Златоуст. Через очистительную грозу

Выпуск №4-264/2023, В России

Златоуст. Через очистительную грозу

Необычный премьерный спектакль - инсценировку «Похождения Чичикова» по мотивам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» - представил публике Златоустовский театр драмы «Омнибус». У людей старшего и среднего поколения, не забывших со школьной скамьи это произведение русского классика, оно ассоциируется с картинами убогой провинциальной России, разбитых проселочных дорог, с карикатурным изображением русских помещиков средней руки, с чиновниками и их порочными нравами, проживавшими в российских городах. И такая щемящая тоска берет за душу, так жаль Россию того времени, ее простых жителей и маленького человека в ней, стремящегося выжить всеми правдами и неправдами.

Это впечатление от великой книги вновь оживает в сознании зрителя, едва открывается первая сцена, на которой декоративно представлена столбовая дорога и бричка непоседливого путника. Веет глубоким одиночеством, надвигающейся темнотой, грозой. Мы видим коллежского советника Павла Ивановича Чичикова - заглавного персонажа фантасмагории, поставленной в «Омнибусе» главным режиссером, заслуженным деятелем искусств РФ Борисом Горбачевским. С другого конца сцены, как бы из прошлого, с ним разговаривает его мать (Ольга Зацепина), наставляющая сына на не самый честный, но весьма безопасный и комфортный жизненный путь. При этом важное средство выживания - умение приспособиться к обстоятельствам и тем, кто диктует их, угодничество, предусмотрительность, изворотливость и хитрость.

И вот Чичиков в губернском городе N.N. На балу у губернатора, которого колоритно играет ветеран златоустовской сцены, заслуженный артист РФ Юрий Чулошников. Рядом с губернатором все сколько-нибудь значимые фигуры здешнего общества - председатель казенной палаты, прокурор, полицмейстер, светские дамы. И тут среди них появляется новый человек, к которому сразу возникает всеобщий интерес, - Павел Иванович Чичиков, коллежский советник в отставке, путешествующий по своим надобностям.

Этот переживший не один век персонаж у Гоголя - холостяк среднего возраста, внешне приятен, но не красавец и не щеголь, осмотрителен, хитер, ко всему прислушивается и всё обдумывает, во всем ищет полезные для себя сведения. «Внутренний» портрет героя, сыгранного заслуженным артистом РФ Вячеславом Борисовым, уже отчетливо вырисовывается на балу у губернатора. Здесь Чичиков знакомится с местными помещиками, которые приглашают его к себе в гости.

Режиссер-постановщик и он же автор инсценировки не стремится детально следовать за сюжетом гоголевской поэмы, а фиксирует взгляд на внутреннем облике персонажей через их гротескное изображение. Этим как бы направляет зрителя искать духовно-нравственные смыслы спектакля, насыщая ими практически все сцены, которые поставлены карикатурно, броско, динамично, чтобы подчеркнуть невеселую суть тогдашнего чиновничьего и помещичьего укладов жизни. Не просто подоплеку внешнего благообразия или потешной чудаковатости и странности, а разительно печальную, катастрофическую суть тогдашнего светского общества, как страшную грозу, настигающую Чичикова в дороге.

Гротеск и яркие, говорящие метафоры присутствуют тут во всем. В том числе в том, как одеты персонажи, как двигаются по сцене и что говорят, особенно, когда получают предложение странного гостя продать ему мертвые души.

- В начале спектакля с Чичиковым разговаривает высокий чин, который представлен в виде метафорического декоративного образа под потолком сцены. Он, смотрящий на посетителя через увеличительное стекло, говорящий громогласно, повелительно, надменно, и подсказывает нашему герою (за взятку, разумеется) идею выгодной покупки мертвых душ, которые затем можно заложить за приличные деньги, - приоткрывает наиболее значимый аспект инсценировки Борис Горбачевский, работавший над ней два года. - В финале этот же Чиновник обличает Чичикова в мошенничестве, призывает к осуждению и отправке в ссылку. Этим я хотел показать, каким губительным для обычного человека было существование иных государственных структур и учреждений в России, в которых высокие посты и «теплые места» занимали зачастую люди, изощренно ненавидевшие народ и стремившиеся исключительно к личной выгоде. Как была безжалостна и пагубна сама система государственной власти в провинции, на местах, где жутко боялись проверяющих из столицы, но куда они редко приезжали.

Неудивительно, что на такой «благодатной» почве могли произрасти ростки общественного абсурда и всевозможных авантюр, могли развернуться в своей неправедной деятельности разные махинаторы. Такие, например, как Чичиков. Потому-то не столько смешат, сколько удручают сцены встречи Чичикова с морально уродливыми помещиками Маниловым, Собакевичем, Плюшкиным, Коробочкой, Ноздревым. Особенно поражают бесчеловечностью эпизоды заключения сделок о покупке мертвых душ. Для лучшего осмысления зрителями в спектакле они представлены с элементами клоунады, фантасмагории, театра абсурда. Но не для того, чтобы позабавить, а показать пик человеческих безумств, глупости, алчности, позерства.

Эти качества персонажей в карикатурном, горько-смешном виде продемонстрировали своей превосходной игрой артисты Андрей Заварухин, Алексей Тегленков, Андрей Плакунов, Вероника Небывалова и заслуженный работник культуры и искусств Челябинской области Максим Фаустов.

Режиссер-постановщик использует и такой прием, как скомороший театр, в то далекое время широко представленный в помещичьих имениях. Вот этим-то и заострена позерская сущность того же Ноздрева, хвастуна и грубияна, способного на жестокую месть. Именно он, обидевшись, что Чичиков не принял его условий сделки, разоблачил мошенника перед всей тамошней элитой.

В конце спектакля Павел Иванович и возникающая в его воображении мать горько сетуют о плачевном конце затеянной им авантюры, приведшей не к благосостоянию, известности и стабильному положению в обществе, а за решетку. Как-то даже жаль маленького человека, свернувшего с честного пути на скользкую дорожку неправды. Дорожку, выбранную не столько по причине порочной натуры нашего героя, а большей частью по необходимости оказаться в обществе благополучных и состоятельных сограждан, обзавестись, наконец, женой и семьей.

Вместе с тем по ходу спектакля у многих зрителей возникают нередко грустные мысли о себе, о своем духовном облике. Работа режиссера и блистательного актерского состава, что называется, бьет в точку. Начинаешь вдруг улавливать в своей душе трагические качества персонажей, покаянно оценивать себя. И потом, после спектакля, еще долго раздумываешь о смыслах и ценностях жизни - истинных и пагубных, представленных в инсценировке «Похождение Чичикова».

Замечу, что Гоголь, создавая первый том «Мертвых душ», подчеркивал в письме к другу, что отрицательные черты героев своей поэмы в прозе списывал во многом с себя (книга «Выбранные места из переписки с друзьями»). Это подход не только гениального художника слова, но и глубоко верующего православного человека.

Премьеру «Омнибуса», убежден, можно по праву считать заметным вкладом в региональную театральную драматургию, в духовно-нравственную жизнь посещающей и любящей Златоустовский театр публики. В этом прямая заслуга, наряду с режиссером-постановщиком Борисом Горбачевским, и художника-постановщика из Уфы, заслуженного работника культуры РФ, заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан Виктора Хлыбова, художника по костюмам Лилии Файзулиной, хореографа Виктории Пестовой, художника по свету из Москвы Светланы Насоновой. А также замечательных актеров «Омнибуса», принявших участие в этой сложной работе театра. Среди них, кроме уже названных, с удовольствием узнаем на сцене давно любимых зрителями заслуженного артиста РФ Александра Антонова, артистов Наталью Фаустову, Марианну Новицкую, Валерию Шакирову, Дениса Коломина. И, конечно же, благодарно аплодируем «молодой поросли» театра, очень способной, подающей большие надежды.

 

Фото Владимира НАКОРЯКОВА

 

Фотогалерея