"В театре интереснее, чем в жизни" / Ростислав Янковский (Республика Беларусь, Минск)

Выпуск №3-263/2023, Театральная шкатулка

"В театре интереснее, чем в жизни" / Ростислав Янковский (Республика Беларусь, Минск)

Когда-то на «Радио России» был цикл передач «Случайные и неслучайные встречи». Я рассказывала об актерах, режиссерах, драматургах, художниках, с которыми посчастливилось встретиться. Это были не интервью, а живые разговоры обо всем на свете, конечно, в первую очередь о творчестве. Разбирая свой архив, нашла запись передачи 1996 года, героем которой оказался народный артист СССР, легенда белорусского театра Ростислав Иванович Янковский. Встреча не была случайной. Мы уже были знакомы, так как незадолго до этого вместе с режиссером Верой Малышевой в студии белорусского радио записывали спектакль Национального академического драматического театра им. М. Горького «Христос и Антихрист» по Д.С. Мережковскому, где Ростислав Иванович замечательно играл Петра Первого. И буквально за месяц до нашей встречи запись спектакля прозвучала в эфире. В то время мы с Алиной Силикашвили и нашими режиссерами решили поддержать русские театры бывших союзных республик, ставших самостоятельными государствами: записать их лучшие спектакли с тем, чтобы они прозвучали в нашем эфире в «Российских театральных сезонах». Это была поддержка не только моральная, но и материальная, все артисты получали гонорары, которые были в то время порой и больше их месячной зарплаты.

Запись в Минске длилась несколько дней, так как режиссер Борис Луценко вместе с Верой Малышевой работали очень серьезно, создавая радиоверсию знаменитого спектакля, сохранившегося в фондах «Радио России». Что-то меняли, сокращали, писали несколько дублей. И надо было видеть, как увлеченно работал Ростислав Иванович, хотя играл своего Петра уже несколько лет. Это были счастливые дни, я оказалась свидетелем настоящего творческого процесса. Ростислав Янковский был не только прекрасный артист, но и очень красивый и обаятельный человек. Невозможно было не влюбиться и в его бархатный голос, теперь таких не бывает.

Приехав в Минск в очередной раз, я попросила Ростислава Ивановича о встрече. Мы договорились, что я посмотрю спектакль на малой сцене театра, а потом мы посидим и поговорим в его гримерке.

В спектакле «Ужин» по пьесе Ж.-К. Брисвиля дело происходит во Франции в период реставрации монархии. Ростислав Иванович Янковский играл хитроумного, могущественного Талейрана, а его многолетний партнер и друг Юрий Сидоров - Фуше, министра внутренних дел. Как и все зрители, я в тот вечер получила истинное наслаждение от высочайшего актерского мастерства. Это было какое-то чудо. Казалось, аплодисментам не будет конца.

Но вот они отгремели, актеры разгримировались, переоделись. Мы уютно расположились в их общей гримуборной. Я включила микрофон и задала самый традиционный вопрос: как все начиналось?

Р. ЯНКОВСКИЙ: «Мы жили в Таджикистане в Ленинабаде. Отец работал на стройке. Я поступил в институт в Ташкенте. Но пришлось оттуда уйти. Отца во второй раз арестовали. (Иван Янковский расплачивался за свое происхождение, он был из старинного польского дворянского рода, его отец был офицером лейб-гвардии Семеновского полка. - М.Р.).У нас была большая семья: мои младшие братья Коля и Олег, мама, бабушка и я. Семья голодала. Какое тут учение. Кто-то их должен был кормить. Еще жена в положении. Работал на автобазе диспетчером и занимался в театральном кружке в Доме культуры, которым руководил Дмитрий Михайлович Лиховицкий. Он сказал: «Мы в Таджикистане в закрытом городе откроем студию при «атомном» театре. Будешь работать в театре и учиться. Туда оформляться было невероятно трудно. Среди артистов труппы были бывшие мхатовские актеры, которые хотели заработать, «за вредность» платили большие деньги. Тогда у нас зарплаты были рублей 730, а я сразу получил 1500 и плюс еще разовые. Лиховицкий меня зачислил во вспомогательный состав, и я тут же учился. У меня было и на хлеб, и на масло, и на все. Я как-то ожил. И супруга пошла работать в школу, родила сына Игоря. Вот там я начал». (Это был 1951-й, Ростиславу Ивановичу был 21 год. - М.Р.)

У юного Ростислава Янковского было два увлечения: театр и спорт. Он был чемпионом Таджикистана по боксу среди юношей. В 17 лет влюбился с первого взгляда в красавицу спортсменку Нину Чеишвили, она была чемпионкой по бегу на короткие дистанции. Только через три года его упорных ухаживаний (а он тоже был очень красив, строен, высок ростом, обаятелен) она согласилась стать его женой. Ростислав Иванович обожал ее, считал своим сокровищем. Она была единственной его любовью на всю жизнь. Их чувство восхищало и вызывало уважение всех друзей и коллег. У Янковских был уютный и гостеприимный дом. Нина была настоящей грузинской женой, она освободила его от всех бытовых проблем, даже машину водила сама. Они вырастили двух прекрасных сыновей Игоря и Владимира, которые пошли по стопам отца.

Ростислав Иванович стал основателем актерской династии: младший брат Олег Янковский, народный артист РФ, широко известный и любимый артист театра и кино; средний брат Николай занимался административной театральной работой; старший сын Игорь - актер и бизнесмен; младший сын Владимир - актер, кинорежиссер; племянник Филипп Янковский (сын Олега Ивановича) - актер, кинорежиссер, внучатый племянник Иван - актер. Все они талантливы, очень серьезно относятся к своей профессии и сделали блестящую карьеру. У Ростислава Ивановича была очень большая дружная семья, они съезжались в Минск на все его торжества и юбилеи, приезжали и на премьеры. К счастью, сохранилась масса фотографий и видео, где все Янковские вместе. На долю Ростислава Ивановича выпало огромное горе - потеря младших братьев: в 2009 году умер Олег, в 2015 - Николай. До конца старший брат так и не сумел оправиться, но продолжал очень много работать

Как же в жизни Ростислава Янковского возник Минск и Национальный академический драматический театр им. М. Горького ?

Р. ЯНКОВСКИЙ: «Меня пригласили на кинопробу. У нас в театре в Таджикистане работал художник-гример, москвич, который приехал на заработки. Потом он уехал в Минск, работал на киностудии и сказал кому-то из режиссеров, что есть в его бывшем театре хороший парень. Меня вызвали. Я прошел кинопробу. Она, с моей точки зрения, была неудачной, хотя актеры, которые смотрели меня, тут же рассказали директору Русского театра, что на студии появился хороший парень. И меня пригласили к директору театра Гартману. Он спросил: «Хотели бы Вы работать у нас?» Вы же понимаете! Минск! Он строился только, причем, Белоруссия - это родина моего отца. Я пришел на первый спектакль, на «Оптимистическую трагедию». Климова играла, Кочетков, Некрасов. Это был грандиозный спектакль! Я увидел всех этих корифеев и подумал: что я буду тут делать?! Боже мой! Но все-таки я решился и приехал в Минск. Жили мы в гримерке наверху, жена, ребенок, я забрал младшего брата Олега, чтобы как-то облегчить маме жизнь, ему было в ту пору 14 лет. В общем, жили сложно, но очень счастливо».

Олег, как вспоминал Ростислав Иванович, был озорной, шебутной. Свою первую роль младший Янковский сыграл на сцене минского театра в «Барабанщице» А. Салынского. Заболела актриса, которая играла мальчишку, на эту роль быстро ввели Олега. И он прекрасно справился. Сам Олег Иванович говорил, что от старшего брата «получил удар, а может быть, наказание - быть актером. Ростислав, в буквальном смысле, за руку привел на сцену. С тех пор стал мучиться и наслаждаться благородной, прекрасной, трудной, подчас невыносимой упоительной профессией». Они были очень близкими людьми, несмотря на разницу в возрасте. Но только в двух фильмах им удалось сняться вместе: «Служили два товарища» и «Я, Франциск Скорина».

Р. ЯНКОВСКИЙ: «Был мощный состав театра, великолепный артисты. Я начал с небольшой рольки. Потом пошло-пошло. Сначала «Дальняя дорога» А. Арбузова, потом очень большое количество ролей: «Барабанщица», «Двое на качелях», «Мария Стюарт», много, ролей сто шестьдесят. (В этом списке Арбенин, Вершинин, Фамусов, Воланд, Барон в «На дне», Егор Булычов и т. д. и т. д. - М.Р.) Наверное, счастливо сложилась судьба в этом отношении. А в каком плохо? Сыновья, хорошая жена».

В нашей встрече участвовал друг и партнер Ростислава Ивановича Юрий Владимирович Сидоров, который что-то уточнял, напоминал. Я спросила, помнит ли Ростислав Иванович, когда появился в театре Юрий Сидоров и началась их дружба?

Р. ЯНКОВСКИЙ: «Я приехал в Минск в 1957 году. Уже работал здесь третий год, когда мы подружились. Бывало, что играли одну роль. Но у нас не было никогда никаких конфликтов. Всю жизнь сидим в одной гримерке. У нас много общего. Главное для нас - это сцена. Сколько мы с ним переиграли полярных ролей: в «Иркутской истории» он - Виктор, я - Сергей, в пьесе А. Арбузова «Двенадцатый час» он - Безенчук, я - Улыбышев, в «Океане» А. Штейна он играл Часовникова, я Куклина. Все время на сцене в конфликте».

Я нашла записи спектаклей и разных сцен с его участием, которые иллюстрировали рассказ, в том числе, и сцену из спектакля «Океан», где Янковский играл Часовникова, а Сидоров Куклина. Видимо, они еще и менялись ролями. Постановщиком этого спектакля был режиссер Михаил Спивак. Прошло много лет со дня его смерти, но актеры о нем помнили.

Р. ЯНКОВСКИЙ: «Михаил Львович Спивак, режиссер был, как я помню, очень прогрессивный. Я играл в его «Барабанщице». «Океан» Спивака шел триумфально, где бы мы не играли, дома или на гастролях. Каждый раз зал был битком. С ним было интересно, очень интересно было...»

Традиционно в Русском театре Белоруссии была очень сильная, талантливая режиссура. В 1967 году в театр пришел режиссер Борис Луценко, тогда Р.И. Янковский был молодым, но уже ведущим артистом труппы. Луценко работал очередным режиссером, затем стал главным, позже - художественным руководителем театра, ставил спектакли до самой смерти в 2020 году. Целая жизнь. И судьбы актера и режиссера переплелись.

Р. ЯНКОВСКИЙ: «Мне крайне повезло - редко, кто играет в театре в нескольких пьесах Шекспира. Я сыграл Макбета в замечательном спектакле Бориса Луценко. Мы много гастролировали, были в Венгрии, в Ганновере, на Всемирном фестивале в Штутгарте был колоссальный успех, мы с Александрой Климовой двенадцать минут выходили на поклоны, аплодисменты не заканчивались, мы просто плакали; играли в Москве с большим успехом. Потом был «Антоний и Клеопатра» с Александрой Климовой. (Был еще Клавдий в «Гамлете».) Мне повезло сыграть и Шекспира, и Шиллера: Фердинанда, Максимилиана фон Моора в «Разбойниках», Лестера в «Марии Стюарт».

В то время во многих театрах ставили «Макбета», но спектакль Бориса Луценко (1974) с Р. Янковским и А. Климовой в главных ролях привлек особое внимание и зрителей и критики. Почему?

Р. ЯНКОВСКИЙ: «У нас была трактовка удивительная. Во-первых, ведьмы были решены интересно. Были разные постановочные решения (художник Владимир Чернышев). У нас, например, был подвал, куда люди сходили, умирая, сходили буквально в преисподню, двери закрывались... Удивительно много было интересных актерских работ: Юрий Сидоров играл Банко, великолепная Александра Климова играла Леди Макбет».

- В вашем Макбете что было главным?

Р. ЯНКОВСКИЙ: «Молодой, мощный, обаятельный, хороший, в сущности, человек, он полон надежд. Но когда, с его точки зрения, Дункан совершил несправедливость, вот здесь внутри и закрутилось всё... Леди Макбет его вынудила пойти на убийство во имя власти. Он же не шел, он крутился, не мог преступить. Это было страшно. Боец, который мог рубить налево и направо на войне, здесь не мог преступить нравственную черту. И вот когда он ее преступил, леди распадается, она слишком много вложила человеческих сил в него. И она угасает, угасает. А он набирает, набирает. И вместе с тем подозрительность появляется, и желание всех убрать с дороги. Круг подхалимов вокруг него все больше и больше. И убийство одно за другим, одно за другим. В результате, все кончается прахом, шизофренией. Там монолог: «Я жить устал. Я жизнью этой сыт...» Распад личности. Вечная тема. Когда человек преступает закон нравственный, когда он преступает общечеловеческие принципы существования, когда он начинает убивать, он убивает прежде всего душу свою, он убивает себя. В этом состояла наша концепция».

В передаче звучала сцена Леди Макбет и Макбета. Там есть такой текст у Макбета: «Опять мне душу жалят скорпионы... Кто начал зло, тот и погрязнет в нем». Даже в записи то, как произносил этот монолог Ростислав Янковский-Макбет, производило очень сильное впечатление, его Макбет был фигурой трагической. Он все понимал о себе, но остановиться уже не мог и шел к своей гибели.

Спектакль «Макбет» с Р. Янковским и А. Климовой был в афише театра 16 лет. Известный белорусский драматург Алексей Дударев после премьеры сказал: «Когда я посмотрел этот спектакль, мне показалось, что это не то, что выше Театра, выше Шекспира; то, что он там делал, какую трагедию человеческую показал».

Встреча с Р.И. Янковским на спектакле «Ужин» была в 1996 году. Впереди у артиста было еще почти 25 лет активной творческой жизни, десятки новых ролей. Возраст был ему к лицу. Он был по-прежнему красив, а седая голова придавала особый шарм, аристократизм. В репертуаре Янковского появились такие роли, как Норман в спектакле «На Золотом озере», Исак в «Земляничной поляне», Маттиас Клаузен в «Перед заходом солнца».

В 2004 году на Фестивале русских театров стран ближнего зарубежья и Балтии «Встречи в России» в Петербургском театре «Балтийский Дом» мне посчастливилось увидеть Р. Янковского в роли Маттиаса Клаузена. Я думаю, что это одна из великих его ролей. Режиссер Борис Луценко вместе с художником Александром Костюченко создали очень красивый, стильный спектакль с роскошными декорациями. В старинном доме Клаузена готовятся к празднованию его семидесятилетия. Два года назад погибла в автокатастрофе его жена. На стене ее большой портрет. Как будто она следит за ним, не отпуская ни на минуту. Но настал час перечеркнуть прошлое, начать новую свободную жизнь. В первом акте Маттиас Клаузен-Ростислав Янковский, элегантный, моложавый, с прекрасной седой головой, энергичный, влюбленный в юную Инкен (Оксана Лесная), простую девушку, которая спасла ему жизнь. И она не могла не влюбиться в этого красивого, благородного человека. Первый раз он пригласил ее в свой дом. Казалось бы, очень простая сцена: Маттиас и Инкен танцуют вальс, но как они хороши оба, как не могут отвести глаз друг от друга, как нежно он ее обнимает. Они никого не замечают. Ничто не предвещает беды, но вокруг этой прекрасной пары образовался зловещий круг: собралась вся семья Маттиаса Клаузена - его взрослые дети с мужьями и женами. Они не допустят нового брака своего отца. И свое черное дело они совершат. Узнав о предательстве любимых детей, которые решили лишить его всех прав и взять над ним опеку, Маттиас Клаузен стареет на глазах. И в финале, когда он сбежал из дома, прошел под дождем несколько километров и появляется в доме Инкен, его невозможно узнать: это больной, изможденный старик. Сколько боли в его глазах! Клаузен никак не может понять: как это страшное предательство его детей могло случиться, кажется, помутился его рассудок. Как в первых сценах Ростислав Янковский удивительно играет любовь, так в финале он поднялся до подлинно шекспировских, лировских трагических высот...

Тогда в Петербурге после окончания спектакля минчан на сцену поднялся Кирилл Лавров, который играл в АБДТ в спектакле Григория Козлова Маттиаса Клаузена, и сердечно приветствовал своего коллегу. Это была очень волнующая сцена.

Одной из последних любимых ролей Ростислава Янковского был Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу «Пане Коханку», герой одноименной пьесы Андрея Курейчика в постановке Сергея Ковальчика, в то время главного режиссера театра.

В моем архиве сохранилась передача о VII Международном театральном фестивале русских драматических театров «Соотечественники» в столице Мордовии городе Саранске. Это была весна 2012 года. Открывался фестиваль спектаклем Национального академического драматического театра им. М. Горького «Пане Коханку». Это был идеальный спектакль для открытия фестиваля. В нем соединились неизвестный исторический сюжет, яркое театральное зрелище, глубокие философские мысли, блестящая игра актеров разных поколений и, самое главное, Ростислав Янковский в главной роли. Это была последняя встреча с дорогим моему сердцу артистом. Роль дала ему возможность продемонстрировать все свои таланты, фантастическое мастерство во всех жанрах: комедия, фарс, лирика, трагедия.

Кто же такой был Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу Пане Коханку? Историческая личность, очень богатый, знатный, властный магнат Великого Княжества Литовского, у которого занимал деньги сам король. А прозвище он получил потому, что ко всем обращался: «Пане Коханку», что означает «мой дорогой». Действие пьесы происходит в ХIII веке после первого раздела Польши. В пьесе Андрея Курейчика, конечно, есть историческая основа и вымысел, его герой - ученый, философ, великий фантазер и патриот своей земли Белоруссии, но главное заключено в легендах о Пане Коханку, которые живут в народе, о его чудачествах и открытиях: то он велит разбросать соль по аллеям парка, чтобы летом кататься на санях (соль в то время дороже золота), то устраивает у себя в имении грандиозные театральные праздники с песнями и танцами. Основная же его патриотическая идея и мечта - научить белорусов летать. Там есть очень смешная сцена, где Пане Коханку заставляет троих Рыжих испытывать его летательные аппараты с крыльями. Насмерть никто не разбился, да еще и песню сочинили. Как легко, озорно, филигранно ведет Р. Янковский это театральное действо, время от времени еще и философствует. Да еще его Пане Коханку влюбился на старости лет в юную актрису своего домашнего театра Олесю (Вероника Пляшкевич). В это время артисту было 82 года, но никто об этом не думал, так он был красив, обаятелен, пластичен. Конечно, Пане Коханку - гений. Но у большинства гениев финал трагический. Так и в белорусском спектакле, где было много смешного, веселого, озорного, много музыки, иронии, всё кончалось трагически. По легенде, героя предала любимая сестра Теофилия в прекрасном исполнении Беллы Масумян, одной из постоянных, любимых партнерш Ростислава Янковского (она играла и любимую дочь Маттиаса Клаузена Беттину, которая его тоже предала). После смерти брата Теофилия уничтожила все его дневники и чертежи. Было это на самом деле или нет, как знать...

Приезд в Саранск Ростислава Ивановича Янковского, актера такого масштаба и таланта, стал одним из главных событий фестиваля «Соотечественники». На актерском отделении Института национальной культуры состоялась встреча актера со студентами. Она стала настоящим профессиональным и человеческим мастер-классом для будущих актеров. Эта встреча длилась больше двух часов. А потом Ростислав Иванович читал стихи Д. Самойлова и Вл. Маяковского. Не влюбиться в него было просто невозможно!..


На могиле Р.И. Янковского на минском кладбище памятник работы скульптора Николая Байрачного: в кресле сидит артист в парадном костюме Пана Коханку. Известный театральный критик, доктор филологических наук, профессор Минского университета Татьяна Орлова, многолетний друг Ростислава Ивановича написала прекрасную, почти документальную книгу «Ростислав Янковский. Артист». К его 90-летию в 2020 году она собрала монологи Ростислава Янковского, записанные на семь кассет старого образца, и частично опубликовала фрагменты:

«Что мне всегда интересно? Что же такое человек, его душа, его отношение к миру, к жизни, к смерти, к трагедии, одинок он или нет, что такое муж и жена, дети?.. Театр призван рассказать все о человеке, начиная с эротических, кончая социальными отношениями».

«Мне нравится жить. Я никогда не пытался заниматься бизнесом. Это - не мое. Театр - мое. Искусство, музыка, кино, женщина, любовь, дети. Футбол обожаю, гримерку, запахи сцены. Страшусь усталости, особенно, когда устаешь от окружающей тебя глупости. Надо раскручивать себя, не сдаваться».

 

Фото с официального сайта

Национального академического драматического

театра им.М.Горького

и из открытых источников в Интернете


Фотогалерея