Уроки Мастера / К юбилею Роберта Стуруа

Выпуск №1-261/2023, Юбилей

Уроки Мастера / К юбилею Роберта Стуруа

Роберт Робертович Стуруа в шутку называет себя «внуком Товстоногова», потому что его учитель Михаил Иванович Туманишвили учился у этого великого режиссера, но c тем же успехом мог бы называть себя правнуком учителей Георгия Александровича, Алексея Попова и Андрея Лобанова, а также Станиславского и Вахтангова одновременно. Шутка, в которой менее всего просто шутки, потому что ныне, задумываясь над проблемами театрального искусства, мы все чаще вспоминаем явление, носившее в былые времена название «театра большого стиля». Роберт Стуруа остался сегодня едва ли не единственным представителем этого великого направления даже в таких, казалось бы, далеких от этого определения, камерных по общему признанию работах, как «В ожидании Годо» в Театре им. Шота Руставели и «Последняя запись Креппа» С. Беккета в Московском театре «Et Cetera». Он обнаружил в абсурдистских пьесах не только логику абсурда, но обнажил и заострил те психологические глубины, которые мало кому удавалось открыть. Именно это понимание и мастерство «большого стиля» позволили режиссеру много и плодотворно работать в опере разных стран мира.

Уроки Туманишвили о необходимости режиссерской профессии находить сочетание «идеи смысла и идеи формы» определили на долгие десятилетие творчество этого уникального мастера, Роберта Стуруа, его тяготение к произведениям именно Шекспира и Брехта, запомнившиеся зрителям на всю жизнь. «Кавказский меловой круг» и «Ричард III» по праву составили золотой фонд не только грузинского, советского, но и мирового театра. Он смело сталкивал и сталкивает трагическое и комическое, не боясь резкости этих «ударов», не приглушая ни в одном, ни в другом открытых проявлений ярких эмоций, присущих грузинскому искусству. И неизменно очень тонко, без малейшего назидания призывает артистов и зрителей ощутить ноты иронии и юмора даже в самых, казалось бы, драматических ситуациях происходящего.

Общаясь с Мастером, невозможно почти мгновенно не подпасть под его обаяние, в котором юмор, дружелюбность, подлинная интеллигентность, упорство поиска золотого сечения «идеи смысла и идеи формы» сливаются воедино не только в его спектаклях, но и в самом облике Роберта Стуруа - в крупную творческую личность, не ведающую внутреннего покоя.

Известна многим одна замечательная фотография: на одной из тбилисских улиц стоят учитель и его ученики: мастер Туманишвили говорит что-то, жестикулируя и улыбаясь, двум молодым режиссерам, которые позже прославятся во многих странах. Это смеющийся Темур Чхеидзе и загадочно улыбающийся Роберт Стуруа.

Два космоса, два непостижимых мира, открывшихся грузинской и мировой культурам в своем отличии и единстве... Они еще очень молоды на этой фотографии, все еще впереди: и горести, и радости, и преодоление многих трудностей, и мировая слава, и верность избранному раз и навсегда пути, и поклонение все большего числа тех, кому нужен именно такой театр - глубокий и неизменно наполненный чувством притяжения и самыми различными эмоциями. Отчасти, наверное, потому, что в нем, как в жизни, переплетены боль и счастье, тяготы и юмор, ирония судьбы и самоирония, свойственная лишь мудрым людям и большим мастерам...

Дорогой Роберт Робертович! С прекрасным юбилеем Вас, мудрый, светлый, фантастически одаренный человек!

Живите долго на радость Вашим многочисленным поклонникам, разделенным границами и взглядами, но навсегда объединенными любовью к тому, что Вы не проповедуете, не поучаете с высоты профессионального и человеческого опыта, а щедро дарите нам!

Фотогалерея