Счастливая судьба / К юбилею Игоря Костолевского

Выпуск №1-261/2023, Юбилей

Счастливая судьба / К юбилею Игоря Костолевского

Игорю Костолевскому - 75 лет. Из них 50 он служит Театру им. Вл. Маяковского, куда пришел после окончания ГИТИСа, где был учеником Андрея Александровича Гончарова.

В дни юбилея полагается вспоминать творческий путь - как сыграл первые роли в знаменитом спектакле по рассказам В. Шукшина «Характеры», как долго бегал в массовке. Как обрел известность, появившись на экране. Высокий, красивый, голубоглазый, с обаятельной улыбкой, лучащийся молодостью и радостью жизни, он идеально подошел на роль декабриста Ивана Анненкова в фильме В. Мотыля «Звезда пленительного счастья». Ах, этот красавец в белом мундире на белоснежной лошади с огромным букетом ромашек, которыми он осыпает любимую женщину.

В кино он сыграл знаковые роли, отразившиеся на его творческой судьбе, завоевав зрительские симпатии и награды. Был мечтатель учитель МироюБезымянная звезда»), роковой ЗвездичМаскарад»), порывистый комсомолец Женька СтолетовИ это все о нем»), разведчикТегеран-43»), позже появились роли в серьезных содержательных фильмах и сериалах...

В театре в первое время значительные, по-настоящему интересные роли случались нечасто. В спектаклях самого Гончарова Костолевский сыграл Голубкова в «Беге», но актеру посчастливилось поработать с Петром Фоменко, раскрыв свой комедийный дар в роли Вово в «Плодах просвещения». Тридцать лет спустя, в спектакле Миндаугаса Карбаускиса «Плоды просвещения», посвященном памяти Петра Наумовича, Костолевский сыграл уже Звездинцева, беззлобного, бесхребетного подкаблучника.

В начале 80-х был сыгран Кинг в спектакле «Смотрите, кто пришел», поставленном Борисом Морозовым по пьесе Владимира Арро. Драматург прозорливо увидел появление нового героя нашей жизни. Эта роль по-настоящему открыла театрального актера Костолевского. После того, как Петер Штайн пригласил артиста в «Орестею» на роль Аполлона, у него начался насыщенный и плодотворный театральный период: он сыграл в спектаклях «Кин IV» (режиссер Т. Ахрамкова), где с изяществом и грацией явил короля Генриха IV. Стал Хельмером в «Норе» Ибсена, поставленной Л. Хейфецем, Подколесиным в «Женитьбе» Гоголя у Сергея Арцибашева в Театре на Покровке (позже спектакль был перенесен на сцену Маяковки), участвовал в спектакле «Арто и его двойник» Валерия Фокина, в спектакле режиссера Патриса Кербрата по пьесе Я. Резы «Арт» исполнил роль Марка...

Необыкновенно плодотворными для Игоря Костолевского стали последние десятилетия. В репертуаре появились роли драматические в лучших произведениях русской классической литературы: Иван Карамазов в постановке С. Арцибашева по роману Достоевского. В «Мертвых душах», также поставленных С. Арцибашевым, сыграл Губернатора из второго тома поэмы и Плюшкина, а затем и Ивана ИвановичаПовесть о том, как поссорились...»).

Миндаугас Карбаускас занял Костолевского в «Талантах и поклонниках» Островского в роли сибарита князя Дулебова, затем он сыграл Иоганна Шульца, одного из приглашенных на обед к Канту, блистательно воплощенному Михаилом Филипповым Кант»).

Интересным оказался союз маститого артиста с молодым режиссером Никитой Кобелевым. В спектакле «Враг народа» по пьесе Ибсена Костолевский сыграл Петера Стокмана, выведя именно этот характер мэра курорта в центр внимания. В «Кавказском меловом круге» Брехта Костолевский появился в роли судьи Аздака. Актер в этой роли демонстрировал свои недюжинные комедийные таланты, ни на миг не теряя основной темы - отстоять справедливость, помочь униженным и бесправным.

Игорю Костолевскому посчастливилось встретиться и с драматургией Б. Шоу, остроумца и интеллектуала, в спектакле Леонида Хейфеца «Пигмалион», где он сыграл Генри Хиггинса.

К нынешнему юбилею новый художественный руководитель Театра им. Вл. Маяковского Егор Перегудов подарил Игорю Костолевскому роль старого журналиста, 90-летнего печального мудреца Габито. Резкий, провокативный и такой пронзительный спектакль позволяет Костолевскому продемонстрировать и зрелое мастерство, и богатую палитру красок, и яркость гротескных приемов, лиризм и драматические ноты. Спектакль «Любовь по Маркесу», по словам постановщика, погружает зрителей в мир магического реализма, помогая понять прозу Габриэля Гарсиа Маркеса, горькую, исповедальную, но при этом жизнеутверждающую.

У Игоря Матвеевича Костолевского, народного артиста России, лауреата Государственной премии России, много правительственных и профессиональных наград. А еще - любовь и восхищение зрителей, которые высоко ценят профессиональное мастерство, творческую смелость, уникальную индивидуальность актера.

 

Фото предоставлено Театром им. Вл. Маяковского

Фотогалерея