Жизнь в солнечном свете / Памяти Нины Дробышевой (Москва)

Выпуск №1-261/2023, Вспоминая

Жизнь в солнечном свете  / Памяти Нины Дробышевой (Москва)

В памяти зрителя актер неотделим от исполненной им роли. Спектакля уже давным-давно нет в афишах, но человеческая память бережно и благодарно хранит пережитое когда-то потрясение. Актер уходит из жизни, но созданный им некогда образ продолжает жить и в воспоминаниях видевших, и в легендах, созданных не видевшими. Нина Дробышева - как раз такая легенда.

Самыми яркими событиями ее послевоенного детства становились нечастые выходы в театр - там, на сцене царила иная жизнь. Желание самой в нее окунуться привело Нину в драматическую студию Ленинградского дворца пионеров, а затем - в студию при Театре юных зрителей им. А.А. Брянцева. На прослушивании читала монолог Джульетты и была принята. Экзаменаторов поразила внутренняя сила и цельность внешне хрупкой девушки. В труппу ее зачислили еще до окончания студии, и у театра появилась своя Джульетта - редчайший по тем временам случай, когда актриса была немногим старше легендарной шекспировской героини. В ТЮЗ «на Дробышеву» потянулись не только юные, но и взрослые зрители, детей не имеющие.

Жизнь не имеет сослагательного наклонения. Останься она в родном Ленинграде, судьба наверняка сложилась бы иначе. Но вмешался «великий и ужасный» кинематограф. До окончания учебы оставалось всего ничего, когда юная Нина пришла пробоваться на роль Саши Львовой в картине Григория Чухрая «Чистое небо». Соискательниц было немало, но Евгению Урбанскому, исполнителю главной роли, понравилась именно она. Фильм имел грандиозный успех и в стране, и за рубежом. А молодая актриса, проснувшаяся, как принято в таких случаях говорить, знаменитой, была приглашена Юрием Завадским в Театр им. Моссовета. Он оставался ее домом на шесть десятилетий.

Дебютом Нины Дробышевой на столичной сцене стал спектакль «В дороге» по пьесе Виктора Розова. Ее партнером был Геннадий Бортников, тоже только что принятый в труппу. У молодых артистов получился яркий, острый, контрастный дуэт: мальчишка-нигилист, считающий этот мир неправильным и отправляющийся на поиски какого-то другого, лучшего, и девушка - воплощенная любовь, способная все расставлять по своим местам и наполнять смыслом. Со своей героиней актриса поделилась той внутренней силой и убежденностью, которые и помогали ей идти по жизни.

Вторая роль - Клеопатра в одной из самых ярких пьес Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра». Спектакль открыл публике совершенно иную Дробышеву. Вечная женственность была щедро отпущена Нине Ивановне природой, а талант давал возможность явить на сцене разные грани этого опасного и многозначного дара. Роль Цезаря играл Ростислав Плятт, актер удивительной органики и редчайшего чувства партнерства. Дробышева потом не раз говорила, что именно Ростиславу Яновичу она во многом обязана пониманием своей героини, из наивной девочки превратившейся в не знающую пощады и жалости царицу.

Удачей стала и Генриетта в спектакле «Глазами клоуна» по роману Генриха Бёлля. Но судьба неожиданно обрушила на актрису испытание, которое далеко не каждый смог бы пройти. Чудовищная автомобильная авария. Год больниц и операций. Возвращение на сцену было практически подвигом. Нет, будем точны - не на сцену, а в... фойе, посреди которого был установлен невысокий помост, окруженный с трех сторон местами для зрителей. Но в какой роли!

Премьера спектакля «Эдит Пиаф», поставленного Борисом Щедриным по пьесе Виктора Легентова, состоялась 29 октября 1970 года. Драматург предоставил слово самой Пиаф, использовав фрагменты двух ее книг - «Моя жизнь» и «На балу удачи». Сегодня театральными экспериментами, даже самыми эпатажными, никого не удивишь. А тогда постановка произвела эффект цунами, разметавшего привычные представления о том, что возможно и невозможно в театре. Собственно, театр и жизнь стерли границы, их разъединяющие: «Ужасной была моя жизнь, - звучал страстный голос Пиаф-Дробышевой, - ужасной, но вместе с тем изумительной. Потери родных и близких, операции и болезни, а потом алкоголь, наркотики, автомобильные катастрофы, но всякий раз, когда всем казалось, что Пиаф уже никогда не выкарабкается из ямы, силы возвращались ко мне, и я вновь выходила на сцену. Подходила к рампе и пела. Песни спасли меня».

А роль спасла актрису. Она сыграла ее более 700 раз и, как утверждают поклонники, ни разу не повторилась. Не в тексте, конечно. В красках, которыми писала трагическую историю. «Я полюбила эту певицу, - признавалась Дробышева в одном из интервью, - когда Эдит Пиаф еще не была в нашей стране широко известна, и мало кто знал ее песни. Мне они очень нравились. Вместе с Борисом Щедриным мы стали фантазировать, что может получиться, если сделать спектакль о жизни и творчестве этой удивительной женщины. С этой задумки все и закрутилось... Материал был не очень простой. От меня требовалось сыграть роль Эдит Пиаф, которую знают и любят во всем мире, убедить зрителей в том, что я действительно могу это играть. А это не так просто, как кажется на первый взгляд».

И она убедила. По легенде, Шарль Дюмон, автор многих песен Пиаф, увидев на сцене Дробышеву, воскликнул: «Это - Диду!» В 1982 спектакль записали для телевидения. Он продержался в репертуаре Театра им. Моссовета 20 лет и каждый раз в этом импровизированном зрительном зале яблоку было негде упасть - публика сидела на лестницах, свешивалась с перил фойе второго яруса. Журнал «Театр» писал, что актриса «играет с полной отдачей, самозабвенно и самоотверженно... она живет с такой непрерывностью пребывания в образе, какую нечасто можно увидеть на театре».

Этапных ролей у Нины Дробышевой, было, к сожалению, немного. После Эдит Пиаф можно отметить Мэри в спектакле «Долгое путешествие в ночь» по увенчанной пулитцеровскими лаврами пьесе Юджина О'Нила, Аркадина в «Чайке» и Сибил Беринг в «Он пришел» Джона Бойнтона Пристли. Для актрисы такого дарования - до обидного мало.

Недостаточную востребованность Дробышевой еще в начале 80-х с огорчением отмечал Борис Поюровский после того, как актриса сыграла бывшую балерину Лялю в «Пяти углах» Сергея Коковкина в постановке Камы Гинкаса. В статье «Синяя птица актерского счастья» Борис Михайлович, подчеркнув, что актриса снова заставила заговорить о себе, писал: «Победа Дробышевой - горький упрек всем, кто в течение стольких лет мирился с вынужденной бездеятельностью актрисы, еще в «Эдит Пиаф» подавшей заявку на переход из амплуа травести в трагедийный репертуар».

Эту вынужденную бездеятельность актриса заполняла творчеством в совсем ином роде. Она прекрасно рисовала, вышивала и даже создавала витражи и мозаики. Одной из самых любимых работ для Нины Ивановны был витраж, созданный во время репетиций «Эдит Пиаф». Спустя много лет Дробышевой предложили вернуться к Пиаф, внеся в спектакль какие-то коррективы. Она отказалась.

И они с той Эдит остались легендой.

 

Фото из открытых источников в Интернете

Фотогалерея