Разные жизни / Дмитрий Евграфов (Белгород)

Выпуск №3-263/2023, Лица

Разные жизни / Дмитрий Евграфов (Белгород)

Многие ли из самых пристальных зрителей запоминают в спектаклях разных театров «Вишневый сад» А.П. Чехова персонаж под названием Прохожий? Он появляется на несколько секунд и исчезает навсегда, оставляя в памяти чувство какой-то мистической неопределенности. Зачем он в тщательно простроенной драматургом и нередко - режиссерами стремительной смене событий, по сути, трагических, хотя жанр Антон Павлович определил как комедию?..

Это была первая роль в Белгородском государственном академическом драматическом театре им. М.С. Щепкина уже совсем не юного Дмитрия Евграфова. И запомнилась эта работа незнакомого мне артиста именно тем, что появление Прохожего в спектакле Бориса Морозова не вызвало почти привычного ощущения случайности: возникало тревожное после звука лопнувшей струны чувство, что, возможно, он - один из претендентов на участок известного на всю губернию сада, а его вопрос: «Позвольте вас спросить, могу ли я пройти здесь прямо на станцию?» - связан с желанием убедиться в выборе наиболее выгодной дороги от будущей дачи. Что же касается просьбы о милостыне, ее можно истолковать как издевку над теми, кому уже отмерено время, либо как не слишком умную шутку. Таким образом, Прохожий воспринимался как нечаянный или сознательный предвестник беды, как до поры неразгаданный знак...

Я видела Дмитрия Евграфова в большинстве его ролей: даже в эпизодических он был заметен с первого появления. Разгадать эту загадку мне бы вряд ли довелось, если бы не услышала от нескольких режиссеров, как тщательно он работает, как точно должен определить для себя не только характер персонажа, но зачем и почему появляется на сцене именно в этот момент. Неважно - на несколько секунд или минут, важно - для чего и с чем.

Эта черта артиста оказалась очень важной для тоже весьма загадочной роли Шохина в спектакле «Зыковы» М. Горького в постановке Бориса Морозова. Верно подметила Наталья Зотова: «Что мы знаем о Шохине? Только то, что когда-то он убил кого-то. Есть ли оправдание этому, казалось бы, самому обыкновенному на вид человеку, которого отличает лишь печальный, сумрачный взгляд? Его боится юная Павла, но только памятуя о его прошлом, ведь он вовсе не устрашает. Дмитрий Евграфов, проживая судьбу своего персонажа, дает нам понять: есть, есть своя истина в этом нелюдимом, странном человеке, и есть какая-то страшная правда и логика в том, что он совершил когда-то». Свидетельством тому - ощущение человеческой целостности, исходящей от облика героя, который видит всех и каждого насквозь. Может быть, этим и внушает страх Павле, разгадав в ней то, о чем сама она не догадывается?..

В одной из последних премьер театра, в спектакле «Катерина Измайлова» по очерку Н.С. Лескова с режиссером Алексеем Дорониным они придумали выделить из массовых сцен Юродивого, даже текст для него сочинили, и получился человек своей собственной правды, веры и манеры общения с окружающими.

Но Дмитрию Евграфову щедро отпущен и яркий комедийный дар. Какое же наслаждение дарит он партнерам и зрителям в роли Альфреда Дулиттла в «Пигмалионе» Бернарда Шоу (режиссер Игорь Ткачев), графа Альбафьорита в «Мирандолине» Гольдони, Сальвадоре в «Куклах» Хасинто Грау, поставленных Валерием Беляковичем. Можно перечислить и ряд других ролей подобного плана, но мне всего дороже мастерство артиста в тех работах, где тонко и одухотворенно он сочетает смешное и печальное, комическое и драматическое. Это классические образы Бубнова в «На дне» М. Горького, Могильщика в «Гамлете» Шекспира в постановке Валерия Беляковича, Абрама Желтухина в «Касатке» А.Н. Толстого, Лебедева в «Идиоте» по Ф.М. Достоевскому в спектаклях Семена Спивака, Бутон в «Кабале святош» М.А. Булгакова в постановке Юрия Маковского. И современные: Василий Кузякин в спектакле Станислава Мальцева «Любовь и голуби» Владимира Гуркина, персонажи пьес Алексея Арбузова, Ярославы Пулинович и других авторов.

О каждой из ролей Дмитрия Евграфова хочется писать подробно, неторопливо вспоминая детали, погружаясь в глубину создаваемых им характеров, подолгу обдумывать, и в памяти зазвучат слова Лиса из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». То сердце, в которое вошел однажды и, вероятно, навсегда этот уникальный артист...

А вошел особенно глубоко двумя поразившими ролями - в спектаклях «Его донжуанский список» Валентина Красногорова на Малой сцене театра (режиссер Татьяна Морозова) и «Поминальной молитве» Григория Горина (режиссер Юрий Маковский).

... Безымянный герой в пьесе Красногорова купил разваливающееся кафе, превратив его в летний домик после смерти жены, и попавшие сюда почти случайно в поисках свидетеля для тихого похода в ЗАГС девушка со своим женихом постепенно понимают, что все его рассказы о женщинах были воспоминанием лишь об одной - его жене, память о которой неистребима в этом немолодом уже человеке. Жених принимает его за официанта, провоцирует, хамит, а человек ведет себя, словно клоун - суетится, приносит кофе только Наташе, смущенной поведением своего жениха, охотно выпивает с Олегом, паясничает, приплясывает, читает стихи и даже с готовностью включается в предложенную Олегом игру: рассказать с откровенными подробностями о своем донжуанском списке. Олег (Илья Кузьмин) типичное дитя «общества акул, где каждую минуту готовы сломать и сожрать», как он сам об этом говорит, живет исключительно внешней жизнью, ценя лишь те удобства и привилегии, которыми подобное существование располагает. И именно это все больше смущает Наташу (Оксана Катанская), для которой жизнь заключается совсем в другом: в потаенном внутреннем мире человека, в духовности, которые только и способны привести к пониманию, к растворению в по-настоящему близком и родном человеке. И все более пристально всматривается она в случайного незнакомца, узнав в нем авторитетного врача, к которому обращалась несколько месяцев назад перед тем, как сделать аборт. И внезапно понимает: ей встретился тот самый, единственный мужчина...

Здесь наступает момент необходимого для режиссера откровения, выраженного в добавлении к пьесе Валентина Красногорова монолога Сирано де Бержерака, вдохновенно, сильно прочитанного этим официантом-свидетелем-врачом женщине, не претендующей на то, чтобы вытеснить из его памяти умершую жену, а мечтающей лишь о понимании, разделенности, нежности. Кажется, Дмитрий Евграфов вкладывает в этот монолог столько своей личностной глубины, что испытываешь чувство подслушиваюшего чью-то исповедь.

Что я скажу? Не все ли вам равно?

Слова, что говорят в подобные мгновенья,

Почти не слушают, не понимают, но

Их ощущают, как прикосновенья.

И взволнованно ловишь эти слова, ощущая прикосновение к самым глубинам своей души...

Они остаются вдвоем на сцене, он ставит диск с песней Владимира Высоцкого с признанием «... все равно я отсюда тебя заберу» - и ни на миг не возникает вопрос: куда именно? Из мира деловых «акул», из мира обязательности удачно выйти замуж туда, где правят свои законы духовность, романтизм, нерастраченность чувств, каждый день ощущаемых, словно впервые. И под звучание этой песни они сидят за столом, склонившись друг к другу, и говорят, говорят, говорят...

А совсем недавно в Белгородском театре состоялась премьера спектакля «Поминальная молитва» в постановке Юрия Маковского. Мне посчастливилось видеть в роли Тевье блистательных мастеров - Евгения Леонова, Богдана Ступку, Михаила Ульянова, многих ярких артистов провинциальных российских театров, но такого молочника я видела впервые: полное отсутствие еврейского акцента, удивительная житейская простота, отсутствие характерных интонаций, отсутствие раздражения из-за невозможности прочитать молитву из-за суеты в доме... Удивительная нежность, тщательно скрываемая, к жене Голде, которую тонко и очень точно играет Марина Русакова, блестящее сочетание комического и высоко трагедийного в образе обыкновенного «русского человека, еврейского происхождения, иудейской веры». Не передать словами те чувства, к которым прикасаешься всем существом, когда Тевье обращается не столько к Богу, сколько к зрительному залу; когда преподносит Голде подсолнух и говорит, пряча глаза, о сне, в котором ему явилась бабушка жены; когда медленно и бессловно осознает, что на месте дочери тоже отправился бы в Сибирь за своим избранником; когда держит на руках внучку, появившуюся на свет в момент смерти Голды. Буквально каждый миг, пережитый Дмитрием Евграфовым пронзительно, словно он - не участник спектакля, а подлинный житель Анатовки начала прошлого века, остается в памяти и спустя время после спектакля.

А это ли не главное, когда ты возвращаешься из театра домой и не можешь общаться со спутниками, потому что в тебе продолжается течение той жизни, что вольно или невольно выбила из реальности?..

Фото предоставлены театром

Фотогалерея