Дело, очень сегодня нужное / Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники» (Саранск)

Выпуск №4-264/2023, Фестивали

Дело, очень сегодня нужное / Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники» (Саранск)

Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники» прошел в Саранске в семнадцатый раз. Как написал в своем обращении к участникам фестиваля руководитель Федерального агентства Россотрудничество по делам Содружества Независимых государств Е.А. Примаков, за это время «фестиваль стал авторитетной отечественной площадкой по укреплению культурных связей». История фестиваля - отражение событий, которые происходили в стране за эти годы, это судьбы, люди, новые друзья, и, конечно, спектакли. В этом году в гостеприимной Мордовии собрались театры из Армении, Монголии, Южной Осетии, Приднепровской Республики, Мариуполя Донецкой Республики, Республики Беларусь.

Открывали фестиваль хозяева. Спектакль «Маленькие трагедии» в постановке молодого московского режиссера Александра Вельмакина показал Государственный русский драматический театр Мордовии. «Маленькие трагедии» здесь - три пьесы - «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь» и «Каменный гость», нанизанные на «Пир во время чумы».

Написанные осенью 1830 года в Болдино, что недалеко по российским меркам от Саранска, пьесы, написанные на заимствованные сюжеты, раскрывают по-новому пороки и страсти человеческие. Жизнь в спектакле Вельмакина не хочет видеть смерть, какую бы цену за эту смерть не пришлось платить. Герои «Пира во время чумы», лишенные иллюзий и надежды, станут связующим звеном трех историй. Отказываясь от избыточной декоративности трех «основных сюжетов», Ирина Сид создала вращающийся подиум как единое сценографическое пространство. Его бесконечное движение определяет строгий ритм пушкинского слова, выверенность каждого движения. Вращение окажется ясной, но страшноватой метафорой, завершающей или дающей новый поворот отношений в каждой трагедии.

«Моцарт и Сальери» строится режиссером на обманчивой внятности незамысловатого сюжета. Моцарт - гений, а если гениальность - дар небес, и сыграть дар невозможно, то ни режиссер, ни актер Сергей Лопатников к этому и не стремятся. Упор делают на другие качества: юмор, любознательность, застенчивость, умение искренне восхищаться талантом другого или нищим скрипачом. Сальери талантлив, и природу завистливого трудолюбия, которому никак не удается схватить за хвост жар-птицу, актер Александр Борзов исследует тщательно. В его монологах и репликах о своих стараниях и страхах можно проследить сложный духовный путь богоборца. Убивая гения, Сальери убивает в себе то божественное начало, что связывало его с Моцартом.

Их общая твердь - музыка, а в «Моцарте и Сальери» звучат, естественно, произведения гения, эта твердь пошатнулась, когда Моцарт привел Скрипача. В спектакле это человек без лица, бестелесное создание, пара нот которого вызывает приступ ярости Сальери, разрушает прочную связь музыкантов. Этот пошлый выход Сальери в спектакле воспринял как вызов: гений может смеяться над своим творением, расчетливому таланту такого права не дано.

Тема вызова проходит у Вельмакина через весь спектакль. Реальный вызов на дуэль, заканчивающий конфликт отца и сына в «Скупом рыцаре» - серьезная для режиссера тема. Зло, которое олицетворяет Барон, театрально, оттого и привлекательно. Непарадная сторона богатства приобрела мощную метафору. Не дублоны, а цепи, оковы золотые носит старый рыцарь. И когда эти цепи с грохотом упадут на сцену, верный служака своих сокровищ окажется в золотой клетке, выход из которой - только смерть. И уже не столь важно, кто кого вызвал на дуэль - сын ли отца, отец ли сына: от огромных мечей, еще одного символа-знака, уйти невозможно. Отцеубийство - тяжкий грех. И тема, заявленная в «Моцарте и Сальери», обретет новое разрешение: убивая другого, убиваешь себя.

Пушкинский «Каменный гость» - про любовь и свободу. Про радость жизни и цену риска. Акценты режиссер здесь расставляет вместе с художником по костюмам Юлией Волковой, когда обряжает на любовь Лауру (Полина Гладкая). Ее алое платье красиво рифмуется со шквалом роз, что упадут из-под колосников на сцену, а белая роза ляжет последним цветком на смерть Гуана (яркая роль Дениса Михеева). Он ведь тоже сделал свой вызов, пригласив каменную статую Командора в его же дом. И этот поединок завершится трагически. Эпиграфом к спектаклю стало стихотворение «Дар напрасный, Дар случайный». Эпилогом мог бы стать вопрос: «Жизнь, зачем ты мне дана?» Впрочем, Вельмакин на этот вопрос дал исчерпывающий ответ.

Приднестровский театр драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой на фестиваль добирался двое суток, через Турцию и Молдову. Костюмы везли с собой, а декорации помогли сделать в Саранске. О своих дорожных приключениях актеры рассказывали, как о составной части профессии - весело и с юмором. И на свою сложную жизнь тоже не жаловались - есть любимая работа, есть зрители, которые с удовольствием ходят в театр в родном Тирасполе. Есть много различных программ и фестивалей, в которых участвует театр. И сами делают культуртрегерскую программу, чтобы заинтересовать зрителей русской классикой. Для этого и появился в репертуаре театра спектакль «Наш Чехов».

За сто с лишним лет в России сложились традиции чеховских постановок. Руководитель театра Дмитрий Ахмадиев, выступивший в качестве режиссера, балетмейстера и автора инсценировки, с русской школой знаком хорошо. В его спектакле нет новизны: герои по-прежнему едят, пьют чай, а с ними ничего не происходит. Героини «Трех сестер» (Юлия Ткаченко, Ирина Олейник, Валерия Соколова) так и не уедут в Москву, и Иван Дмитриевич Громов (Александр Бондаренко) из «Палаты номер 6» не закончит свой бесконечный диалог с доктором Рагиным (Дмитрий Джуринский), и бунт героев ранних рассказов режиссер обрывает на полуслове. Конфликт личности со средой заявлен, но театр не предлагает путей его разрешения. При всей разности характеров, у героев спектакля одна общая черта - они не состоялись. Причину - быт заел или просто не захотели - режиссер отдает на откуп зрителям, которые сами должны найти ответ на самый чеховский вопрос.

Мариупольский республиканский академический русский драматический театр показал грустную комедию «Человек, который платит» по пьесе И. Жамиака. Известный сюжет про некоего мсье Амилькара (Александр Арутюнян) разворачивается на фоне Парижа. Актриса Лариса Колесник, выступившая в роли режиссера, уловила грусть, которая прорывается через видимость благополучия. Оставшаяся без новых ролей Элеонора (Анна Архипова), безработный нищий художник Машу (Алексей Верещак), юная проститутка Виржиния (Мария Мусиенко) оказались в непростой жизненной ситуации, поэтому и согласились по контракту сыграть жену, друга и дочь Александра Амилькара. Причины на такой поступок есть у всех персонажей, в спектакле они намечены контуром, разговор не о том. Роли, однако, играются с трудом, диалоги поначалу выстраиваются натужно, фальшь пробивается в самых, казалось бы, бытовых ситуациях. Они все мечтают о несбыточном, пока «театральные чувства», прописанные в контракте, не прорастают в жизнь. Гордая Элеонора, чувствуя себя желанной, влюбляется по-настоящему, пошлячка Виржиния превращается в студентку-интеллектуалку, послушного, очаровательного ребенка. А вот с другом Машу оказалось сложнее - он сам «переписал» свою роль, став преуспевающим художником. И, вполне естественно, не захотел доиграть до загадочного финала.

Композиция комедии не предполагает выхода в социальную среду. Правда, наступившая развязка - на реализацию замысла бухгалтер Амилькар присвоил деньги своей компании, и обман открылся - требовала некоего пояснения от театра. Режиссер же выбрала мелодраматический финал, когда чувства понарошку стали чувствами серьезными. Но главное, конечно, не финал, и не то, что театр привез на фестиваль пьесу откровенно бульварную. Важно, что тема - одиночество человека в современном мире - оказывается глобальной и рассматривается театрами с разных ракурсов и в разных жанрах.

Об этом же был спектакль «Красная каска» по пьесе Керен Климовски Гомельского городского молодежного театра. Старая сказка Шарля Перро про Красную шапочку переписана для современных тинейджеров. Режиссер Камиля Хусаинова поставила спектакль для тех, кто вырос и кто еще растет, то есть для детей и родителей. В семье девочки, прозванной в школе Красной Каской за то, что всегда носит подаренный бабушкой красный шлем, всё непросто. Молодые еще Мама (Ирина Шапетько) и Папа (Павел Конёк) видят только то, что хотят. А хотят они маленькую очаровательную принцессу, которая радуется шарикам, феям и единорогам, то есть традиционному девчачьему набору. Красная Каска другая. У Каролины Дроздовой она намеренно дерзкая и угловатая, актриса усиливает каждую ситуацию, делает свою героиню максимально колючей. Ей важно понять и собственные личные границы, и степень допустимости бунта, а главное - получить ответ на вопрос: любят ли ее родители. В диалогах с выдуманным другом Волком (Алексей Стрельченко), она пытается быть собой. Трудно получается, когда всё время приходится прятаться за маской. И как легко становится, когда узнаешь, что в детстве Мама тоже дружила с Волком, и родители готовы увидеть в тебе личность. В современном мире нужно научиться разговаривать. И слышать друг друга. На фестивале у юных зрителей этот спектакль имел колоссальный успех.

Фестиваль «Соотечественники» открыт для всех театров. Впервые сюда приехал театр кукол из Монголии - «Pro theatreсо» со спектаклем «Стрелок большой палец». Молодой коллектив, созданный в сентябре 2022 года выпускниками Яны Туминой из Санкт-Петербургского института сценических искусств, активно работает на площадке Русского дома в Улан-Баторе, показывает спектакли на русском и монгольском языках.

Свой спектакль молодые актеры играли в специально построенной в фойе юрте, чтобы познакомить маленьких зрителей Мордовии с традициями, бытом и культурой своего народа. В основе сюжета - старинная монгольская легенда. На хорошем русском языке Бабушка-рассказчица, древняя старушка, давно потерявшая счет своим годам (потом станет понятно, что Бат-Улзий Давасурен - актриса очень молодая) сказ ведет неспешно, где нужно и в героя превратится, и покажет с помощью бубна и маленькой куколки, как охотник Эрхий Мурген вызвался сбить семь солнц, что сжигали землю. У сказительницы в запасе оказалось много чудес - и вода закипала, и волшебный конь, заговоривший человеческим языком, становился активным помощником своему хозяину. Используя разные техники театра кукол - и теневой, и перчатку, и трость, режиссер-постановщик Анхбаатар Буд включает в партитуры современные, авангардные приемы музыкального оформления. И легенда про семь солнц, веселая сказка для маленьких зрителей, в отдельные моменты приобретала для взрослых дополнительный смысл, корнями уходящий в смеховую культуру скоморошества и «драматический ритуал» ранних игрищ.

«Самоубийцу» Николая Эрдмана сыграли гости из Юго-Осетинского государственного драматического театра им. К. Хетагурова. В пьесе, написанной в конце 20-х годов прошлого века, молодой режиссер Алексей Размахов показал современные социальные ритуалы, выведя на сцену обывателя Подсекальникова, а у Андрея Тедеева он человек неумный, трусливый, и его личная драма - в социальной неприкаянности. Герой Эрдмана банально не может или не хочет найти работу. Кому пришла в голову мысль, что из-за своих проблем Семен Семенович решил покончить с собой - неважно. Важно, что вокруг этого слуха завертелось целое действо. Мясник, писатель, священник, дамы, соседи, толпы незнакомых людей - все возмечтали получить свои дивиденды от смерти Подсекальникова. Эту разношерстную толпу режиссер повел не по пути их индивидуальных качеств, а попытался разобрать ситуацию массового психоза и механизма столь модного нынче пиара на близости к покойной знаменитости. Из вчера еще «лишнего человека» начинают делать знаковую фигуру. В его коммуналку ломятся толпы желающих приобщиться. Семен Семенович стал кумиром. Правда, ни он сам, ни его чувства, ни желания, ни страх перед приближающейся смертью никого, даже близких, особо не интересуют. Толпа, жаждущая кумира, самого кумира лишает индивидуальности. В его придуманной заново биографии нет места страданиям. «Он был...» звучит как панегирик тому самому человеку, который жил и продолжает жить.

В последний день фестиваля Ереванский государственный русский драматический театр имени К.С. Станиславского показал пьесу американского драматурга Дона Нигро «Люди. Звери. Обстоятельства». Через монологи, зарисовки, несложные этюды, разыгранные талантливо, умело, с допуском наивной имитации «жизни животных», режиссер Карен Нерсесян намечает темы, которые глобально волновали современный мир несколько лет назад. Здесь всё как у людей, несмотря на то, что герои прикрыты не только кличками - Боб, Джордж, Пенни, но и внятно сформулированной классификацией фауны: Утконос, Мышь, Сурок, Бурундуки и т. д. Звериные истории, казалось бы, сведенные к чувствам и инстинктам, вдруг заполняются страданиями, трагическим одиночеством, невозможностью договориться. Или массовым психозом, что страшно, или любовными заигрываниями, что смешно. Душевную растерянность режиссер умело прячет за иронией, и внутренний конфликт героя с собой или с действительностью - за узнаваемостью ситуации. Нерсесян умело отыскивает уязвимые места, но не бьет по ним со всей силы, а предостерегает, уберегая от боли, каждый раз рождая в зале сочувствие.

Разные по значимости, звучанию и качеству спектакли фестиваля собирали полные залы. Саранск - город театральный и очень гостеприимный. Организаторы фестиваля были на высоте, устроили интересную просветительскую программу, познакомили гостей с культурой Мордовии, показали, как живут и работают театры в республике. В общем, сделали всё, чтобы соотечественники полюбили мордовскую землю. А когда в финале зашел разговор о новом фестивале, все гости радостно зааплодировали - этот фестиваль сегодня особенно нужен.

Фотогалерея