Он и Царь, и Баба-Яга / Андей Епанешников (Сыктывкар)

Выпуск №4-264/2023, Лица

Он и Царь, и Баба-Яга / Андей Епанешников (Сыктывкар)

Артист Национального музыкально-драматического театра Республики Коми Андрей Епанешников отметил 50-летие. Известный в своей республике, любимый зрителями за яркие роли в спектаклях и телевизионных постановках, он награжден почетными званиями «Народный артист Республики Коми», «Заслуженный работник Республики Коми», лауреат Государственной премии Республики Коми в области культуры.

Многогранная творческая личность, Андрей Николаевич уже более 30 лет неизменно служит театру - единственному, чьи спектакли идут только на коми языке. Национальный музыкально-драматический театр в Сыктывкаре был основан в 1992 году и назывался Республиканским театром фольклора, полноценно оправдывая свое название. Тогда в основном ставились спектакли, возрождающие уходящую старину, и в этом была, да и по сей день есть великая цель этого театра - сохранить для современников национальные традиции, народный фольклор, историю, музыку и литературу. В то время основным костяком труппы стали студенты училищ искусств и культуры, которые затем, в 2006 году, практически всем коллективом окончили Ярославский театральный институт по специальности «артист драматического театра и кино». В 1992 году Андрей Епанешников тоже был студентом Республиканского училища искусств города Сыктывкара, где учился по специальности «актер драматического театра», и ему, высокому, харизматичному, с самого начала доверялись главные роли.

- Первый спектакль, конечно, вот здесь в сердце, - признается артист. - Это мой первый опыт. Спектакль назывался «Енколаяс йылысь поэма» («Поэма о храмах») и был посвящен событиям XIII века. Я играл парня, который почитал древних богов и боролся со святителем Коми земли Стефаном Пермским. С этим спектаклем мы впервые поехали за границу, в Финляндию, на фестиваль «Bomba». Мы, конечно, удивлялись такому названию. У города Нурмес была организована фестивальная деревня, вроде турбазы, территория, как музей, где можно было и отдыхать. В первый же вечер мы посмотрели спектакль на театральной площадке «Bomba house», в доме из толстых бревен, где был амфитеатр и небольшая сцена. Спектакль назывался «Куллерво». Я, как любопытный человек, сел в первый ряд в центре, чтобы очень внимательно смотреть, что будут играть финские артисты. Я тогда не знал, что это будет моноспектакль. Свет погас. Спектакль начался. Вышел длинноволосый, небритый молодой человек - как бродяга. На сцене из всех декораций было две чурки. Мне даже это показалось смешным. Но вдруг артист начал эти чурки со всей силы колоть, щепки стали лететь на зрителей. Сидевшая рядом моя коллега Таня схватилась за меня в испуге: у актера были такие глаза, будто вот-вот набросится на нас. И вдруг он остановился, поднял топор, пошел по центру между рядами и покинул зал. Длинная пауза. И тут зрители начали неистово хлопать и встали. Артист вышел, поклонился. Кто ж тогда знал, что и я сам буду играть героя эпоса «Калевала» Куллерво. А случилось это довольно скоро - через полгода, в октябре 1993-го. В отличие от того моноспектакля, у нас играли все артисты, такие же молодые, как я. С нами работала финский режиссер Синикка Тоссавайнен. А в следующем году мы повезли его вновь на этот же фестиваль! Случайности не случайны.

Коми театр ставит немало современных пьес, большинство авторов - коми. Это в основном сюжеты о деревенской жизни, но есть в репертуаре и произведения о городской интеллигенции и даже о периоде после 1812 года, когда в Коми проживали пленные французы. Интересная артистическая внешность, сценическое обаяние, умение серьезно работать над каждым образом позволяют Андрею Епанешникову исполнять множество главных ролей, особенно в комедиях: художник Антон Миков в «Ар - гӧтрасян кад» («Осень - время свадеб») В. Леканова, француз Мишель Канье в водевиле «Кабаре «Сыктывса кань» («Кабаре «Сысольский кот»), моряк Михаил Аллилуйя в «Льӧм пу дорын аддзысьлӧмъяс» («Свидания у черемухи») А. Ларева, дачник-неудачник Никанор в водевиле «Дачникъяс» («Дачники») Н. Щукина, алиментщик Виктор Павлов в «Зэв тешкодь морт» («Очень странный человек») А. Попова, добросердечный, но мнительный пожилой человек Чиган Вась в «Дона козин» («Дорогой подарок») и многие другие. Долгое время в репертуаре была комедия «Гӧтрась, пиӧ, гӧтрась» («Женись, сынок, женись») А. Попова, где Епанешников - сельский учитель Николай, родня которого мечтает, чтобы он поскорее женился. Спектакль получил Гран-при VIII Международного фестиваля комедийных спектаклей в Габрово (Болгария) в 2013 году.

Театр ставит не только произведения местных авторов, но и переводит известные пьесы на коми язык. Классика в национальном театре смотрится актуально и уместно, а для актеров участвовать в мировых «хитах» - дополнительный стимул. Андрей Епанешников сыграл Городничего в мюзикле «Петербургысь инкогнито» («Инкогнито из Петербурга») по мотивам «Ревизора» Н.В. Гоголя, главу семейства Пишту Орбок в водевиле «Садьмы да сьыв!» («Проснись и пой!») М. Дьярфаша, испанских дворян Альдемаро и Альбериго в комедии «Йöкты, муслун!» («Учитель танцев») Лопе де Веги, герцога Миланского Просперо в фантазийной трагикомедии «Бушков» («Буря») Шекспира.

Герои Андрея Епанешникова неизменно привлекают внимание зрителя: актер мастерски заигрывает с публикой, его обращенные в зал реплики часто получают ответ - настолько он «свой», с неповторимым авторским стилем. Есть в его разнохарактерном багаже и лирические образы: витающий в облаках собственной поэзии деревенский «чудик» Иван в лирической комедии «Тэ менам олӧм, менам шуд» («Счастье моё») А. Власова, холостяк Соров, которого любовь все же не обходит стороной в комедии «Му вежан лун» («Троица») Г. Юшкова. В мелодраме «Дзор кутш» («Орел седой») по рассказу В. Безносикова Епанешников предстает в образе старика, потрепанного судьбой и на склоне лет ищущего понимания и крова у бывшей жены и взрослой дочери. Исполнитель главной роли вызывает у зрителя полярные чувства - от жалости до гнева.

- Больше 30 лет я на сцене и до сих пор учусь. Слава богу, что этот процесс не останавливается, - рассказывает Андрей Николаевич. - За это огромная благодарность опытному, мудрому человеку - художественному руководителю театра, режиссеру большинства наших спектаклей Светлане Гениевне Горчаковой. Мы пришли в театр неопытными юнцами, но много учились на практике, получая от нее важные советы, много гастролировали как по республике, так и по России, и за границей.

Он с интересом работает над историческими персонажами. К примеру, князь Михаил Ермолаевич Чердынский в этно-мюзикле «Ыджыд Перым да Мӧскуа» («Пермь Великая и Москва», 2016) по исторической повести В. Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской» об исторических событиях в Коми крае. Роль одна из самых сложных в спектакле, поскольку это фигура историческая, что требует достоверного отношения к образу. Готовясь играть реального персонажа XV века, Епанешников смотрел документальные фильмы об истории Коми, изучал историческую литературу. В кульминационном моменте - диалоге с царем Иваном III - актеру нужно было уловить все тонкости характера и поведения героя, манеру держать себя. Сыграть так, чтобы зритель был уверен в стойкости и мудрости князя. Он сдержанно выслушивает обвинения царя в предательстве и иноверии, умеет отвечать Великому Государю, чем заслуживает его снисхождение. Хоть князь и был прощен царем и отправлен на родину управлять Пермью уже как наместник великого князя, агрессивная политика Ивана III не оставила ему никаких шансов сохранить суверенитет Перми Великой. И в этом трагедия достойного человека, которого с успехом воплотил на сцене Андрей Епанешников. Роль князя сложна еще и тем, что из его уст мы слышим пространные монологи, информативные и оценочные. Все события в Чердыни и Москве оцениваются им, мы видим его судьбу и судьбу его народа. Размышления князя Михаила - это раскрытие авторской идеи.

Среди работ артиста три значимые роли в постановке «Югыд кодзув» («Звезда неугасимая», 2018), основанной на отрывках из пьес и биографии выдающегося деятеля коми культуры Виктора Савина. Сквозь призму его произведений показана биография автора - человека, для которого радость творчества была Раем, а Адом стало необоснованное обвинение: за то, что он многое сделал для коми народа, Савина назвали буржуазным националистом и на многие годы отправили в ГУЛАГ, где и оборвалась его жизнь. Казалось бы, Андрей Епанешников играет роли из пьес Виктора Савина - это Урядник из «Шондi петiгöн дзоридз косьмис» («На восходе солнца цветок увял»), Апостол из «Райын» («В Раю»), Антус из «Инасьтöм лов» («Неприкаянная душа»). Но не тут-то было: перед зрителем разыгрываются шарады, и глубокая мысль постановки открывается перед теми, кто узнал образы, мастерски воплощенные артистом! Чтобы показать героев как можно ярче, артист изучал прототипы по историческим книгам, фильмам, фотографиям. Конечно, разгадать их поможет яркий образ Великого бога Саваофа, воплощенный молодым артистом Родионом Филипповым. В первые же секунды его появления зритель узнает Иосифа Сталина. То есть Рай - это уже вовсе не религиозное понятие. А праведники - не безгрешные души. Главная мысль спектакля - противостояние сил зла и Виктора Савина. Силы зла - правящая верхушка того времени и НКВД. «Правая рука» Сталина - Лаврентий Берия - спрятан за образом Апостола, который намеренно в спектакле не носит имени Петра или Павла. Внешняя схожесть, легкий грузинский акцент, манеры выдают нам Берию в Апостоле, принимающем Матвея, героя пьесы, в Рай. Урядник, появляющийся в первом акте в отрывке из пьесы «На восходе солнца цветок увял», - это не только оппозиция в образе героя Григория Сигерова, но и обыски, которые учиняли в доме Виктора Савина. Во втором акте Епанешников играет Хозяина Ада - Антуса. Тут всё еще страшнее: Ад - жернова НКВД, откуда выхода нет. Николай Ежов на посту наркома внутренних дел, действуя под руководством Сталина, стал одним из главных организаторов массовых репрессий 1937-1938 годов, известных как «большой террор». Период, на который пришелся пик репрессий советского времени, получил название «ежовщина». Андрей Епанешников, изучив хроники о Ежове, отозвался об этом действительно страшном деятеле так: «В жилах стынет кровь!» Артист воплотил образ Ежова-Антуса через грим, актерскую игру.

Одна из новых ролей - крупная и значимая: царь Иван IV Грозный в исторической драме «Василиса Мелентьева» А.Н. Островского (2023). Герой Андрея Епанешникова предстает не только государственным деятелем, который объединяет русские земли, укрепляет государственное единство, но и обычным человеком со своими слабостями и страхами. Интересно, что актеру удалось найти вполне логическое объяснение приступам царского гнева, его маниакальной подозрительности, граничащей с паранойей.

- Могучий человек, Иван Грозный до последнего своего дня боролся за Русь-матушку, - говорит артист. - В те времена бояре и князья пытались растащить государство в разные стороны, страна могла вернуться к феодальной раздробленности. А Иван Грозный крепко держал Русь в своих руках. Я выяснил, что в советские времена ученые провели экспертизу останков государя, и результаты оказались просто шокирующими: в них доза мышьяка превышена в 30 раз! То есть, его систематически травили смертельными ядами.

Еще стоит отметить, что Андрей Епанешников - штатная Баба-Яга театра. Вредная колдунья появляется в самых разных сказках: «Операция «Козъяс-зоръяс» («Операция "Ёлки-палки"», 2005) по пьесе Г. Горчакова, где идет в ногу со временем - звонит по телефону Змею Горынычу и Кикиморе, ставит на сигнализацию свою ступу; «Ёма да Чача» (2006) по коми-пермяцкому фольклору о приключениях девочки Чачи и Ёмы - коми Бабы-Яги; «Бедьпи» (2007) также по коми-пермяцкому фольклору о деревянном мальчике, которого у бабушки с дедушкой крадет хитрая Ягиня, чтобы перевоспитать своих ленивых дочек (сценарий к этим двум сказкам написал сам актер); «Выль вося шызьӧм» («Новогодний переполох», 2016), во время которого бойкая Баба-Яга - Ёма мешает Снегурочке и мальчику Вовке доставить Деду Морозу волшебную звезду. Шустрые, задорные бабушки-колдуньи хоть и запутывают своими проказами сюжет, но нравятся как детям, так и взрослым, к тому же они перевоспитываются к концу спектакля.

В свободное от работы над ролями время Андрей Епанешников записывает аудиокниги и пишет книги в жанре фантастики под псевдонимом Андрей Епаня.

- С возрастом каждый артист приходит к пониманию, что кроме актерского мастерства, накопленного с годами, хочется еще чего-то, новых граней, новых возможностей, и каждого бросает то в музыку, то в режиссуру, то в литературу, - делится своими размышлениями Андрей Николаевич. - В любом случае, артист ищет новые пути самовыражения в творчестве. Вот и я, приближаясь к своему 50-летию, почувствовал, что кроме сцены меня тянет к слову и звуку. Так, я уже пишу книги, записываю аудиокниги, и, наконец, дошел до видеокниги. Артисты и не только, каждый день работают со словом, и хорошо, когда под рукой есть полезный речевой тренажер, особенно, созданный на основе произведения нашего гения, народного классика Александра Сергеевича Пушкина - сказки «Руслан и Людмила». Видеокнига создана мной для чтения вслух и, очень надеюсь, будет полезна и на уроках литературы в школах, и для чтецов, и для каждого, кто хочет развить свою речь. Она будет в бесплатном доступе, и надеюсь, принесет пользу не только профессиональным чтецам, ораторам, но и людям других профессий. Я очень рад, что могу делиться своим актерским опытом и помогать другим становиться опытнее.

А мы поздравляем Андрея Епанешникова с юбилеем и желаем дальнейших творческих успехов и благодарного зрителя!

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея