Особые и равные / IV Международный фестиваль театров кукол «Карусель сказок» и VIII Международный особенный фестиваль для особенных зрителей «Одинаковыми быть нам необязательно» (Чебоксары)

Выпуск №2-262/2023, Мир кукол

Особые и равные / IV Международный фестиваль театров кукол «Карусель сказок» и VIII Международный особенный фестиваль для особенных зрителей «Одинаковыми быть нам необязательно» (Чебоксары)

В Чувашском государственном театре кукол в конце июня одновременно начали работу два фестиваля, объединенные общей афишей: IV Международный фестиваль театров кукол «Карусель сказок» и VIII Международный особенный фестиваль для особенных зрителей «Одинаковыми быть нам необязательно». В фестивале «Карусель сказок», который берет начало в 2019 году, участвовали театры кукол из Владимирской, Курганской и Костромской областей, республик Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, ДНР, а ближнее зарубежье представляли Брестский театр кукол и Узбекский национальный театр кукол.

Фестиваль «Одинаковыми быть нам необязательно», существующий с 2013 года, отличается своей адресностью людям с ограниченными возможностями. Его участники - коллективы из Татарстана, Чувашии, Белгородской, Владимирской, Волгоградской и Кировской областей, Республики Беларусь. Впервые здесь побывали Мобильный театр сказок (Москва) и Образцовый самодеятельный коллектив «Добрята» (Бийск).

В торжественной церемонии открытия приняли участие заместитель министра культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Георгий Богуславский, первый заместитель министра труда и социальной защиты Чувашии Лариса Арсентьева, глава Администрации города Чебоксары Денис Спирин, заместитель председателя Союза женщин Чувашии Анастасия Спирина, заместитель председателя Государственного Совета Чувашии Ольга Петрова, а также председатель Союза театральных деятелей республики Сергей Павлов. «Театр обогащает нашу жизнь новыми красками, воспитывает эстетический вкус. Благодаря вам, дорогие коллеги, в обществе сохраняется подлинное духовное начало, воспитываются идеалы добра и справедливости, приумножаются культурные ценности, - сказал Сергей Вадимович.

С приветственным словом к участникам фестивалей обратились ректор Чувашского института культуры и искусств Наталья Баскакова, уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике Алевтина Федорова и директор Чувашского театра кукол Елизавета Абрамова.

Фестивальную программу открыл спектакль Чувашского государственного театра кукол «Король Лир» Шекспира в постановке Бориса Манджиева. Войдя в полуосвещенный зал, зритель начинает с интересом изучать декорации. Художником Эмилем Капелюшем всё продумано до самых мелочей. В центре сцены установлено колесо фортуны, которое отсылает нас к словам Лира: «Да, правда. Колесо судьбы свершило свой оборот. Я здесь и побежден». Вместе с Лиром на этом колесе зритель проделал путь от гордыни до покаяния. Лир в мощном исполнении Юрия Филиппова слеп и глух, и не только как монарх и отец. Художник по куклам Юрий Сучков точно передал образ Лира: в начале это король с надменным лицом и картонной позолоченной короной, а к финалу просто измученный старик. Проводником страхов и мыслей Лира в интерпретации режиссера становится Шут. Шут Николая Соколова - украшение спектакля: дерзкий, энергичный, беспощадный и умный. Пальчиковая кукла является движущей силой спектакля, в ярко-красном костюме, словно предвещающем недоброе.

Елене Хорьковой (Гонерилья), Алине Каликовой (Регана) и Эльвире Соколовой (Корделия) удалось передать режиссерский замысел: Гонерилья - расчетливая, льстивая, Регана - чопорная, мелочная. Двух сестер объединяет бездушие. Образ Корделии менее выигрышный, но Эльвира Соколова смогла создать трепетную, нежную, верную и любящую дочь. Трогает, с какой любовью и нежностью актрисы водят своих персонажей, костюмы которых тоже заслуживают особого внимания: бархат и атлас старших сестер, скромность одеяния младшей. В спектакле собраны почти все виды существующих кукол: перчаточные, планшетные и тростевые, марионетки. На обсуждении критики высоко оценили данную постановку, указав на ее актуальность.

Государственный театр кукол Республики Мордовия привез на фестиваль «Внучку для Бабы-Яги» (режиссер Лилия Шахова). Постановка показалась однообразной, местами скучной, но при этом хочется отметить профессиональную работу актеров с тростевыми куклами. Несомненный плюс спектакля - очевидное мастерское кукловождение Дмитрия Кузьмина, Ивана Чиндяйкина, Галины Хамовой и Ирины Рахмановой.

Брестский театр кукол сыграл «Умную собачку Соню» по мотивам сказки А. Усачева (режиссер Алиса Ермак). На пустой сцене установлен лишь домик на колесах. Сначала удивило минимальное количество декораций, ведь спектакль рассчитан на маленьких зрителей. Но по мере развития сюжета, конструкция разворачивалась разными сторонами: мы оказывались то в квартире, в которой проживала собачка Соня со своей хозяйкой, то во дворе, то перед дверью квартиры номер 33. Постановка также рассчитана на особенного зрителя. Я была свидетелем, как они реагировали на происходящее на сцене, им было интересно и весело. Наибольший отклик получило появление самой собачки Сони - планшетной куклы и мухи - тростевой, которая подсаживалась на головы зрителей. Сюжет прост, но очень важен: мы в ответе за тех, кого приручили.

Владимирский областной театр кукол представил в парке культуры и отдыха постановку «Рассказать вам сказку?». Это уличный спектакль-пазл, состоящий из четырех народных сказок, соединенных между собой, как бусины на ниточке, потешками, частушками и детскими играми. Удивил новый способ использования кукол, придуманный режиссером постановки Мариной Протасовой и художником Ириной Хмарук. Актеры надевали куклы как головной убор и управляли ими с помощью трости. Куклы выразительные, яркие, глядя на них, можно многое узнать о персонаже. А еще актеры играли на музыкальных инструментах, и это придавало спектаклю объем.

Скомороший театр существует с XI века, к нему сегодня не так часто обращаются, но именно такой прием помог постановщикам донести русские народные сказки на доступном и понятном современному зрителю языке. Работа Владимирского театра кукол справедливо была отмечена в номинации «Лучший актерский ансамбль», состоявший из Сергея Ерофеева, Егора Арефьева, Ильи Алаева, Александра Фомина, Юлии Ларичкиной, Аделии Жамлихановой.

Курганский театр кукол «Гулливер» разыграл уличную подстановку «Петрушка-ураган из города Курган» режиссера Всеволода Мизенина, рассчитанную на зрителей разных возрастов. Мы увидели площадной театр Петрушки с танцами, музыкой, игрой на балалайке и интерактивом до и во время спектакля. Проходил он на площадке у монумента Матери-Покровительницы на набережной Чебоксарского залива. Как отметили в буклете создатели спектакля, получилась «по-питерски отточенная, по-сибирски суровая, по-московски размашистая, в итоге - просто курганская комедия». Петрушка в исполнении актрисы Анны Лазаревой, предстал задорным, смелым, смекалистым и остроумным. Конечно, хотелось бы, чтобы в постановке появилось больше смысла, глубины и актуальности, и тогда он получился бы не только увлекательным, но и познавательным.

Чебоксарский залив стал площадкой еще одного спектакля - «Иван да Марья» режиссера Марии Пудковой Костромского областного театра кукол, который впервые принял участие в фестивале «Карусель сказок». Мария Пудкова выступила не только режиссером, но и автором пьесы и сценографом. Это было преставление на воде в жанре фэнтези - красочное и сочное, с яркими костюмами и спецэффектами. Благодаря локации, зрители окунулись в древность и приблизились к стихиям Огня, Воды и Земли. Несмотря на минимальное количество кукол, спектакль не получился бы столь магическим, сказочным и чудесным без лягушки, стрекозы, улитки, бабочки и птицы Сирин.

Действие состоит из трех частей: встреча гостей, игры со зрителями и сам спектакль. Композитор Елена Лебедева награждена в номинации «Лучшая музыка в спектакле». Музыкальное сопровождение помогло зрителям окунуться в атмосферу стародавних времен, прочувствовать характеры героев. Интересно было наблюдать за работой актеров Ольги Рябининой (Вода), Сергея Смирнова (Огонь), Геннадия Крестова (Купала, Иван), Екатерины Машенковой (Кострома, Марья). Всю теплоту, богатство и нежность Земли излучала в роли Наталия Бобкова.

«Про... Чехова» творческого коллектива Инклюзивного театра «Теплые Артисты» - пластический спектакль с участием артистов с ограниченными возможностями. Так, например, главного героя играет 23-летний Антон Шипицын с отсутствием слуха и речи.

Режиссер - Мария Кузнецова, автор пластических эскизов - Елена Бидная. Артисты работают с плоскими штоковыми куклами, создавая серьезную, трогательную и очень чеховскую историю.

В рамках фестивалей состоялись и онлайн-просмотры: «Кукло-светное путешествие» режиссера Анатолия Поляка Донецкого республиканского академического театра кукол и «Репка. Веселое путешествие в огород» режиссера Павла Роднина по мотивам русской народной сказки Белгородского государственного театра кукол.

Брестский театр кукол сыграл свой спектакль «Как Аленка ведьму победила» по белорусской народной сказке офлайн (режиссер Алиса Ермак) - на белорусском языке с синхронным переводом. История девочки-сироты, ее одиночества и тернистого пути к счастью позволила узнать о традиционных обрядах, услышать певучий и колоритный белорусский язык. Художник Ольга Мельник-Малахова и композитор Ян Клапотский перенесли нас в мир сказки. Она была рассказана планшетными и тростевыми куклами, с помощью современных технологий и в лучших традициях театра кукол. Спектакль получился выигрышным благодаря работе актеров и художника, ведь сама по себе пьеса не выстроена и к ее сюжету осталось много вопросов.

Для самых маленьких зрителей показали «Сны о реке» режиссера Екатерины Кочневой Владимирского областного театра кукол. Это бэби-спектакль, адаптированный для особенного зрителя. Общеизвестно, насколько тяжело заинтересовать детей и удерживать их внимание на протяжении тридцати минут. Но актеры Александра Фомина и Илья Алаев справились с этой задачей легко и профессионально. Благодаря природной чуткости и сохранившейся «детскости», они смогли увлечь детей и повести их за собой в маленькое путешествие.

Действие происходило на сцене, где на подушках удобно расположились зрители. Спектакль возрастной категории 0+, в нем нет текста, но прекрасное музыкальное сопровождение композитора Вероники Затула создавало образ безмолвного, замерзшего, но временами оживающего берега. Шелковая река, по которой можно было пройтись, деревянная уточка, мягкие кочки (их можно было погладить!), прозрачные стрекозы, отражавшие лица малышей, светящийся карп (его можно было покормить каплями из реки!) - герои, которые сопровождали зрителя во время спектакля. Художник Ирина Новичкова смогла создать фантастический и нежный мир, дарящий покой.

При Чувашском государственном театре кукол уже не первый год работает студия «ОСОБЫЕ-РАЗНЫЕ-РАВНЫЕ», которая представила премьерный спектакль «Мухоморша» в постановке Алины Каликовой. На премьере присутствовала автор сказки, известная чувашская писательница Алевтина Нестерова. В этом инклюзивном спектакле участвовали дети с расстройством аутистического спектра и их мамы. Художник Мария Арлан придумала сказочный мир, где обитают необычные куклы-костюмы для особенных артистов.

Сразу после показа организовали образовательную программу для участников и гостей фестивалей. В аудитории прошла дискуссия на тему «Технологии постановки инклюзивного спектакля». Спикер Мария Кузнецова подняла важные вопросы: стоит ли открыть отдельный курс для получения высшего образования ребятам из инклюзивных театров, как именно помогает театр особенным детям и как их можно поддержать. Другой спикер Юлия Фоторная рассказала историю становления своего центра инклюзивного театра и через фото и видеоматериалы познакомила с артистами центра, а Дмитрий Матыкин дополнил этот рассказ как режиссер-практик.

Еще одной площадной постановкой порадовал Государственный театр кукол Удмуртии, представив на суд зрителей и участников историю героя древнегреческой мифологии «Жил-был Геракл» (режиссер Марсель Смердов). Уличное представление народного петрушечного театра «Лиходеи» создано в духе классической кукольной площадной комедии, по мотивам пьесы Михаила Бартенева, с использованием перчаточных кукол.

Рассказчик, облаченный в греческий хитон (Илья Акилов), переносит нас в древнюю Грецию, играя на бузуки. Четыре последних подвига Геракла звучали ново, весело, а вставки из современности добавили комедийности. Актерам иногда приходилось импровизировать, что ожидаемо для площадного театра: зрители предлагают новый поворот сюжета, а исполнители импровизируют и, не потеряв смысла, продолжают действие.

Художник Константин Майстерюк придумал карикатурные куклы, чьи лица не совпадают с нашим представлением о древнегреческих героях. Геракл, которого изображают обычно высоким, сильным и серьезным, получился трогательным, с негероической внешностью, но при этом его «хлебом не корми, - дай только подвиги совершить». Не может оставить равнодушным и история Хвостика Цербера, получившего свободу. История Геракла в исполнении Данила Лихачева, Валерии Ильинковой и Ильи Акилова получилась ироничной, легкой, сатиричной и, что важно, современной.

Отправиться в путешествие с закрытыми глазами вместе с героями спектакля «Лис, который потерял цвет» предложил Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева. Правда, остался вопрос: на какой возраст и на какого зрителя он рассчитан? В сюжете переплелись несколько историй (история девочки, потерявшей зрение во время войны; история Лиса, потерявшего цвет; история Луи Брайля). Сложно вычленить, что более важно, а что нет; о чем или о ком та или иная история. Тем не менее, актерам удалось оживить ее и придать масштаб. Режиссер Елизавета Гордеева - эрудированный, глубокий, мыслящий и чувствующий мастер. Она соединила теневой театр, планшетные, тростевые и ростовые куклы. Художник Анна Горбас придумала чарующий мир, в котором живет девочка, потерявшая зрение. Увидеть и прочувствовать его помогает музыкальное оформление Андрея Кормщикова. Так как это путешествие с закрытыми глазами, очень важна музыкальная часть. Андрей Кормщиков точно подобрал музыку, звуки и мелодии к каждому шагу в спектакле. Музыка выступает полноценным действующим лицом, дарит новые образы, оживляет фантазию. Особо хочется отметить актрису Марию Антропову (Лис). Она не просто оживила своего героя, но и одушевила его.

Как указано в буклете фестиваля, театральная постановка воспитывает у молодого зрителя отношение к людям с ограниченными возможностями, как к самостоятельным творческим личностям, способным к самовыражению и полноценной жизни. И это получилось не только у Марии Антроповой, но и у Галины Сарафанниковой, Валерия Арсеньева, Надежды Мазик, Надежды Стрижак, Павла Стволова, Владимира Савиных, Ульяны Синицыной, Снежаны Захаровой, Анастасии Шалагиновой.

Еще один спектакль в программе фестиваля - «Шесть чувств» в постановке Надежды Беззубовой и Александра Верхоземского (они же сыграли главных героев) Башкирского государственного театра кукол. Он состоит из двух частей. До входа в зрительный зал актеры рассказывают, что такое синестезия, интригуя и завораживая зрителей. Вторая часть - сам спектакль. На сцене стоят стулья, на которые рассаживают зрителей, так как спектакль основан на звуках, ощущениях, тактильности и запахах. Действие проходит в полумраке. Во время него можно ощутить запахи хвои, смолы, свежих цветов, потрогать ветки, почувствовать на себе капли дождя, увидеть светлячков... Постепенно раскрывается история маленького человека Хемуля, сторожа Лунапарка (Александр Верхоземский), которому зрители сочувствуют и сопереживают. Почувствовать характер этого героя, посмотреть на мир его глазами помогла Тюлиппа (Надежда Беззубова). Работа актеров в живом плане восхищает безыскусной и талантливой игрой. Мы увидели совершенно необыкновенный формат спектакля, который будет радостью как для детей, так и для их родителей. А за атмосферность и чувственность особая благодарность художнику Наталье Кандаловой.

Спектакль для слабослышащих «Колыбельная для мышонка» режиссера Марии Кузнецовой сыграли артисты Набережночелнинского государственного театра кукол. Это поучительная история, рассказанная языком жестов, о непослушном маленьком мышонке, который не хотел засыпать. Она написана чудесным детским поэтом-сказочником Самуилом Яковлевичем Маршаком. Спектакль получился стильный, элегантный и даже убаюкивающий. Две няни, приглашенные из агентства уложить мышонка, напоминали всеми любимую Мэри Поппинс: англоговорящие, в униформе, с невозмутимым выражением лица (к сожалению, в программке не указаны фамилии актеров). Мама мышонка переводила текст с английского и транслировала в зал на языке жестов. Художники-постановщики Виктория Горбунова и Вероника Горбунова выразительно создали атмосферу спектакля, чему немало помогли куклы и артисты Ева Кошкина, Татьяна Салихова, Минзария Туктарова и Алексей Векленко.

«Караван-сарай» режиссера Иса Якубова Узбекского национального театра кукол и спектакль с сурдопереводом для слабослышащих «Приключения Эконешки» в постановке Евгения Шавкунова Мобильного театра кукол состоялись в онлайн формате.

Восхитила постановка «Ой, Женя Онегин» режиссера Дмитрия Матыкина Инклюзивного театра «Теплые артисты» (Волгоград). Спектакль создан в рамках проекта «Театральный марафон «Творить, чтобы жить» для инклюзивных коллективов Южного федерального округа». По словам постановщика, это «современное режиссерское прочтение великого творения русского классика». Здесь все выстроено так, что Пушкин совсем «не пострадал». Чувствуется любовь Дмитрия Матыкина к своей работе, к артистам. Он придумал действие исходя из возможностей особенных артистов, и в итоге получился яркий, музыкальный, местами смешной, озорной, «хулиганистый» спектакль. Артисты разрушают четвертую стену, заглядывая нам в глаза и как бы напоминая, что они такие же, как и мы. И рассказывают историю современного парня Жени Онегина, любимца двора и рубахи-парня, в исполнении Антона Шипицына.

Завершился фестиваль музыкальным спектаклем Чувашского государственного театра кукол «Муха-Цокотуха», созданным Юрием Филипповым. Постановка с тифлокомментированием по сказке Корнея Чуковского, адаптированная для зрителей с нарушением зрения. При входе им выдали плееры с наушниками, в которых проговаривалось каждое действие на сцене. Это был интересный опыт. Спектакль многонаселенный, в нем более 30 кукол, среди которых тростевые, штоковые, марионетки. «Муха-Цокотуха», написанная почти столетие назад, прозвучала ярко и современно.

Два театральных форума, объединенные в одно большое событие, прошли в теплой и дружелюбной атмосфере. Фестиваль «Карусель сказок» показал, что театры кукол находятся в поиске новых форм, технологий, идей, говорят со своим зрителем о самом главном серьезно и на современном языке. Также в России набирают популярность бэби-спектакли. Обращение театра к особенным артистам - это большой вклад в становление личности ребенка с ограниченными возможностями. В этом суть фестиваля «Одинаковыми быть нам необязательно». Мы все разные. Главное - равные.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея