БАРНАУЛ. Как стать звездой?

Выпуск №2-262/2023, В России

БАРНАУЛ. Как стать звездой?

«Облако-рай» - первая премьера сезона 2023/24 в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина. Основанный на известной перестроечной трагикомедии Николая Досталя по сценарию Георгия Николаева, барнаульский спектакль вошел в десятку, если не больше, поставленных за последние несколько сезонов по всей стране. Авторы - режиссер Галина Зальцман и художник Елизавета Дзуцева - нашли к материалу свой неординарный подход, обратив поэму безысходности в трогательный, ностальгический спектакль о любви и надежде, о далеком и неизвестном, что манит куда-то, и близком, родном, что не отпускает.

Герои Николаева живут в глуши провинциального поселка, как на необитаемом острове, в ожидании хоть какого-то события. За случайно оброненное Колькой «да только уезжаю я на Дальний Восток» они хватаются, как утопающий за соломинку. Недолгие проводы Кольки становятся смыслом их существования. И чем невероятней представляется поездка, тем сильнее вера в ее возможность - сеанс коллективного гипноза удался. Случай выливается в поступок, меняющий судьбу героя, но конец повести так и остается открытым, заставляя гадать, что же стало с героем дальше.

Галина Зальцман не стала продолжать историю Кольки, но вернулась в оставленный им город Верхний Ломов и сфокусировала внимание на его друзьях и знакомых. Что же с этими людьми теперь? В общем-то, ничего нового - все так же ждут: вспоминают Колю как героя, а день его исторических проводов отмечают торжественным «датским» концертом в ДК местной спичечной фабрики «Победа».

Маленький помост на авансцене иронично обрамлен вечным красным плюшевым занавесом с «арлекинчиком» поверх. На нем разношерстный хор горожан заводит проникновенно «Звездочка моя...» из фильма Досталя, отсылая посвященных к кино, а непосвященных настраивая на лирический лад. Коля-то оказался поэтом, в оставленном им дневнике были найдены стихи и музыка как этой, так и знаменитой песни «Облако-рай», патетической коды и фильма, и спектакля. Будут еще пять концертных номеров, между которыми в глубине сцены разворачивается хроника Колиного отъезда в большой мир. События восстанавливаются как в коллаже: маленькие декорации, выезжающие на колесиках, плоские фанерные приметы немудреного быта как транспаранты проносятся монтировщиками сцены.

Елизавета Дзуцева создала для «облачных» героев пространство, в котором вроде бы нечего терять. Это обшарпанный, тусклый быт у самого края горизонта, тягучее время без событий и вечное «звездное небо над головой», по которому пролетают фанерные облака, голова Гагарина, автобус, неизменная скамейка с бабками у подъезда, «козел на веревке» (упрек в сторону главного героя), спортивная сумка «USSR-СССР» с проросшей картошкой... Другой жизни за границами этого мира для героев не существует. Кольку провожают «куда-то туда» - через Москву на Дальний Восток, к океану. Но этих мест в спектакле нет - они лишь абстрактные наименования. Зато есть условное, но узнаваемое «здесь», со своими нравами и «не чужими» людьми. Колин отъезд вдруг проявляет в безликом коллективном портрете яркие индивидуальности: по-родительски «желающие только лучшего» Федя (Сергей Рассахань) с Валей (Анна Бекчанова), бестолково любящая Наташа (Кристина Василенко) и ее мать, «суровая женщина» Татьяна Ивановна (Лена Кегелева и Елена Зотова), бабки у подъезда - вечные стражи чужих жизней (Геннадий Тихонов и Владимир Черепанов), местный «крестный отец» Филомеев (Антон Кирков), соседский «учитель жизни» Филипп Макарыч (Эдуард Тимошенко). Понятно, что в процессе проводов Кольки родилась некая общность, разрозненные голоса объединились в стройный хор, поющий под лозунгом: «Коля, мы тебя помним!»

Колька в исполнении Артема Казакова (это его первая главная роль и сразу - удача) по-детски открытый, непосредственный, ждущий от окружающих одобрения - сплошная эмпатия. Изящный, невысокого роста, тонущий в кажущихся не по размеру штанах и кожанке, его персонаж провоцирует отеческую заботу. Оказавшись в центре всеобщего внимания, он, как ребенок, радуется собственной состоятельности в глазах других и тут же отчаянно бунтует против несправедливости ситуации - почему его никто не удерживает?!

Чередующиеся концертные номера выстраивают ностальгический сюжет о чем-то безвозвратно ушедшем, но в то же время бессмертном: «Синоптики» группы «Наутилус Помпилиус», «Рассказ технолога Петухова» Юрия Визбора, «И на Марсе будут яблони цвести» В. Мурадели и Е. Долматовского, переходящая в «И снится нам не рокот космодромов» группы «Земляне», и «Нежность» А. Пахмутовой и Н. Добронравова. Какая знаковая и в то же время неочевидная подборка предложена режиссером и как точно найдены рифмы между драматургией сцен и характером песен! Через мелодии и тексты песен Галина Зальцман говорит о стране и времени с любовью и без пафоса, апеллируя не к абстрактным идеям, а к событиям, понятиям и именам, несущим общий социально-культурный код, - покорение космоса и Гагарин, подпольный рок и перестройка, барды и отечественный балет, в области которого «мы впереди планеты всей», исполняются вживую артистами драмы, играющими жителей Верхнего Ломова. И это абсолютно оригинальные кавер-версии. Автор аранжировок, а также концертмейстер и актриса спектакля Екатерина Порсева в их хоре, безусловно, запевала.

Спектакль развивается как движение прошлого и настоящего навстречу друг другу. Точкой пересечения становится выход в центр сцены товарища Саратова (Александр Рогозин), до этого выполняющего роль ведущего концерта, а теперь вселяющегося в Колину комнату. Их странный диалог во время знакомства - кульминация действия. Саратов слово в слово воспроизводит реплики Кольки о «хорошей погоде сегодня», с которых начинался спектакль. Колька отвечает отрывистыми, все более уверенными «да», будто узнает в Саратове своего, после чего достает из-под подушки и отдает ему свой дневник. Затем резко встает, берет чемодан и решительно выходит из комнаты к горизонту в глубине сцены. Их разговор звучит как обмен тайным паролем - в приезжем Саратове Колька видит свое ближайшее будущее. Приходит уверенность в неотвратимости дальнейшего выбора героем. В то же время Колька не исчезает бесследно, а оставляет самое дорогое, что у него есть, - дневник.

Собственно, на этом можно было бы и закончить. Дальше Саратов под тему «Страстей по Матфею» И.С. Баха зачитывает, переходя на декламацию, запись из полученного дневника. Текст длинный, явно высоко литературного происхождения, но никак в программке не обозначенный. Начитанные зрители смогут опознать отрывок из рассказа Владимира Набокова эмигрантской поры «Слово» о встрече с ангелом и жгучей, невыразимой тоске по родине. Не похоже, что режиссер внедрила его ради возникновения современных аллюзий, что было бы слишком очевидно. Галина Зальцман - режиссер жестких выверенных конструкций и проясненных смыслов, так что задача тут чисто формальная: связать заданную Саратовым в начале спектакля научно-фантастическую тему с религиозной темой жертвоприношения. Рационально для зрителей это, возможно, и не так очевидно, но эмоционально работает - спектакль буквально взлетает в этот момент, наполняясь библейским смыслом.

Наконец, об общем режиссерском замысле - он удался. Вопрос, повисающий в начале спектакля: почему верхнеломовцы помнят и так любят своего Кольку? - разрешается очевидным ответом. Потому что Колька не сознался в обмане, а все-таки уехал для них на свой Дальний Восток, оставив надежду на облачный рай.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея