Уроки истории / "Посадник" в Ведогонь-театре

Выпуск №3-263/2023, Премьеры Москвы

Уроки истории / "Посадник" в Ведогонь-театре

Историческая драма Алексея Константиновича Толстого «Посадник» в постановке Сергея Виноградова - первая премьера юбилейного 25-го сезона Ведогонь-театра.

В 1870 году после окончания трилогии - «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис» Алексей Толстой пишет новую драму, в центре которой не столько историческая, сколько человеческая трагедия. Несмотря на то, что сюжет пьесы происходит в ХIII веке и взят автором из «Истории государства Российского» Николая Карамзина, тема личного выбора в пограничной ситуации могла происходить и в ХХ столетии, и ХХI, а непростые человеческие характеры, представленные в ней, современны любой эпохе. По словам Алексея Толстого, в «Посаднике» он пытался «представить человека, который из-за какой-нибудь причины берет на себя кажущуюся подлость».

В Великом Новгороде, где удалось побывать минувшим летом, на улочках исторического центра, в его музеях и соборах как-то по-особенному чувствуется живая связь времён. Сквозь современность проступает жизнь средневекового города, в заметках, оставленных на берестяных грамотах, соприкасаешься с живыми историями людей далекого века, а в бурной жизни нынешнего несложно разглядеть не менее драматичную и бурлящую политическими событиями жизнь века минувшего.

По словам создателей спектаклей, в драме Алексея Толстого их привлекла именно эта психологическая актуальность пьесы, близость чувств и переживаний героев нашим современникам. Историческая канва «Посадника» разворачивается в вольном городе Новгороде времен войны и осады его суздальским войском. По совету умного и проницательного посадника Глеба Мироныча (в этой роли ведущий актер и художественный руководитель Ведогонь-театра Павел Курочкин) вече выбирает нового молодого энергичного воеводу Андрея Черемного (Егор Васильев).

Визуальный образ спектакля лаконичен и выразителен (художник Кирилл Данилов). Действие происходит на фоне знакового изображения Софийского собора - главного символа новгородской государственности. «Где София, там и Новгород», - гласит старинная поговорка. Здесь, у стен собора, по звуку вечевого колокола собирается народное вече, решая судьбы и города, и его горожан. Музыкальное сопровождение спектакля - церковные распевы и этот колокольный звон. Хочется отметить и работу художника по костюмам (Янина Кремер). Костюмы героев воссозданы с исторической точностью, но не перегруженный бытовыми деталями спектакль не выглядит архаичной реконструкцией.

Большая заслуга в этом, конечно, принадлежит режиссеру и актерскому ансамблю. Стихотворный текст пьесы, изобилующий диалогами и историзмами, не произносится, а проживается актерами так, что не замечаешь ни его стихотворной природы, ни некоторой тяжеловесности, весьма заметной при обычном чтении пьесы. Герои спектакля - живые человеческие характеры с живыми человеческими судьбами.

А сюжет между тем набирает обороты и порой напоминает хороший детектив с непредсказуемым финалом. Бояре во главе со старым воеводой Фомой Григорьевичем (Дмитрий Лямочкин), недовольные вечевым выбором, плетут интриги, несмотря на то что враг стоит у ворот, и в такой ситуации нужно объединяться, не думая о личной выгоде. Новый воевода готовит ночную вылазку за стены крепостного вала по тайному подземному ходу, о котором знают только он и посадник. Случайно об этом узнает брат его возлюбленной Натальи (Сабина Мусалимова) Рагайло (Алексей Ермаков), пленный, бежавший из-под стражи. Уговорив Наталью и добывая ключи от тайного хода, он приводит в город вражеское войско.

Внезапная вылазка суздальцев отражена, но на воеводу падает подозрение в измене. Выразительна, психологически достоверна и драматична кульминационная сцена спектакля - вече, на котором решается судьба Черемного, а по сути, и самого вольного города Новгорода, ибо воевода к тому времени показал себя талантливым полководцем, который сможет отразить любые посягательства врага. Неожиданно вину и мнимое предательство берет на себя посадник, спасая этим воеводу и, в конечном счете, город. Впрочем, вече поступает достаточно гуманно и ограничивается лишь изгнанием посадника...

И все же главное в спектакле не сюжет, а именно столкновение различных характеров, их проявление в непростой ситуации выбора. Не сразу раскрывается перед нами главный герой - посадник Павла Курочкина. Он кажется порой чересчур мягкотелым, не обладающим таким абсолютным «железным» авторитетом, который необходим посаднику. Клеветники бояре Жироха (Вячеслав Семеин) и Крицевич (Илья Роговин), которым сподручнее было торговать и воровать при прежнем воеводе и посаднике, весьма узнаваемые персонажи в любую эпоху. Интересны в спектакле и женские образы: спокойной и женственной посадницы (Елена Шкурпело) и прежней посадницы - суровой жесткой боярыни Мамелфы Дмитровны (Наталья Тимонина). Непростой характер и у Натальи, которая мечется между чувством к Черемному и желанием спасти родного брата, принадлежащего к вражескому стану...

Драма Алексея Толстого была не закончена. Хотя в афише обозначено несколько авторов стихотворной редакции неоконченных сцен пьесы (Влад Маленко, Роман Сорокин, Александр Антипов), неожиданная развязка оставляет финал спектакля открытым.

Чем закончится осада Новгорода, узнают ли горожане о невиновности посадника, совсем не это оказывается здесь важным. Не военная история, а столкновение различных характеров, их проявление в непростой ситуации выбора, становится главным. В этом и заключаются театральные уроки истории.

 

Фото предоставлены театром


Фотогалерея