Большой, как солнце / VII Всероссийский фестиваль «Театральное Прихопёрье» (Балашов)

Выпуск №3-263/2023, Фестивали

Большой, как солнце / VII Всероссийский фестиваль «Театральное Прихопёрье» (Балашов)

Строку Пастернака, посвященную городу на Хопре («Большой, как солнце, Балашов»), можно отнести и к «Театральному Прихопёрью», проходившему в Балашове. Поэт приезжал сюда к своей возлюбленной и оставил проникновенные строки. Хотя Балашовскому драматическому театру (БДТ) больше 100 лет, новое «летосчисление» он ведет от строительства нового здания и начала «фестивальной эры». Фестиваль проводился даже в пандемию, и из межрегионального стал всероссийским. Худрук БДТ и фестиваля Владимир Попов определил его приоритеты - жанр комедии: «Зрителю хватает драмы в жизни, я здесь на его стороне». Мы вдоволь насмотрелись так называемых bedroom («фарс спальни»). Но общий уровень постепенно воспитал вкус участников конкурса. Среди представленных конкурсных работ только классика.

«Родился наш фестиваль, когда мы получили современно оборудованную сцену. Начинался как раз Российский проект поддержки театров малых городов», - вспоминает директор Балашовского театра Татьяна Чучкова. Молодая, энергичная, как все тут, она тогда на телевидении работала. Уговорил Владимир Николаевич Попов. Администратора сманил из городского отдела культуры. Хореографа - из областного центра. Состав труппы - его ученики в колледже искусств и на курсе Саратовского театрального института. Учитель рисования из Братска, влюбленный в театр, окончив СПбГАТИ, он становится режиссером и едет балашовский театр восстанавливать.

VII фестиваль проведен вместе с администрацией города и области. И благодаря грантовой поддержке в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». 9 дней, 15спектаклей, 26 событий на шести площадках города. Встречи с актерами, выставки, ярмарки ремесленников, концерты. Из Российского национального музея музыки - выставка о Рахманинове. Проект «Пространство памяти» - знакомство с культурой коренных северных народов России. Презентация книги «Меры не знал я, смертных любя» к 90-летию филолога Владимира Вахрушева. Документальный музыкально-поэтический спектакль БДТ «Встанем вместе за Донбасс» - на Летней сцене театра. И это еще неполный список событий фестивальной декады. Ежегодная гостевая программа включила спектакли четырех театров Москвы.

МХТ им. А.П. Чехова назвал свои «Винни-Пуховские чтения» «конференцией по Милну», с отступлениями и оригинальными наблюдениями автора спектакля Е. Гришковца. Кристофер Робин трогательно прощается с детством, с любимыми игрушками. Недаром Игорь Золотовицкий - Ведущий настаивает, что спектакль для взрослых. Это первый его показ за пределами столицы. Центральный театр кукол С.В. Образцова (впервые в Балашове) сыграл сказку про «Али-Бабу и сорок разбойников». Она с ироничным подходом. Что стоит хотя бы Атаман разбойников с кинжалом наперевес, в бурке, в которую помещается вся его шайка со свирепыми рожами. Режиссер спектакля Борис Константинов и художник Виктор Платонов - золотомасочники. Спектакль Театра Моссовета «Сны Пенелопы» вырос из лабораторного показа. Это притча донецкого драматурга Алексея Куралеха. Одиссей возвращается с Троянской войны. Трижды - в снах жены. Все разговоры мужа о войне. О том, что с нее не возвращаются или возвращаются другими людьми. Театр «Et Cetera» п/р Александра Калягина закрыл фестиваль пьесой Рустама Ибрагимбекова «Утро туманное». Он назвал ее комедией и поставил сам. Сюжет как будто банальный. Но так только кажется. Все влюблены в одну женщину. А героиня, похоже, нашла рецепт вечной молодости. Ничему не удивляться и знать, что безвыходных ситуаций не бывает.

Конкурсная программа (председатель жюри известный театральный критик Марина Тимашева) открылась спектаклем Балаковского ТЮЗа им. Е.А. Лебедева «В день свадьбы» по известной пьесе В. Розова. Режиссер Анна Куделёва значительно ее урезала, что сначала не очень заметно. Металлические абажуры над сценой точно обозначают время. Герои часто поют песни тех лет. Сценически обаятелен главный герой Михаил (Роман Леденёв). Героини убедительны в своей личной правде. Расписавшись с Михаилом, Нюра отпустит его к другой. Но актриса (Елена Шведова) сразу играет результат, не видно ее сомнений. Розов исподволь вел нас к ее решению - как раз на сокращенных страницах: все говорят о завтрашней свадьбе, обсуждают свадебный стол, а атмосфера на сцене тревожная... Подобные сокращения не всегда на пользу спектаклю.

Самарский молодежный драматический театр «Мастерская» возник из актерского курса. Руководитель курса Ирина Сидоренко стала худруком. Театр привез «Прощание в июне» А. Вампилова, пьесу того же времени, что и розовская. И свадьба тут есть. Но сколько свежего воздуха в ее героях! Помню таких уличных острословов, как Колесов. Симпатичный «таежный медведь» здесь Вася Букин (Никита Ходенков). У Павла Толочко возрастная роль: ученый, ставший чинушей. Ректор боится смелых, одаренных Колесовых. Однако в исполнении Андрея Галкина Колесов колеблется, порой мямлит. Важное лицо в пьесе - Золотуев (Ян Захаров). Вор убежден, что все живут по его законам. Но не примет его безумных денег Ревизор. Рвет диплом Колесов. Уходит от отца бунтующая Таня. На наших глазах рождается новый мир - честных и сильных людей. Всегда ли цель оправдывает средства? Пьеса ставит острые вопросы, но не они определили смысл постановки. Театр показал живой, студенческий спектакль и получил дипломы лауреатов за актерский ансамбль и за режиссуру.

Следующим был театр с почти 90-летней историей - Белгородский академический драматический им. М.С. Щепкина. «Волки и овцы» А.Н. Островского поставил замечательный режиссер Александр Кузин. Труппа на две трети из выпускников СаТИ, а наш Виталий Бгавин - главный режиссер. Случилась накладка: декорации из Белгорода не вошли в низкие двери БДТ. Их заменили экранные виды усадеб. Но есть еще атмосферная мебель, эффектные костюмы героинь. Роскошно одета Купавина (Нина Кранцевич), она «женщина-женщина». Все, и дворецкий Павлин (Андрей Терехов), тут интересны. Мурзавецкая (Марина Русакова) значительна, умна, в черном или белом - по обстановке. Но и ее смог напугать вежливый человек Беркутов. Худенький, субтильный, насмешливый, знающий наперед все аферы этого мира (Илья Васильев ученик нашего Александра Галко). Очень живые глаза у Лыняева (Виталий Бгавин). То с любопытством, то с опаской следит он за метаморфозами «смиренницы» Глафиры. А в конце заплачет: попался на удочку! Жюри фестиваля наградило Виталия Бгавина за лучшую мужскую роль, а Михаила Воробейчика - за лучшую работу художника по костюмам.

Пятый день «Театрального Прихоперья» назвали Днем Островского: два спектакля по его пьесам. Драматический театр Вольска показал «Свои люди - сочтемся!» Пьеса имеет трудную сценическую историю. Была высочайше запрещена «за клевету» на купеческое сословие. Сейчас много ставится: актуальны финансовые манипуляции и обманутые обманщики. Но от постановки вольчан (режиссер Алексей Козлов) веет чем-то «старорежимным». Зачем-то персонажи Замоскворечья старательно «гэкают». Непонятно, отчего к водке в купеческом доме подают булки. Не очень к месту и народные танцы. Как-то не вписывается в общую картину «мальчик=девочка» в кошмарном парике. Первая сцена Липочки очень уж фривольна (хотя Александра Стрюк пышна и мила). Сваха криклива «с перебором». А в финальных сценах родители Липочки поддают «надрыва». Явная удача здесь Подхалюзин (Андрей Казарин) с улыбкой проходимца. Естественна и старая ключница Фоминишна (Светлана Володина). Острую форму нашел исполнитель роли стряпчего Сысоя Псоича (Сергей Бахмутский). Робкий, раболепный с виду, он туго знает свое подлое дело. Актер стал лауреатом фестиваля в номинации «Эпизод - мужская роль».

Пензенский ТЮЗ привез «Не в свои сани не садись» (режиссер Наталья Кучишкина). Изобретательные декорации: огромный старинный буфет с дверцами, из которых все время кто-то вылезает. Дверцы скрипят, корова мычит, муха жужжит... симфония звуков повторяется все три сна красавицы Дуни, мечтающей о «тонком дворянском» обхождении. Мухи, коровы, дверцы не дают досмотреть сладкий сон, где за ней на велосипеде едет ушлый кавалерист (Дмитрий Ширин). Местные ретрограды и не ретрограды все милы и добродушны. А сама Дуня (Екатерина Дубинина) так чиста, порывиста, искренна, что спектакль кончается очень хорошо, а актриса получает диплом за лучшую женскую роль.

Драматический фарс по Н.С. Лескову показал Донецкий РАМТ - театр для всей семьи. Массовые зрелища в Макеевке запрещены. «Росконцерт» при поддержке Министерства культуры РФ устроил театру «Большие гастроли» в 31 город. И вот они в Балашове. Режиссер Максим Жданович предпочитает зрелищный театр. Его синтетические актеры играют на всех инструментах, танцуют и поют, смешно декламируют лесковские языковые парадоксы. Реплики перекидывают, как мячик в лапте. Калейдоскоп мизансцен вызывает детскую радость. Вот тульские оружейники в посконных рубахах орудуют настоящими молотами и молотками, вот аглицкие мастера, все в заклепках и проводках, в очках-консервах зажигают свои огоньки. Но самое удивительное существо - Левша Вадима Басалыгина. Маленький, рыжий, голубоглазый человечек. Боится казачьей нагайки, царского гнева, аглицкой водки... Споит его полшкипер в Твердиземном море, беззащитного, как гоголевского Башмачкина. Полшкипера свезут в посольский дом, Левшу - в участок, отобрав деньги и золотые часы. Нет пророков в бедном нашем Отечестве. Но «тесно Левше на свете без русского воздуха». Постановка получила приз губернатора Саратовской области как лучший спектакль фестиваля. Он вызвал настоящие овации у благодарного здешнего зрителя.

В конкурсном спектакле хозяев фестиваля - «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина (режиссер Владимир Попов) - автор использовал интересный прием: затевая аферу, герой ничего не скрывает от зрителя, делая его почти соучастником. Кречинский в исполнении обаятельного Дениса Майданюка кажется несколько галантерейным, сахарно-сладким в обращении с дамами. Но есть мнение самого драматурга по поводу премьеры в Петербурге: «внешний лоск» героя сочетался там с «замашками дурного тона», что показалось режиссеру и артисту очень точным. Напарник Кречинского - Расплюев (Денис Ковешников) выглядит жалким и нахальным одновременно. Кречинский наедине с ним не таится. И Расплюев, совсем было раскиснув, снова сжимается в готовую распрямиться пружину. Три диплома победителей получили артисты театра: «Лучшая мужская роль», «Роль второго плана» (мужская), «Роль второго плана» (женская).

Драматический театр «Камерная сцена» из Лобни (Московская область) привез «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Постановка (режиссер Ксения Кузнецова) с единым пластическим и световым решением: «черные люди» с фонариками во лбу и масками чумного доктора. Игра лучей, пляска на костях, жуткий Вальсингам, который даже не прочел - прошипел, проскрипел, прорычал знаменитый монолог. Актеры меняли роли, почти не меняя обличья. Наклонный стол для Пира стал кладовой Скупого (художник Марина Филатова). А вот она уже и камень гробовой. Едва оправившись от шока с «Чумой», мы смотрим «Моцарта и Сальери», где сначала один Черный человек пилит смычком, потом черных много, они мешают композиторам, и, уходя в вечность, Моцарт уносит одного под мышкой... Следует обратное превращение Моцарта в Вальсингама. Сквозной Черный человек сам по себе неплох. Но когда они все сразу, вместе, сверху, вокруг и везде...

Издалека приехал на фестиваль Курганский театр драмы с комедией «За двумя зайцами» по мотивам пьес Старицкого и Нечуя-Левицкого. Постановка и инсценировка Анны Фекета. Она определила жанр как ретро-мюзикл. В Кургане сильный состав актеров, они пластичные и симпатичные. Да и текст смешной. Плюс прямые цитаты из «Ликвидации», которые вряд ли мог знать киевский мещанин Голохвастый (Иван Шалиманов). Тут многое додумано. Модно одетые родители Прони сами не прочь «помиловаться». Удалая служанка Химка (Анна Сараева) нашла себе в пару охранника. Языкатая Секлета (Ирина Шалимова) ходит «на свиданку» с ростовщиком. А песен столько, вплоть до Высоцкого, что голова идет кругом. Герои не успевают что-то сказать друг другу, как сразу начинают петь или танцевать. Так и «запели» старый добрый сюжет...

Специальный приз фестиваля получил Арзамасский театр драмы. Он привез «Трактирщицу» Гольдони. Комедию характеров поставила московская команда (режиссер Ольга Елизарова, художник-постановщик Светлана Снег). Женская манкость и редкая изобретательность всегда отличают Мирандолину. А у Елены Марышевой она не искрится, как бокал шампанского - жестко и последовательно обольщает Кавалера (Алексей Денисов). Тот убедителен в своей мужской грубоватости, в недоверии, потом - в безумной страсти. У низенького Маркиза (Сергей Столяков) превосходны мизансцены с вином, у Фабрицио (Александр Кистерёв) - с нагретым утюгом... Здесь нам как раз не хватило песен, Италия же!

А вообще, худрук Попов может быть доволен. Зрители и актеры Балашова увидели целый срез театральной жизни столицы и провинции. И не только они: на фестиваль обычно приезжают зрители из Саратова, Пензы, Тамбова, Воронежа. Для «просвещения» всё и делается, как сказал Владимир Николаевич.

 

Фото Анны САМСОНОВОЙ

предоставлены Балашовским драмтеатром

Фотогалерея