"Я искала любви и не нашла..." / "Бесприданница" в Саратовском областном театре оперетты

Выпуск №1-261/2023, Мир музыки

"Я искала любви и не нашла..." / "Бесприданница" в Саратовском областном театре оперетты

В Саратовском областном театре оперетты поставили мюзикл «Бесприданница» композиторов Андрея и Ольги Петровых по мотивам одноименной драмы А.Н. Островского. Режиссер Сергей Бурлаченко, дирижер Валерий Брятко.

К 200-летию А.Н. Островского репертуар драматических театров пополнился новыми постановками его пьес. Оперные театры юбилей пропустили, хотя среди опер по пьесам классика «Катя Кабанова» Яначека, «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Воевода» Чайковского плюс забытые «Вражья сила» Серова, «Гроза» Кашперова, «Сон на Волге» Аренского XIX столетия и «Бесприданница» Даниила Френкеля ХХ века. Ее премьера в Красноярском театре оперы и балета им. Д. Хворостовского стала одним из редких исключений.

Зато мюзиклы по Островскому выходят часто: «Доходное место» в Московской оперетте, «Свадьба Кречинского» в Малом театре, «На всякого мудреца довольно простоты» в пермском Театре-Театре и так далее. Но популярнее всего «Бесприданница». Ее сюжет идеально подходит для мюзикла: ревность, страсть, любовный треугольник, цыганские пляски и песни, атмосфера богатого волжского города и драматический финал, возможный только в этом жанре. «Бесприданница» Ольги Петровой третий мюзикл по этой пьесе: первый вышел в Театре Чихачева в 2008 (композитор Александр Кулыгин), второй в Магадане в 2014 (композитор Ефрем Подгайц, либреттист Лев Яковлев). Сочинить мюзикл по «Бесприданнице» Петровой предложил главный дирижер Иркутского музыкального театра Виктор Олин. Ольга Андреевна использовала в этом опусе музыку своего отца, композитора Андрея Петрова к фильмам Эльдара Рязанова «Жестокий романс», «О бедном гусаре замолвите слово», «Ключ от спальни», фрагменты его ранней оперетты «Мы хотим танцевать» и сочинила новые романсы и дуэты на стихи поэта, либреттиста и драматурга Дмитрия Константинова. Знакомые по «Жестокому романсу» мелодии здесь звучат непривычно: изменились и ритм, и музыкальные акценты. Да и романсы, которые в фильме нужны для создания атмосферы, здесь раскрывают характеры героев: «Романс о романсе» - дуэт Вожеватова и Ларисы, «Я словно бабочка к огню» - объяснение-дуэт героини с Паратовым после разлуки. «А напоследок я скажу...» Лариса поет, уже зная о его предательстве. Премьера мюзикла состоялась в Иркутске, потом его поставили в Нижнем Новгороде, а теперь в Саратове, где год назад в Саратовском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Андрея Петрова «Петр I».

Для постановки «Бесприданницы» пригласили Сергея Бурлаченко - режиссера Национального драматического театра имени Б. Басангова (Республика Калмыкия), известного, в основном, как постановщика драмы, хотя среди его недавних работ опера Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие». Либретто по драме Островского Бурлаченко написал сам, почти не отступая от оригинального сюжета. Он немного сократил пьесу, расширил присутствие цыганского хора - Бряхимов просыпается с утра под его «Ой, не будите...», позаимствовал из «Жестокого романса» образ модистки, которая принесла на примерку Ларисе свадебное платье. И отдал ей часть текста Хариты Игнатьевны Огудаловой. Так в спектакле появилась еще одна роль для актрисы «за сорок», и кажется, что весь город судачит и пытается помешать замужеству героини.

Бурлаченко неплохо поработал с артистами: каждая роль точно разобрана, и ее рисунок прочерчен твердой режиссерской рукой. Привычные представления о героях в спектакле изменились. Лариса здесь не может пожаловаться, что ее никто не любит. Ее любят, ревнуют и хотят заполучить все окружающие мужчины - от солидного Кнурова до нервного Карандышева. Проблема в том, что Ларисе нужен только Паратов, и ради него она готова на самые отчаянные поступки. По замыслу режиссера роль «топора в руках судьбы» досталась здесь Вожеватову: это он под предлогом продажи парохода вызвал Паратова, чтобы расстроить свадьбу Ларисы.

Художник-постановщик Евгений Бюрчиев, обозначив место действия, повесил над сценой табличку «Бряхимов» и придумал условную белую конструкцию с двумя одинаковыми круглыми столиками и люстрами разного фасона: левая сторона для сцен в доме Огудаловых, правая - для кафе на набережной и дома Карандышева. На заднем плане появляется столь же условный белый пароход с вращающимися гребными колесами. Костюмы героев стилизованы под XIX век.

Дирижер-постановщик Валерий Брятко бережно провел оркестр и исполнителей через все сложности партитуры. Спектакль играют два разных актерских состава, оба неплохо поют, и в каждом своя расстановка сил. Страстная, полная жизни Лариса (Екатерина Умришова) любит Паратова (Роман Каляев), который способен на сильные чувства, но его гнетет душевная тоска. Он, конечно, поет «Мохнатого шмеля», но знает, что вольной жизни скоро не будет. Наивная, чем-то похожая на девочку Лариса (Марина Фролова) страдает по циничному провинциальному ловеласу Паратову (Даниил Вильперт). А он, хоть свое уже отгулял, настолько самолюбив, что не в силах просто так ее отпустить. Паратова, как короля, в обоих случаях «играет» свита цыган. Статная Харита Игнатьевна (Елена Комиссарова) напоминает провинциальную гранд-даму. Татьяна Харькова во втором составе играет ее более ловкой, оборотистой и меркантильной. Карандышев (в разных составах Михаил Крещиков и Максим Корниец) по-своему хорош и даже поет романс о любви, специально написанный Петровой. Но больное самолюбие мешает ему понять, что происходит с Ларисой. Дополняют картину расчетливый Вожеватов (Тимур Абдурахманов) и Кнуров, готовый разыграть предмет своей страсти в орлянку (в разных составах Равиль Улямаев и Александр Фатеев).

Неожиданный финал этой «Бесприданницы» удивит тех, кто помнит пьесу Островского, и тех, кто запомнил только фильм Якова Протазанова или «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. Осознав, что ее мечты несбыточны, а истинной любви нет и не будет, Лариса решает умереть. И уходит из жизни, хотя пистолет у Карандышева бутафорский, и он так и не сможет выстрелить.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея