф, который сделает общее групповое фото всех односельчан! Но главный герой и рассказчик Витя (Андрей Новгородов) по причине простуды на фото попасть не может, и эта чудесная возможность запечатлеться навеки ускользает от него... Зато остается на память эта замечательная фотография, на которой его нет.

Ну, а как же на фестивале без русской классики? И Чувашский государственный театр юного зрителя им. М. Сеспеля из Чебоксар показывает пластическую драму по мотивам повести Н.В. Гоголя «Шинель», поставленную Владимиром Беляйкиным. Спектакль без слов - но разве нужны слова в этом сюжете, ставшем национальным мифом, знакомом до запятой? И в этой пластической фантазии есть, кажется, всё: и атмосфера холодного Петербурга, и явление нового человека на земле, названного Акакием, с его одиночеством, заброшенностью и незащищенностью, и враждебный чиновничий мир, в который он попадает, и его нищета, и мечты о новой шинели, которая, сверкая, видится ему пропуском в иной мир - и вновь утрата иллюзий, нищета и тихий уход из жизни никому не нужной, одинокой души. Акакия играет Николай Миронов - юный, тощий, со смешно торчащими ушами и пронзительным взглядом, целомудренный, как ребенок, безропотно сносящий удары судьбы и явивший удивительный образец великого человеческого смирения.

Режиссер Рязанского государственного областного театра юного зрителя Марина Есенина предложила драму Ярославы Пулинович «Господа Головлёвы. Маменька» по мотивам романа М.Е. Салтыкова-Щедрина. Тут взята за основу жизнь Арины Петровны Головлёвой, маменьки большого семейства. Она - стержень старого дворянского рода, на ней держится всё его благосостояние. И вот перед нами проходит вся ее жизнь, начиная со свадьбы и продолжая трудным и упорным преумножением своего капитала и увеличением собственных владений. Но дети лишь разоряют и предают ее, не способные продолжить материнский труд. В итоге старая мать остается одна... Это спектакль-роман о русской жизни, в центре которого замечательная работа Марины Заланской, сыгравшей Маменьку - великую русскую созидательницу, не обретшую своего продолжения в потомках.

Новый Московский драматический театр привез «12 новелл о любви» А.П. Чехова, поставленных Вячеславом Долгачёвым - двенадцать коротких историй периода чеховских «Пестрых рассказов». Словом, предложил Иркутску целую чеховскую антологию, весьма познавательную для юного зрителя, уходящего после спектакля с немалым багажом воспоминаний о чеховских героях.

Спектакли для самых маленьких игрались по утрам, собирая в зале всю шумную иркутскую детвору. И тоже представили целую палитру национальных красок и сюжетов.

Государственный театр юного зрителя Республики Саха привез из Якутска «Кукушку» в постановке Александра Титигирова. Это целый цикл якутских сказаний, завершаемых той самой «Кукушкой», где жестокие дети отказались помочь больной маме, и она навсегда бросила их, превратившись в кукушку, больше не вьющую себе гнезда. На сцене же - целое царство якутской этники, с северным животным миром, костюмами и народными музыкальными инструментами, танцами и обрядами. Залюбуешься этой уникальной северной жизнью, сохранившей до сих пор свою подлинность и красоту.

Монгольский Центрально-халхинский музыкально-драматический театр им. Н. Норовбанзад из города Мандалгоби Среднегобийского аймака показал свою национальную сказку «Карандаш Левша» Ц. Мандаха в режиссуре Б. Хишигзаяа. Милый сюжет о малышке, ищущей совершенства, и трех друзьях, помогающих ей на нелегком пути, был поставлен в удачном сочетании простоты и яркости, с прелестной наивностью, роднящей этот спектакль с нашими детскими постановками еще середины прошлого века, стилистика которых до сих пор актуальна.

Казанский татарский государственный театр юного зрителя им. Габдуллы Кариева привез на фестиваль фантазию по пьесе П. Коротыч «Тимур и комета» в постановке Тимура Шарафутдинова. История о мальчике, который хотел петь собственную музыку и создал для этого город-мираж, в котором собрались такие же одинокие искатели свободы - люди, коты, птицы. Однако загадочная «комета любви» всех возвращает на свои места, заставляя понять ценность собственной семьи и дома, которых ничто не заменит.

А хозяин фестиваля, Иркутский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова, играл пушкинскую «Сказку о золотой рыбке» в постановке Виктора Токарева, подарив «Байкальскому талисману», как и подобает хозяевам, самый пышный и богатый спектакль. История о Старике (Владимир Безродных) и его ненасытной Старухе (Марина Егорова) стала глубоким философским полотном о вечном противоборстве между материальным и духовным в человеческой жизни. И тут развернулся целый народный эпос - с истинно русскими картинами быта, разгулом веселья и торжеств по поводу восхождения Старухи по лестнице жизни, с цыганами и скоморохами, конечно же, медведем, и настоящим морем-океаном с его диковинной подводной жизнью.

Фотогалерея