Вчера, сегодня, всегда / "Ревизор" в Московском драматическом театре "Сфера"

Выпуск №1-261/2023, Премьеры Москвы

Вчера, сегодня, всегда / "Ревизор" в Московском драматическом театре "Сфера"

Завершающей премьерой 42-го сезона Московского драматического театра «Сфера» стал «Ревизор» Н.В. Гоголя - не потерявший за два столетия остроты, точный и правдивый в оценках, беспощадный к человеческой алчности и глупости. Режиссер спектакля Сергей Виноградов убежден, что русский театр начался именно с этой идеальной по конструкции пьесы, столь объемно отразившей проблемы чиновничества в России.

В созданном художником Ольгой Хлебниковой пространстве (она же автор костюмов, отражающих стилистику разных эпох) притягивают взгляд сочные холсты с фрагментами жизни идеального провинциального городка с его уютной архитектурой, золочеными маковками церквей, дородными купчихами и счастливым народом. В центре этой галереи большой портрет императора в величественной позе, который будет наблюдать за происходящим на сцене.

Большой круглый стол напоминает одновременно место карточной игры и цирковую арену, где вскоре развернется грубое, откровенно фальшивое шоу провинциальных чиновников. Они равнодушны к своему городу, который совсем не тот, что на живописных картинках, и на его улицах повсюду «кабак, нечистота», ненасытны в потребностях, а главное, крепко связаны круговой порукой. Безграничная власть рождает в них ощущение безнаказанности, поэтому «пренеприятное известие» о грядущем визите государственного проверяющего из Петербурга, пусть даже с секретным предписанием, поначалу вызывает лишь недоумение.

Чувство собственной неуязвимости особенно отчетливо проявляется в Ляпкине-Тяпкине Александра Пацевича. За его бесстрастностью и равнодушием угадываются холодный расчет и мертвая хватка. Судья знает, как при случае быстро уладить дела, а если понадобится, выгодно использовать компромат на коллег (уж на Городничего у него точно кое-что имеется, и блюститель закона недвусмысленно намекает на это) и отвести подозрения от себя. Даже в сцене, когда Ляпкин-Тяпкин дает взятку петербургскому инкогнито и выскакивает из центра стола-трансформера, словно чертик из табакерки, он откровенно наигрывает подобострастие, не скрывает издёвки, и дает понять, что все происходит по его сценарию.

Такой выдержке Сквозник-Дмухановский может только позавидовать. Новость о государственной проверке вверенного ему «объекта» постепенно приводит градоначальника в полуобморочное состояние: ведь именно его голова полетит первой. Герой Антона Алипова человек не большого ума, но изворотливый и жестокий. Дорогу к своей вершине он явно пробивал не только интригами, но и кулаками. Когда Городничий дает наставления своему верному служаке Уховертову (Алексей Суренский), как в случае чего следует разобраться с недовольным народом, даже свирепого пристава удивляет беспощадность предлагаемых мер. Но больше всего поражает прекрасная осведомленность об истинном положении дел: арестантам в тюрьмах не выдают провизию, больные в богоугодных заведениях мрут как мухи, в училищах преподают бездарные педагоги. Сквозник-Дмухановский и пытаться не станет что-либо исправить, ведь тогда разрушится его местечковая империя. Для подобных ситуаций существует лишь один способ: «грешки» на время «замазать» и поставить в церкви свечу побольше - не по христианским убеждениям, а на всякий случай. Потому что твердо знает: «неизъяснимый закон судеб» никто не отменял. Судьба и сыграет с Городничим злую шутку.

Она нагрянет в лице прожигателя жизни Хлестакова. Эту роль в разных составах спектакля исполняют два артиста. Персонаж Даниила Толстых подкупает какой-то детской наивностью и верой в хороших людей. Он как бабочка-однодневка спешит жить, срывать цветы удовольствия, получать желаемое здесь и сейчас. Хлестаков Павла Степанова - столичный щеголь, сердцеед, капризный барчук, убежденный, что в этом мире все крутится исключительно вокруг него. Только что со слезами умолял трактирного слугу подать в долг хоть какой-то обед, но по мере насыщения начинает дерзить и выдвигать новые требования.

И все же есть в этом противоречивом персонаже достоинство. От голода готов собирать крошки со стола, но никогда не продаст свой модный костюм, проиграется в пух и прах, но при первой же возможности вновь сразится в карты. Причина не в деньгах, а в желании выйти победителем. Привык отдавать долги и первое, что сделает, получив взаймы от Сквозник-Дмухановского неплохую сумму, - попросит у трактирного хозяина счет. Фраза: «Я взяток не беру!» звучит в его устах абсолютно убедительно. Иван Александрович и к родительскому дому мечтает подкатить в шикарной карете, чтобы его восприняли не мелкой сошкой, а значительной фигурой. Он еще не знает, что совсем скоро так и произойдет.

Столь необузданную натуру замечательно уравновешивает слуга Осип, давно привыкший к таким вывертам. Персонаж Олега Алексеенко с лукавинкой в глазах, несуетлив и практичен, к жизни относится философски, и даже бранясь на хозяина (исключительно в его отсутствии), всерьез его не осуждает. Как и Хлестаков, он навсегда покорен столичной жизнью и не променяет ее ни на какие деревенские пироги и спокойную, но унылую повседневность. Осип - мечтатель, но не теряющий чувство реальности. Первым догадается о нелепой ошибке городских чиновников, принявших молодого повесу за государева человека, позволит ему немного поиграть в важного гостя и заодно разжиться средствами, а потом внутреннее чутье подскажет, что пора в этом авантюрном сюжете ставить точку.

В спектакле много по-настоящему смешных, мастерски сыгранных сцен. Знакомство Городничего и Хлестакова: первый, трясясь от страха, прощупывает почву, ищет слабые места и постепенно успокаивается; второй испытывает настоящий ужас от мысли оказаться в тюрьме за долги, защищается, дерзит и в качестве последнего средства принимает царственную позу - совсем как на портрете императора. Переполох в доме Сквозник-Дмухановского в связи с приездом высокого гостя: бесконечные споры и перебранки Анны Андреевны (эту роль в разных составах исполняют Ирина Сидорова и Александра Чичкова) и Марьи Антоновны (Елена Маркелова) напоминают цирковые номера с довольно грубыми шутками, и даже временное перемирие не погасит дух глупого соперничества между матерью и дочерью. Встреча Хлестакова с Абдулиным Александра Филатова: купец жалуется на бесчинства городского начальства, исполняя своеобразное песнопение-плач, и одновременно вручает мнимому защитнику интересов народа многочисленные подношения - науку о взяточничестве на Руси усвоили хорошо.

Блистательная сцена вранья Хлестакова звучит здесь как ода Петербургу. Он влюблен в этот город больших возможностей, светских раутов и неординарных людей, всеми силами стремится стать его частью, войти в прогрессивные круги. Отсюда и грезы о дружбе с Пушкиным, о собственном сочинительстве и возможной славе. К слову, письмо Тряпичкину, с его прекрасной стилистикой и точными оценками характеров персонажей этой странной истории, подтверждают в Хлестакове несомненный литературный дар. Он настолько убедителен в своих фантазиях, что может вскружить голову любому. Что уж говорить о недалеком провинциальном обществе с его низменными инстинктами.

Режиссер строит действие на открытом гротеске, что еще больше подчеркивает абсурдность происходящего. Городничий бряцает многочисленными орденами, напоминающими елочную мишуру, произносит пафосные речи, рассуждает о морали и так входит в раж, что даже у подчиненных от удивления вытягиваются лица. На фоне такой откровенной лжи «прилгнувший» Хлестаков выглядит честным человеком.

В разношерстной свите Городничего все достойны друг друга. Попечитель богоугодных заведений Земляника Дмитрия Новикова говорит елейным голосом, с великой нежностью перечисляет имена своих детей и, не меняя интонации, переходит к доносу на сослуживцев. Смотритель училищ Хлопов Дмитрия Бероева откровенно глуп, паникует по малейшему поводу и пойдет на все, чтобы сохранить свое положение. Почтмейстер Шпекин Вадима Борисова - натура романтичная, но настолько увлекающаяся, что уже не видит разницы между своим и чужим. Помещики Бобчинский Никиты Спиридонова и Добчинский Сергея Загорельского на задворках этой иерархии, их отчаянные попытки встроиться в «высшее» общество, пусть даже в роли городских сплетников, вызывают только брезгливость. Все они погрязли в «низменной вещественности», о которой писал Гоголь, и давно потеряли душу.

Когда Хлестаков умчится прочь в лучшем экипаже Городничего, а Сквозник-Дмухановский едва успеет насладиться мечтами о блестящей карьере в Петербурге, на всю свору обрушится известие о приезде настоящего ревизора. Оно прозвучит как глас с небес, как знак высшего правосудия. Последовавшая за этим немая сцена, по замечанию автора пьесы - «электрическое потрясение», медленно погрузится в темноту, а когда софиты вновь вспыхнут, мы увидим безудержный танец чиновников во главе со своим предводителем. Можно не сомневаться: выпутаются, откупятся, изобретут новые схемы.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея