Иркутские вечера / Иркутский ТЮЗ им.А.Вампилова в Москве

Выпуск №2-262/2023, Гости Москвы

Иркутские вечера / Иркутский ТЮЗ им.А.Вампилова в Москве

Теплый сентябрь подарил московскому зрителю встречу с артистами Иркутского ТЮЗа имени А. Вампилова. Встречу по-настоящему редкую, потому что в последний раз они выходили на столичные подмостки в 1987 году. Тогда большой гастрольный тур охватывал Волгодонск, Ростов-на-Дону, Азов и завершился в Москве. Свои лучшие спектакли играли на Ордынке, в филиале Малого театра, и это событие, по словам директора Иркутского ТЮЗа Виктора Токарева, осталось в числе наиболее знаковых. Теперь в копилке дорогих воспоминаний и нынешняя поездка, ставшая частью крупномасштабного театрального проекта «Большие гастроли», организованного Федеральным государственным учреждением культуры «Росконцерт» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ.

Восемь спектаклей взрослого и детского репертуара играли на сцене Московского ТЮЗа, который, к слову, в те же дни представлял свои работы в Иркутске, поскольку это обменные гастроли. В афишу вошли постановки разных лет, так или иначе отражающие сегодняшнее состояние Вампиловского ТЮЗа, его приоритеты в выборе пьес, следование традициям русского психологического театра, стремление к режиссерским экспериментам. Для самых маленьких привезли «Ёжика и Медвежонка» по рассказам С. Козлова (режиссер и автор инсценировки Андрей Сидельников), музыкальную сказку «Конек-Горбунок» П. Ершова и П. Маляревского (режиссер Виктор Токарев), пронзительную чеховскую «Каштанку» (режиссер Игорь Ливант).

Благодаря «Стюардессе» или, как обозначено в программке, «истории одного полета» в постановке Виктора Токарева, зрители не только познакомились с творчеством иркутского драматурга Валерия Хайрюзова, но и погрузились в события, произошедшие в 2019 году в Нижнеангарске и ставшие основой пьесы: во время авиакатастрофы на борту АН-24 молодая женщина, рискуя собственной жизнью, сумела спасти всех пассажиров. Высокая трагическая нота, честный рассказ о том, что в любые времена есть люди, способные совершить подвиг.

И еще одна работа, в которой соединились судьбы и времена, - «Я тоже БЫЛА, прохожий...». Музыкально-поэтический спектакль, посвященный Марине Цветаевой, поставила Ксения Торская, образы поэта в юности, молодости, зрелости создали Анастасия Савина, Анжела Маркелова, Марина Егорова. Такой выбор для гастрольной афиши особенно символичен, ведь от Мамоновского переулка, где расположен Московский ТЮЗ, рукой подать до Трехпрудного. Там когда-то стоял дом Цветаевых, наполненный счастливыми голосами и музыкой, рождались первые стихи Марины, и ничто не предвещало трагического исхода.

Открывались же гастроли «Легендами седого Байкала» Л. Иоффе и В. Токарева - театральной фантазией по мотивам сибирского фольклора. Для Иркутского ТЮЗа это и яркая визитная карточка, и счастливый талисман. В свое время спектакль был признан лауреатом престижных театральных фестивалей «Золотой Витязь» (Москва) и «Сибирский кот» (Кемерово). Со дня премьеры прошло немало времени, но краски не потускнели. Большое полотно, созданное режиссером Виктором Токаревым, художником Бальжинимой Доржиевым, композитором Владимиром Соколовым, хореографами Баирой Аюровой, Аркадием Велиевым и Николаем Шаргаевым, пульсирует энергией ветра, воды, солнца, тайги.

Древние бурят-монгольские легенды приоткрывают великие тайны природы, определяют место человека в этом пространстве. Орнаменты на декорациях и костюмах (элементы головных уборов, подвески, нагрудные украшения в технике чеканки эксклюзивны, их автор - художник Александр Чинбат) напоминают зашифрованные письмена. Актеры создают объемные характеры, и мы чувствуем подлинную мощь старика Байкала (Николай Кабаков) и неодолимую силу любви его строптивой дочери Ангары (Виктория Криницкая), которая устремит свои воды к могучему Енисею (Дмитрий Иванов). Мудростью и умением видеть нечто большее наделен друг Байкала Ольхон (Вячеслав Степанов), проводником между людьми и божествами выступает старая шаманка Аюна, тонко сыгранная Галиной Проценко. Благодаря образным хореографическим композициям (в спектакле участвует также ансамбль песни и танца «Улаалзай»), живой музыке и вокалу возникает картина нашего мира, где нет ничего случайного, и все построено по незыблемым законам. И открывается красота далекой сибирской земли, где живет и замечательно работает Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова - со своей историей и традициями, перелистнувший страницу театральной летописи уже на 96-й сезон.

Вечный «Ревизор» Н.В. Гоголя, созвучный любому времени и всегда попадающий точно в цель, перенесен Антоном Свитом в беспросветные 1990-е. Во всяком случае, ощущение именно такое. Определив свою постановку как фантасмагорию, режиссер, тем не менее, предельно конкретен. Он выстраивает взаимоотношения между персонажами «по понятиям», вписывает в классический текст элементы уличного сленга, а в какой-то момент прямо указывает на актуальные способы решения проблем в среднестатистическом захолустном городке: неугодных и проштрафившихся здесь в прямом смысле закапывают в землю. За всем этим спокойно наблюдают «слуги народа», секретарши главы города и его охранники, похожие на «чисто конкретных пацанов».

Роскошная хрустальная люстра резко контрастирует с грудами песка на сцене (художник-постановщик Дарья Здитовецкая). Чиновники в дорогих костюмах все время увязают в рыхлой грязноватой массе, но привычным движением смахивают пыль с не менее дорогих ботинок. Кажется, только лаковым туфлям Хлестакова не угрожают «кабак и нечистота» уездного города, куда его занесла насмешница судьба. Герой Павла Матушевича легок как пушинка, подвижен как ртуть, невероятно находчив и обаятелен. Он из другого мира, где не слушают дешевый шансон, а говорят о литературе, пусть даже и нахватавшись по верхам.

Энергии молодого повесы хватит даже на пятерых дочерей Городничего - ровно столько персонажей вводит режиссер в свой спектакль. Любовь Гунькова, Анна Конончук, Виктория Криницкая, Анастасия Савина и Анна Терехова отражают разные грани характера избалованной Марьи Антоновны, в том числе изворотливость, поскольку властный характер Анны Андреевны в исполнении Татьяны Чадиной иного не предполагает. В разношерстной свите чиновников мы наблюдаем неожиданные гендерные изменения в лице смотрительницы училищ Хлоповой. Эту роль Елена Грищенко играет безукоризненно, на грани открытого фарса, давая точные характеристики человеческой тупости, лживости и угодливости. Особо выделяется и Шпекин Александра Карпенко. Его почтмейстер не глуповатый любитель читать чужие письма, а тот, кому доподлинно известна подноготная каждого, включая Сквозник-Дмухановского. Конечно, здешний Городничий Сергея Павлова обладает властью, но все указывает на уязвимость его положения среди наглой своры подчиненных. Как только в этой полууголовной среде появится более сильный «авторитет», они предадут в одночасье.

Режиссер балансирует на грани дозволенного, но в финале, к сожалению, слишком увлекается и превращает действие в дешевый балаган. Сцена затянувшегося пьяного застолья в доме Городничего после стремительного отъезда Хлестакова поначалу удивляет, затем утомляет, а в финале играет злую шутку: пронзительный финал пьесы Гоголя не вызывает «электрического потрясения», как обозначил его сам автор.

Под занавес, при полном аншлаге, сыграли «Сарафановых» по пьесе Александра Вампилова «Старший сын» в постановке Виктора Токарева (художник Андрей Штепин). Это и дань памяти выдающемуся драматургу, чье имя с 1987 года носит Иркутский ТЮЗ, и новая встреча с любимым, кажется, до последней строчки знакомым материалом, где всякий раз считывается новое. И еще своего рода мостик, перекинутый от нынешних гастролей в Москве к тем, что проходили 36 лет назад. Тогда, в числе прочих, иркутские артисты привезли спектакль «Предместье» по одному из вариантов вампиловской пьесы.

Режиссер работает с текстом тактично и вдумчиво, не предпринимая попыток встроить его в современные реалии. Этого и не требуется, когда все внимание сосредоточено на человеке, его душевном мире и стремлении постичь главные истины, которые поднимают над обыденной суетой. Чтобы прийти к такому осознанию, нужно прожить жизнь, узнать цену счастья и потерь. Два замечательных артиста - Николай Кабаков (Сарафанов) и Владимир Привалов (Сосед) - словно концентрируют эту мудрость. Всего один короткий диалог, и они настраивают все действие на особую тональность.

Интересно наблюдать за тонкими внутренними переменами в характерах вампиловских персонажей. Макарская Виктории Криницкой прячет за вызывающим поведением острое чувство одиночества. Васеньку Павла Матушевича обуревают юношеские эмоции, заставляя совершать необдуманные поступки, но в нем есть цельность, умение сострадать. Нина Людмилы Ревтович, уставшая тащить на себе бремя домашних забот, пытается круто изменить жизнь, но заранее знает, что не сможет оставить отца и брата. Когда в доме появляется ее жених Кудимов Ильи Крикуна, он выглядит инородным, чужим. Таким как он, строго следующим букве устава, не понять, что иногда, любя и оберегая близких, можно пойти на обман. И какие удивительные трансформации происходят с молодым циником Бусыгиным Павла Савина, когда он соприкасается с семьей Сарафановых: всего за несколько часов уходит грубое и наносное, обнажается живая душа, которая ищет сочувствия и понимания.

Старшему Сарафанову не нужно выспренних фраз, чтобы сказать самое важное о служении музыке. Когда в глубине сцены появляются ряды подсвеченных оркестровых пюпитров, возникает сильный по психологическому воздействию образ внутреннего мира маэстро - несмотря ни на что, он верит в свое предназначение. Так же, как в святость семьи, неразрывного круга близких не только по крови, но и по духу. В финале к зрителю выйдет большой хор и исполнит то самое произведение, над которым Сарафанов работал всю жизнь (композитор Владимир Соколов написал для этого спектакля прекрасную музыку). Большая семья, частью которой теперь стал и Бусыгин, соберется вместе. И это то, ради чего стоит жить.

 

Фото предоставлены Иркутским ТЮЗом им. А. Вампилова

Фотогалерея