"Конкретная" профессия / Тан Еникеев (Оренбург)

Выпуск №2-262/2023, Лица

"Конкретная" профессия / Тан Еникеев (Оренбург)

Народный художник России, лауреат Государственной премии РФ Тан Еникеев отмечает сразу три даты - 75-летие, полувековой юбилей творческой деятельности и 25 лет служения оренбургской сцене.

Впрочем, его творческая деятельность давно преодолела пределы 50-летия, поскольку делом своей жизни он занимается с самого раннего детства. И дело это, по большому счету, не только сценография: Тан Еникеев успешно соединяет работу театрального художника с деятельностью «свободного» живописца. И в этом качестве трудится не менее вдохновенно и плодотворно, если не сказать, жадно. Принимает активное участие в республиканских, всероссийских, международных и зарубежных выставках. Его холсты и графические листы хранятся в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, Башкирском художественном музее им. М. Нестерова (Уфа), украшают частные коллекции.

Разглядывая детские и юношеские фотографии в великолепном альбоме, изданном к юбилейным датам Тана Еникеева, понимаешь, что ему с самого рождения предназначено было служить высокому искусству. В этом убеждает вдумчивый, внимательный взгляд отрока, в котором читается стремление осмыслить окружающий мир, чтобы сказать о нем свое слово. А вот снимок, где он, совсем еще мальчик, на одном из первых пленэров пытается запечатлеть в беглом наброске красоту и величие природы. И настолько погружен в процесс, что нет никаких сомнений - перед нами настоящий Художник.

Способности Тана к рисованию разглядел отец - человек по своей природе творческий, занимавшийся архитектурой вокзалов, игравший в свободное время на скрипке. Он и сыну купил скрипку, желая приобщить к музыке. А когда тому исполнилось 12 лет, смастерил ему мольберт и определил в изостудию Уфимского Дворца пионеров. А через четыре года Тан поступил в училище искусств. Тогда еще и не думая о театре, занимался станковой живописью. После окончания вместе с оценкой «отлично» за дипломную работу на тему Гражданской войны получил направление в легендарный Московский художественный институт им. В. Сурикова, где и выбрал театральное отделение. Хотелось, говорит, получить «конкретную» профессию. А, кроме того, театралы не были зажаты академическими рамками, работали более свободно, им позволялось искать и экспериментировать, к чему он всегда интуитивно стремился. Его «университетами» стала не только альма-матер, но и столица с ее музеями и театрами. А театральная жизнь Москвы 70-х била ключом: это был расцвет «Таганки», «Современника». На студенческие показы эскизов к спектаклям в институт периодически приходили известные режиссеры.

Еще учась в институте, стал работать художником-постановщиком Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури. Набраться опыта помогла стажировка в столичном Театре им. Евг. Вахтангова. Через семь лет его назначают главным художником Башкирского театра. Но он продолжает учиться в широком смысле этого слова: ездит на академическую дачу в Вышний Волочек, в Дом творчества «Челюскинская» под Москвой, в Гурзуфский Дом творчества им. К. Коровина. Это был период активного поиска своего языка, своей пластической системы. Осуществляя постановки на сцене театра им. М. Гафури, параллельно ставит спектакли в драматических и музыкальных театрах Москвы, Казани, Стерлитамака, Туймазы, Альметьевска.

Но, пожалуй, самые главные произведения создаются им все-таки в Уфе, на сцене Башкирского театра драмы. Здесь, преодолев стереотипы национального театра, он, можно сказать, создал новую школу современной национальной сценографии. Его декорации к башкирским спектаклям принесли Еникееву всероссийскую известность. Так, в 1996 году за спектакль «Бибинур, ах, Бибинур!» по пьесе Флорида Булякова он получил Государственную премию Российской Федерации в области литературы и искусства. Огромную роль, по признанию известного искусствоведа из Казани Раузы Султановой, его творчество сыграло и в развитии сценографии татарского театра. Новаторские эксперименты художника в оформлении татарской классики, а также современной драматургии - яркие вехи на пути поисков новых художественных решений спектаклей.

Тану Еникееву везло с режиссерами. Он сотрудничал с Рифкатом Исрафиловым, Марселем Салимжановым, Фаридом Бикчантаевым, и те в процессе совместной работы в полной мере смогли постичь образную глубину и философский смысл его сценографических решений. Но самая главная удача - творческий тандем с художественным руководителем Оренбургского драматического театра им. М. Горького, народным артистом России Рифкатом Исрафиловым, сложившийся еще в Уфе. Вместе они уже полвека. За 50 лет поставили более 100 спектаклей. «Еникеев - один из лучших театральных художников России, - считает Исрафилов. - Ему присущи и тонкий вкус сценографа, и смелость творческих идей. Тан Еникеев - художник с планетарным мышлением».

В 1997 году Тана Еникеева пригласили в качестве художника-постановщика в Оренбургский театр. А с 2007 года по настоящее время он является его главным художником. В Оренбурге оформил более 70 спектаклей. Среди них «Дон Жуан» Ж.Б. Мольера, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Фредерик, или Бульвар преступлений» Э.-Э. Шмитта, «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, «Свидания в предместье» А. Вампилова, «Милые люди» В. Шукшина, «Продавец дождя» Р. Нэша, «Любовь и голуби» В. Гуркина, «Собака на сене» Лопе де Веги, «Бесприданница» А.Н. Островского и другие.

Сценографию Тана Еникеева отличают глубина мысли и полет воображения, позволяющие создать емкий и выразительный образ спектакля. Как в одной из недавних постановок, «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович, ставшей событием театральной жизни Оренбурга. Театр рассказал эту мелодраматическую историю достаточно сдержанно. На сцене есть жизнь. Настоящая, достоверная, но преобразованная в искусство, благодаря тончайшему образному ряду. В самом начале спектакля зритель отмечает водосточные трубы, по которым откуда-то с небес падает тихая капель - то ли дождинки, то ли слезинки. На авансцене - миниатюрная железная дорога. Игрушечный состав движется по кругу. Как жизнь героини. И останавливается вместе с последним стуком ее сердца. Затихают и капли в водосточных трубах. И зал молчит, боясь шелохнуться. Сопереживая и сочувствуя главным героям, будто растворяясь в одном пространстве с ними. Образ поезда возник в спектакле не случайно. Как и декорация, представленная в виде глухого вагона-теплушки, в котором семью героини депортировали с берегов Волги в далекую Сибирь. И из которого, пусть под конец жизни, она все-таки вырвалась на простор.

Или в спектакле совсем иной эстетики - «Недоступная» по Сомерсету Моэму. Погружая персонажей в эпоху модерна, где женщины похожи на изящный цветок, художник еще более подчеркивает недоступность героини. Сценография постановки «Между чашей и губами» Андрея Кутерницкого, казалось бы, решена Еникеевым на обыденном уровне: мансарда художника Ильина воссоздана в бытовых подробностях. Но белый парус, как сны «о чем-то большем», выводит драматический сюжет за рамки обыденного восприятия.

Каждая работа Тана Еникеева, как правило, оригинальна и изобретательна. А главное, в ней всегда бьется пульс неутомимых исканий подлинной театральности, одухотворенной мыслью художника-философа. Думаю, не ошибусь, если скажу, что и тонкий вкус сценографа, и смелость творческих идей в немалой степени обусловлены тем, что Тан Еникеев увлечен живописью и графикой. Более того, он убежден, что театральный художник не может не быть живописцем. Театр и изобразительное искусство в его жизни - две главные линии, начертанные судьбой. Наверное, судьба же выбрала и имя мастеру: «тан» в переводе с башкирского - «рассвет».

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея