"Статус - я здесь" / Кирилл Крок. "Театр надо любить. Причем вопреки". М., Театралис, 2022

Выпуск №4-264/2023, Книжная полка

"Статус - я здесь" / Кирилл Крок. "Театр надо любить. Причем вопреки". М., Театралис, 2022

Кирилл Крок. «Театр надо любить. Причем вопреки». М., Театралис, 2022

 

Название книги, как и цитату автора, послужившую заголовком к размышлениям, можно воспринять как парадоксы, а лучше - задуматься: так ли это? Почему любовь к театру должна быть вопреки и чему именно? Что значит определение статуса: «Я здесь», когда существуют социологические, психологические и другие, вполне научные формулировки статуса? А еще можно задуматься над очень важным вопросом: в чем разница между путем человека, предопределенным судьбой, и в какой именно точке сходится она с выбором того, кто устремился к окончательной убежденности в незаменимости дела, которому начинал служить, почти интуитивно...

По мере прочтения книги Кирилла Крока, директора Государственного Академического театра имени Евг. Вахтангова, широко известного не только в России, вопросы сами по себе начинают отпадать. А читается эта прекрасно, со вкусом и изяществом изданная книга (дизайн М. Макеева) буквально взахлеб! Она написана просто, увлекательно, без излишнего пафоса или нравоучений тем, кто придет к этому невероятно трудному призванию. Ведь директором «по профессии» в любой области нередко бывают назначенцы со стороны (как, к слову, был и Кирилл Крок, превзошедший все ожидания вышестоящих товарищей, но накопивший немалый директорский опыт в театре «Модернъ» и в Учебном театре Школы-студии МХАТ), нередко не понимающие, чем отличается театр от завода или любого крупного предприятия, а порой - не переступавшие прежде порог театра даже как зрители. Или артисты, взваливающие на себя эту ношу, включающую абсолютно все без исключения сферы, но сосредоточенные только на творческой составляющей. Или режиссеры, не очень представляющие себе экономические, юридические, инженерные и прочие необходимые знания.

Автор книги «Театр надо любить. Причем вопреки» начинает свое жизнеописание с ранних лет, когда в театральной студии Дома пионеров и Театра Юных Москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах, откуда вышло немало известных артистов, ощутил, что его все больше тянет от игры к обслуживанию спектаклей: подготовка костюмов, монтировка декораций, освоение звука и света. «И я с удовольствием включился во все эти организационные дела, - пишет Кирилл Крок. - Мне всё это так нравилось! Наверное, уже в ту пору, не осознавая этого до конца, я нашел свое призвание». Закончив по настоянию родителей Всесоюзный финансово-экономический институт по специальности юриспруденция, продолжая при этом служить монтировщиком в Московском ТЮЗе, затем в Молодежном театре на Полянке, где пришлось овладеть специальностями бутафора, осветителя и звукорежиссера, потом в небольшой цирковой компании, Крок пришел в 1999 году в театр «Модернъ», возглавляемый Светланой Враговой. Начав трудиться в этом коллективе заведующим постановочной частью, через довольно непродолжительное время Кирилл Игоревич стал директором-распорядителем.

И постепенно появилось и стало укрепляться ощущение того самого «вопреки», что стало частью заголовка его книги. Никто из нас не в праве разбираться в долго зревшем конфликте талантливых каждого в своем деле художественного руководителя и директора. Скорее всего, это возникло из-за резкого различия темпераментов и чувства внутреннего ритма театральной жизни. Кроку необходимо было бурление: легендарные спектакли (а они помнятся до сей поры!) должны были жить долго, но постоянно должны были выпускаться новые, всюду должны были с утра до ночи репетировать, играть, фонтанировать идеями. Этого не было, хотя «Модернъ» своей изысканностью не только спектаклей, но и интерьера, необычностью репертуара, актерскими работами привлекал множество зрителей.

«Несмотря ни на что, - пишет Кирилл Крок, - я вспоминаю театр «Модернъ» с благодарностью и даже с любовью. Непростой опыт, полученный в его стенах, закалил меня, сделал сильней и выносливей». И, конечно, этот опыт сыграл важную роль, когда ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский по рекомендации знакомого пригласил Кирилла Игоревича Крока на должность руководителя художественно-постановочной части. Выпуск дипломных спектаклей студентов оказался под угрозой срыва, и, поставив условие, что он остается в «Модерне», Крок согласился. Через полгода Смелянский предложил ему стать директором Учебного театра. Кирилл Игоревич отказался не только по причине работы в «Модерне», уходить из которого не хотел, а и по причине запущенного состояния Учебного театра («Быть директором там, где облезлые стены и драный линолеум, я не могу. И не хочу»). Но Анатолий Миронович Смелянский славился тем, что мог уговорить любого - так начался ремонт, обернувшийся работой в Школе-студии под руководством Смелянского...

А в один прекрасный день Кроку позвонил Римас Туминас, недавно назначенный в Театр Вахтангова, с просьбой проконсультировать его по вопросу грантов. И вскоре после этого пригласил на работу - директором Вахтанговского театра. Благословение министра культуры РФ было получено сразу.

Здесь пора прервать подробный пересказ увлекательной книги и перейти к ярким, очень просто, но с любовью и глубокой привязанностью написанным портретам артистов, имена которых известны и любимы всеми и каждым. И о столь же сильной любви и привязанности к Делу, которому Кирилл Крок служит более десятилетия. Приходилось преодолевать немало трудностей, естественным образом возникающих, когда в сложившийся коллектив приходит новый человек, которому надо познакомиться не только со своей командой, но и с хозяйством в целом. Хозяйством большого государственного театра, со своим сложившимся внутренним уставом, репутацией и... людьми, далеко не всегда принимающими деловитость, идеи усовершенствования, сам ритм существования человека, пришедшего сохранить или в корне изменить сложившуюся жизнь.

Это всегда непросто, но азарт преодоления - одна из характерных черт Кирилла Крока. Он - один из тех, о ком принято говорить: «Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». Сменив команду, большая часть из которой ушла по собственному желанию, Крок через множество препятствий завершил долгострой Новой сцены и открыл уютное пространство, в котором и артисты, и зрители чувствуют себя прекрасно; постепенно возникли еще несколько сцен; очистились и обновились закулисная и зрительская части, осуществилась масштабная, казавшаяся невыполнимой идея открытия музея в квартире Евгения Богратионовича Вахтангова, для которой родственники легендарной первой Турандот, Цецилии Львовны Мансуровой передали в дар театру обстановку ее кабинета; открылся Дом-музей Вахтангова во Владикавказе; Театр Рубена Симонова, находящийся неподалеку от главного здания театра, созданный Евгением Симоновым на базе выпущенного им курса в Театральном училище имени Б. Щукина стал частью имущественного комплекса Вахтанговского; были созданы и установлены памятники самому Е.Б. Вахтангову и выдающимся мастерам его школы: Юрию Яковлеву, Владимиру Этушу, Василию Лановому.

Всех осуществившихся планов и мечтаний Кирилла Игоревича Крока не перечислить. Да и вряд ли стоит это делать - о них знает не только столица, но и вся страна. А сам он стал авторитетом и примером для многих. Казалось бы, читать о ремонтах, реконструкциях и прочих подробностях далеко не каждому интересно, но книга написана настолько живо и увлекательно, что и не замечаешь, как «проглатывается» страница за страницей. А когда наступает очередь глав о легендарном спектакле «Пристань», о Юрии Любимове, Юрии Яковлеве, Василии Лановом, Людмиле Максаковой, Галине Коноваловой, Владимире Этуше, Юлии Борисовой, Римасе Туминасе, отношения с которым, по словам Крока, «никогда не укладывались ни в одну из существующих схем», - погружаешься в повествование всей душой: настолько тепло, глубоко по-человечески, нежно и преданно пишет автор об этих людях, что комок к горлу подступает, и звучит в памяти финальная музыка «Пристани» Фаустаса Латенаса «Miserere»... И уход Туминаса из Вахтанговского, и продолжающиеся отношения с неизменной поддержкой друг друга, потому что «разрушить всё, что есть, очень просто. Построить - безумно сложно, а иногда нереально»...

Признаюсь, мне довелось мало читать в жизни книг именно директоров театра, а запомнились лишь Дневники директора Императорских театров А.В. Никитенко, увлекательные, но в достаточной мере строгие по стилю, тщательные в отборе деталей, моментами излишне политизированные. Они интересны едва ли не в первую очередь как памятник эпохи. Книге Кирилла Крока предначертано стать памятником лет через 50 или даже 100, но она станет им, живым и страстным свидетельством времени, пропущенном через одну судьбу, но отразившим судьбы множества людей. Даже последняя глава книги «Театр надо любить. Причем вопреки», названная «Из дневника директора», написана без пафоса, скорее, как монолог, обращенный к нынешним и будущим коллегам по призванию, где ключевым словом становится именно «призвание» с точно определенной задачей: «Всегда и любыми путями стараться находить золотую середину между двумя крайностями - бюрократическим порядком и художественной анархией». И еще одно важное правило: «Я отношусь к театру как, если хотите, к живому организму, который нужно каждый день обихаживать. Нельзя сюда приходить с мыслью: «Я пришел и строю заново». А ты уверен, что вправе строить? А ты уверен, что твое строительство завершится успехом? И ты точно знаешь, что оно нужно этому дому? К таким процессам в театре надо очень тонко и аккуратно подходить, ничего не ломая».

Наверное, именно в этих внутренних монологах, воплощающихся в реальное дело, и возникает новое и очень точное определение статуса человека - я здесь!..

Фотогалерея