Тут дышат почва и судьба / II Всероссийский молодежный фестиваль-форум «Худсовет» (Саранск)

Выпуск №3-263/2023, Фестивали

Тут дышат почва и судьба / II Всероссийский молодежный фестиваль-форум «Худсовет» (Саранск)

Двенадцать спектаклей из восьми российских городов были сыграны в Саранске в рамках II Всероссийского молодежного фестиваля-форума «Худсовет», который проходил в конце сентября. В его программу вошли эскизы Творческой резиденции, читки пьес, созданных в его драматургической лаборатории, лекции. Актеры театров Саранска и участники фестиваля занимались в мастер-классах по пластике и сценической речи.

Театральным фестивалем саранских зрителей не удивишь: в столице Мордовии немало событий под эгидой Мельпомены. Среди них фестиваль национальных театров «Театральная осень» и Международный фестиваль русских театров «Соотечественники». Но все спектакли «Худсовета» шли с аншлагом, и в финале каждого зрители вставали и долго восторженно аплодировали. Большую их часть составляли молодые люди - ученики старших классов и студенты, заранее купившие билеты на события фестиваля. Его организаторы - министр культуры Республики Мордовия Светлана Баулина, художественный руководитель фестиваля, председатель Саранского отделения СТД Андрей Анисимов и исполнительный директор Николай Сидоров включили в программу постановки о проблемах, волнующих молодых людей, в основном, работы молодых режиссеров. Эта проблематика объединила и спектакли крупных государственных театров, такие как «Алые паруса» А. Грина Мордовского национального театра, «Дом Бернарды Альбы» Ф.Г. Лорки Театра драмы им. Н. Орлова из Челябинска, «Географ» А. Иванова Театра для детей и молодежи «Мастерская» из Самары, «Морфий» М. Булгакова Небольшого драматического театра из Санкт-Петербурга. И работы независимых и любительских театров: документальный сторителлинг «Шапку надень» Молодежного народного театра «Игра» из Екатеринбурга, «Не успели Ц.И.Р.К» Н. Фаткуллиной Молодежного театра на Булаке из Казани, «Человек в закрытой комнате» Т. Загодай Арт-группы «Другое место» из Ульяновска, «Квадрат» Д. Крестьянкина «Плохого театра» из Санкт-Петербурга, «Тварь» Р. Козырникова и «Горбатая» Я. Пулинович Независимого театра «Тут» из Екатеринбурга. В качестве эксперимента, оказавшегося успешным, в нынешнем году в фестивальную программу добавили две работы кукольников - «Кроткую» Ф.М. Достоевского Набережночелнинского театра кукол и «Про бабушек» Театра кукол из Твери.


Мы хотим любви

В «Алых парусах» Мордовского национального театра (спецприз за воплощение романтического идеала) режиссер Алексей Истомин с художником Ольгой Фарафоновой создали пространство, окрашенное в разные оттенки серого. Сгорбленные женщины в уродливых вязаных шапках поют-стонут: «Мы хотим любви, но никто не понимает». С серой действительностью не хотят мириться харизматичный импровизатор Путешественник-Бродяга (Дмитрий Мишечкин), который свободно перемещается по зрительному залу, взбирается по приставным лестницам на ложи и ведет диалоги со зрителями, юная хрупкая Асоль (Евгения Акимова), с отвагой канатоходца идущая по бортику ложи и смелый капитан Артур Грэй (Александр Батырев). Одна из основных тем спектакля - нужно верить в мечту, прилагать усилия для ее осуществления, и тогда она непременно сбудется. На сцене наполнятся ветром алые паруса, и возникнет новая прекрасная сказка.

В «Доме Бернарды Альбы» Театра драмы из Челябинска (спецприз жюри «За лучший ансамбль» и диплом «Лучшая работа художника» художнику-постановщику Ольге Смагиной) дочери властной Бернарды (Татьяна Каменева) влюблены в Жнеца Пепе Римлянина (Антон Дмитриев), но все, кроме самой молодой Аделы (Анастасия Аляева), считают, что домашние устои и верность семилетнему трауру важнее их чувств. По замыслу режиссера Анастасии Догадаевой попытка человека, с детства оторванного от реальной жизни, начать жить по ее законам, может его уничтожить. В этом спектакле Жнец появляется на сцене, и его пластические дуэты с Аделой становятся все более страстными. Но герой ее грез на поверку оказывается вором, и Адела уходит из жизни.


Уроки жизни

Отношения одноклассников и учителей с учениками - темы спектаклей и государственных, и независимых театров. Последние рассматривают самые острые проблемы. Моноспектакль «Тварь» Екатеринбургского Независимого театра «Тут» - отчаянный монолог юноши, ставшего жертвой травли в школе. Служкин (Андрей Галкин, приз «За лучшую мужскую роль»), главный герой спектакля «Географ» Театра «Мастерская», по версии режиссера и автора инсценировки по мотивам романа А. Иванова «Географ глобус пропил» Ирины Кондрашовой, не принимает общепринятых моделей построения жизни: заниматься бизнесом, разбогатеть и жить «красиво». Но именно у такого человека можно научиться мыслить самостоятельно, доверять себе, не идя на поводу у стандартных мнений. За роль одного из них, хулигана Градусова Руслан Салихов получил приз «За лучшую мужскую роль второго плана». Театр на Булаке в спектакле «Не успели Ц.И.Р.К.» рассказывает о мыслях и чувствах старшего поколения - людей, чье детство совпало с Великой Отечественной войной. Еще один моноспектакль театра «Тут» - «Горбатая» по пьесе Ярославы Пулинович - рассказ маленькой хрупкой женщины, на плечи которой ложится ответственность за благополучие всей ее семьи. Количество проблем рекордно даже для пьес Ярославы Пулинович: тут тебе и ребенок с родовой травмой, и неподъемный кредит и даже связь сестры с мусульманином и принятие ислама. Но Светлана (уникальная актриса Марина Гапченко, приз «За лучшую женскую роль») не унывает, легко и весело рассказывает эту непростую историю жизни, пару раз открывая полный камней рюкзак - символ обрушившегося на нее груза. Она все вынесет, всех спасет и вопреки всему будет улыбаться.

«Квадрат» режиссера Дмитрия Крестьянкина («Плохой театр»), основанный на воспоминаниях о жизни в 90-х, когда он и его одноклассники в Туле были подростками, показали в зале отеля «Рэдиссон», где зрители чувствовали себя гораздо свободнее, чем в театре. Их рассадили по четырем сторонам площадки, стирая границы между публикой и актерами. Спектакль начался с «Квадрата» - дворовой игры в мяч, в честь которой назван, и зрители, наблюдая за ней, бросали мяч пятерым актерам, если он улетал далеко. Актеры, слегка иронизируя, рассказывали истории подростков, выросших в 90-е, когда их родители лишились заработка, уверенности в завтрашнем дне, а большинство людей - физической безопасности: идет война в Чечне, на улицах разборки гопников, и любого, независимо от возраста, могут избить до полусмерти. Но участники спектакля никого не пугают, наоборот, предлагают почувствовать атмосферу «времени неправильных ответов». Звучат тогдашние хиты: «Во дворе» Тимы Белорусских, «Тучи» и «Тополиный пух» группы «Иванушки International» и прочие; стелется дым, и площадка превращается в танцпол, на который выходят зрители. Герои взрослеют, рассказывают, что хоронят сначала родителей, потом старших братьев и одноклассников, и тема смерти - способ выйти из игры. В финале актеры выводят на сцену пятерку подростков, накидывают им на плечи свои куртки, и становится страшно за детей того «лихого» времени.

По тому же принципу - рассказ и танцы - построен самый пронзительный спектакль фестиваля: сторителлинг «Шапку надень» Екатеринбургского Молодежного народного театра «Игра». Это монологи подростков из неблагополучных семей о сложных взаимоотношениях с родителями и о том, как несмотря на любовь, они не могут найти взаимопонимания. Это призыв к откровенному разговору между людьми разных поколений. Обычно спектакли фестиваля обсуждало жюри, но после этого на обсуждение осталось много молодых зрителей. Они хвалили ребят из народного театра «Игра», говорили о собственных проблемах, сожалея, что «Шапку надень» не посмотрели их родители. 

Фотогалерея