Двойной юбилей / Санкт-Петербургский театр имени Андрея Миронова

Выпуск №4-264/2023, Портрет театра

Двойной юбилей / Санкт-Петербургский театр имени Андрея Миронова

Осенью 2023 года Санкт-Петербургский театр имени Андрея Миронова - первый российский контрактный репертуарный театр отметил двойной юбилей. Театр был создан благодаря невероятному энтузиазму и таланту Рудольфа Фурманова, которому 22 октября исполнилось бы 85 лет. 1 ноября театр отметил 35-летний юбилей.

Но всё началось не 35 лет назад, а гораздо раньше, с мечты мальчика, безумно влюбленного в театр. Молодому человеку с плохой дикцией, которую не смогли исправить никакие логопеды (во время блокады рядом упала бомба), казалось, не грозила актерская карьера, но это не помешало Рудольфу Фурманову стать уникальным советским антрепренером и все-таки играть на профессиональной сцене. В качестве антрепренера он возил по всей стране многих великих актеров ХХ века - от Николая Симонова до Андрея Миронова, устраивал творческие вечера Георгия Товстоногова, дружил с Аркадием Райкиным. Все имена перечислить невозможно. По его подсчетам он провел за свою жизнь более пятидесяти тысяч концертов. Во многих концертах подыгрывал самым именитым актерам, с детства снимался в кино, это и была его актерская школа.

Уже на сцене созданного театра Фурманов сыграл множество самых разных ролей. В лучших традициях психологической актерской школы был создан трогательный образ гипнотизера в спектакле «Детектор лжи», Незнакомец в «Пучине» - почти фаустовский Мефистофель, искуситель главного героя, трагикомический Гросман в «Плодах просвещения». А в спектакле «Ах, какая это была удивительная игра!» он играл самого себя - Рудольфа Фурманова, беззаветно влюбленного в магическое искусство театра.

Театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова вернул скомпрометированному слову «антреприза» его первоначальное значение. Новая модель - негосударственный репертуарный театр с контрактной труппой выдержала испытание временем. Театр открылся 1 ноября 1988 года театрализованным представлением «Что тебе подарить» с участием Николая Караченцова. Одними из первых премьер стали спектакли, поставленные актрисой и режиссером Людмилой Шуваловой «Старомодная комедия» А. Арбузова с Алисой Фрейндлих и Владиславом Стржельчиком (1991) и «Любовные письма» А. Герни (1992) с Андреем Толубеевым и Екатериной Марусяк, спектакль-исповедь «Откровения Иннокентия Смоктуновского» (1993).

Фурманов, влюбленный всю жизнь в актеров, набирал в свой театр на контрактной основе замечательных мастеров сцены, предлагая им роли в лучших произведениях русской и зарубежной классики. Уже почти 15 лет Сергей Барковский блистательно играет Чарноту в спектакле «Бег» и Онуфрия в «Днях нашей жизни», Сергей Русскин, сыгравший Плюшкина в знаковом для театра спектакле «Мертвые души», продолжает удивлять в роли Иудушки Головлева, а теперь уже и в роли шекспировского Клавдия. Замечательный актер Петр Семак радует зрителей в ролях Шейлока в «Венецианском купце» и Ясона в «Медее» (за эту роль актер был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»).

Невозможно забыть ушедших из жизни Леонида Неведомского и его роли - Захара («Обломов») и Жана Вальжана («Отверженные»), Сергея Дьячкова Хлудова в «Беге» и в других спектаклях, Ирину Волгину, создавшую много разноплановых образов, Ларису Леонову, блиставшую в спектакле «Баба Шанель». И сейчас в этом спектакле по пьесе Николая Коляды в постановке Юрия Цуркану занято целое созвездие лучших петербургских актрис «старой актерской школы» - Татьяна Пилецкая, Вера Карпова, Ирина Соколова, Татьяна Захарова, Валентина Панина, Анна Твеленева. В спектакле «Дон Кихот», премьера которого состоялась сразу после юбилея, в главной роли на сцену театра имени Андрея Миронова впервые вышел актер Малого драматического театра Сергей Курышев, а в роли Санчо Пансо актер театра «Лицедеи» Анвар Либабов.

В 1993 году состоялась премьера спектакля «Мертвые души» с оригинальными декорациями и уникальными масками, получившего премию СТД РФ «За новаторскую режиссуру» и диплом Первого фестиваля русского театра в Париже, ставшего знаковым и легендарным для театра как «Чайка» для МХАТа, или «Принцесса Турандот» для Театра имени Евг. Вахтангова. Три актера - Сергей Русскин, Николай Дик, Алексей Федькин, меняясь масками, которые были сделаны из синтетического латекса почти вручную, исполняли в спектакле все роли.

Тогда театр еще не имел своего дома, и как все молодые театры показывал спектакли на разных площадках. Но в петербургских архивах Фурманов нашел документы, в которых значилось, что дом 75 по Большому проспекту Петроградской стороны, знаменитый «Дом с башнями» архитектора Белогруда до революции принадлежал деду Андрея Миронова, и со свойственным ему энтузиазмом и энергией отправился «сражаться за мечту». Театру было отдано здание бывшего кинотеатра «Арс». 17 октября 1996 года состоялось открытие сцены «Русской антрепризы» в «Доме с башнями». На открытии Мария Владимировна Миронова перерезала ленточку у входа в театр имени ее сына, и театр приобрел свой настоящий уютный дом.

За эти годы зрительское фойе, да и не только фойе, а все уголки театра с большой любовью превращались в своеобразный театральный музей. Фотографии актеров, с которыми работал Фурманов, старые афиши, картины Николая Симонова, фотографии и макеты нынешних спектаклей, уникальный игровой занавес спектакля «Отверженные», витражи с чеховскими персонажами и картины Юрия Соловья, посвященные актерам прошлого в театральном буфете. Отдельный зал посвящен Андрею Миронову. Здесь с особой любовью собраны не только фотографии и портреты актера, стоит пианино с нотами музыки из его спектаклей, но есть даже большой красивый аквариум - по гороскопу знак Андрея Миронова «Рыбы». Памятью об этом уникальном актере дышит всё - большой портрет встречает при входе театра, тут же можно прочитать историю этого дома. В фойе на втором этаже красный костюм Фигаро из судьбоносного спектакля Миронова. Теперь в этом фойе располагается и экспозиция, посвященная Рудольфу Фурманову - его гримировальный столик и театральные костюмы.

Легендарный спектакль «Мертвые души» украшал афишу более двадцати лет, а в 2022 году режиссер спектакля Влад Фурман выпустил новую редакцию гоголевского произведения, где также, меняясь масками, роли исполняют уже шесть актеров нового, молодого поколения театра - Александр Васильев, Филипп Чевычелов, Евгений Бойцов, Вадим Франчук, Дмитрий Кушнерев, Михаил Черкашин. Основной костяк нового молодого поколения контрактной труппы сформировался в работе над спектаклем «Медея» в постановке Влада Фурмана. Ведущая актриса театра Нелли Попова вместе с ансамблем молодых актеров и актрис - Анастасией Квитко, Елизаветой Кафиевой, Полиной Севастьянихиной, Павлом Филипповым, Александром Васильевым и другими каждый раз взрывают зал мощной энергетикой древнегреческой трагедии.

Основу репертуара театра составляют произведения русской и зарубежной классики, но и современной драматургии тоже находится место в афише. Давнее сотрудничество связывает театр с драматургом Василием Сигаревым. Его пьеса «Гупёшка» была впервые поставлена на сцене Театра имени Андрея Миронова.

Уже два года художественным руководителем театра является Влад Фурман - ученик Георгия Товстоногова, поставивший в театре около тридцати спектаклей, бережно сохраняющий его традиции. После ухода из жизни Рудольфа Фурманова по-прежнему 8 марта в день рождения Андрея Миронова вручается национальная актерская премия «Фигаро». Выходят новые выпуски телевизионной Театральной гостиной. Выпускаются новые спектакли.

Двойной юбилей отметили праздничным спектаклем «Живые души», в котором была представлена история театра и его сегодняшний день. В спектакле приняли участие актеры контрактной труппы и московские гости - лауреаты премии «Фигаро», друзья театра. В этот вечер на небольшую сцену «Дома с башнями» на Петроградской вышли 54 актера и шесть режиссеров, представившие все разнообразие его театрального репертуара. Ведущими праздника стали те самые гоголевские персонажи знакового спектакля образца 2022 года.

С добрым юмором актеры комментировали историю театра и всю разнообразную палитру театрального репертуара, в котором находится место и психологическому постижению классики - 14 спектаклей поставил на этой сцене еще один ученик Георгия Товстоногова Юрий Цуркану, и яркой театральности - в афише театра романтический «Рюи Блаз», изящная «Дама-привидение», легкая «Соломенная шляпка» - постановки Вадима Мелкова-Товстоногова. Разные по жанру спектакли Евгения Баранова - актера, давно и успешно занимающегося режиссурой. Театральный эксперимент - в репертуаре «Мадам Бовари» Андрея Жолдака, а одну из своих последних ролей - Шпака Рудольф Фурманов сыграл в спектакле «Одиссея 1936» по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», поставленном Константином Богомоловым.

При всем разнообразии репертуара театр хранит в себе «мироновское ощущение» - пронзительное проникновение в глубину и драматизм классики и ярко искрящуюся, опьяняющую как глоток шампанского театральность. Всё, чем отличались лучшие актерские работы Андрея Миронова.

«Мне понравились слова актрисы Ольги Остроумовой, сказанные в этот вечер, - говорит художественный руководитель театра Влад Фурман. - "На этой сцене выступили совершенно разные артисты, объединенные одной верой". Мы разные, но мы объединены этой верой в театр Рудольфа Фурманова. Он работал с великими актерами разных школ, заявившими о себе как личности и бесконечно преданными своему делу. И в свой театр он приглашал людей той же группы крови, тех, кто был предан театру, культивируя эту преданность и самоотдачу. В наш контрактный театр артист приходит работать. Наш театр - дом, но дом, в котором всё проверяется уровнем самоотдачи. Спектакль, который мы сейчас выпускаем - «Дон Кихот», - живое продолжение принципов, заложенных нашим создателем. Нам есть что сказать, собрав всю энергетику нашего коллектива, мы развиваемся, и мы готовы идти дальше».


Прошло немного времени, и мне посчастливилось побывать на премьере...


Этот безумный, безумный мир...

В центре спектакля Санкт-Петербургского театра Русская антреприза имени Андрея Миронова один из главных образов мировой литературы. Дон Кихот, Гамлет, Фауст, Дон Жуан больше, чем литературные герои - культурные архетипы, дающие повод для осмысления вечных отношений человека и мира. После театральной рефлексии над важнейшим вопросом философии - «быть или не быть» в «Гамлете» в своей следующей работе режиссер Влад Фурман обратился к «Дон Кихоту» - Рыцарю Печального Образа. Пьесу на основе бессмертного романа Сервантеса написал Олег Богаев. В новом спектакле режиссер стремился передать не сюжет, а дух романа, раскрыть болевые точки времени.

В роли Дон Кихота артист Малого драматического театра Сергей Курышев, глубокий тонкий актер классической «школы переживаний». В роли Санчо Панса Анвар Либабов - известный по театру «Лицедеи», яркий актер «школы представления». Режиссер объединил этих разных актеров в знаковом дуэте, где находится место философским размышлениям, исповедальным откровениям и снижающим забавным комментариям, реакциям, театральной игре, и, несомненно, выиграл. Дуэт Курышев-Либабов - удивительный пример понимания и сценического общения, актеры, дополняя и раскрывая друг друга, показывают в спектакле высший уровень театрального партнерства.

Всё начинается с пролога: в синем облаке театрального дыма появляется фигура рыцаря в железных латах, поднимающаяся по лестнице. Огромный красный плащ, который тянется за ним, закрывает почти всю сцену. Красная струящаяся ткань, больше напоминающая театральный занавес, прикрывает до времени маленького человека на железной кровати. Он, погруженный в книгу, не замечает ни окружающей фантастической действительности, ни назойливых насекомых (есть тут и эта пародийная пантомимическая миниатюра, виртуозно исполненная актерами театра), ни пришедших за ним инквизиторов. Пролог или увертюра к истории интеллигентного человека, начитавшегося книг и отправившегося спасать человечество.

Нельзя не отметить работу художника-постановщика и художника по костюмам Галу Филатову, художника по свету Евгения Гинзбурга.

Рыцарские латы и доспехи, которые не раз появятся в спектакле, сделаны из особого, пусть и облегченного, железа. Синяя завеса театрального дыма, обволакивающая сцену, тоже какого особого высшего качества, создающая особую мистическую загадочную атмосферу. Действие происходит под сводами-арками то ли испанского замка, то ли склепа, то ли подвала инквизиции. Справа, в углу сцены, вешалка с костюмами, гримировальный столик с зеркалом, именно тут будет происходить превращение скромного идальго и ничем не примечательного «хлебопашца» в рыцаря и оруженосца.

Композитор Сергей Верховцев создал замечательную музыку, в которой нашлось место даже опере, мюзиклу, водевилю и пародии. После такого красочного пролога, как чертик из шкатулки, выныривает бойкий «ведущий» в традиционном испанском костюме простолюдина. Александр Васильев, исполняющий эту роль и еще несколько ролей (как и другие актеры в этом спектакле), легок, пластичен, выразителен и узнаваем. Он объявляет начало концерта эпохи Возрождения, оговорившись, назвав ее поначалу эпохой Вырождения. Дон Кихот, отправившийся спасать мир, конечно, безумен, но безумен он потому, что безумен сам мир, распавшийся в хаос.

Виктор Шкловский писал о том, что «Дон Кихот», нарушающий все нормы повествовательной литературы, само воплощение безумия, сборник нелепиц, которые обильно сдобрены философскими отступлениями, Борхес же назвал его первым постмодернистским романом. Культовое произведение Сервантеса, в корне изменившее европейскую литературу, по количеству изданий, уступает только Библии, его основные сюжетные линии и мотивы известны каждому.

Авторов спектакля интересует не последовательное воспроизведение всем известного сюжета (хотя и борьба с ветряными мельницами и прочие подвиги Дон Кихота тут есть, как и история незадачливого губернаторства Санчо Пансы), а сама пестрая картина мира, в котором есть место и комедии, и фарсу, и настоящей человеческой трагедии.

Пластическая миниатюра, рассказывающая о посвящении в рыцари хозяином таверны «Веселый осел» (Александр Васильев). Забавный монолог простодушного погонщика быков (Филипп Чевычелов), искренне непонимающего, почему на него «напал» Дон Кихот. Купец из Жироны (Михаил Черкашин), с изящным номером в стиле музыкального варьете со своими непревзойденными местными красотками (Елизавета Кафиева, Анастасия Квитко, Синьсюй Ли), которых Дон Кихот отказался признать самыми прекрасными в мире. Освобожденные каторжники (Максим Кисин, Вадим Франчук, Филипп Чевычелов, Павел Филиппов), поющие целые «арии», убившие надсмотрщика и избившие своего освободителя. Жестокая история мальчика Андреаса, разыгранная средствами кукольного театра (Максим Кисин). Мельница, оборачивающаяся худеньким человечком в смирительной рубашке (пронзителен в этой роли Павел Филиппов). Есть даже цирковой номер, венчающий один из монологов. «Звезда упала, надо загадать желание», - скажет Санчо, а это упала и разбилась цирковая акробатка (Анастасия Квитко). И конечно, незабываемая сцена с губернатором, реплика к рассказу о губернаторстве Санчо, разыгранная в стиле клоунов Феллини, в котором так отчетливо прозвучало лицедейское начало Анвара Либабова.

Если Дон Кихот отправляется в свое рыцарское странствие из-за самых высоких побуждений, то Санчо сопровождает его с вполне конкретной материальной целью - ему нужен остров, в котором он будет сам себе хозяин. Жена Санчо (Нелли Попова) - разыгрывает миниатюрную сценку, как упрямый ослик послушно идет за морковкой, привязанной перед его носом к палке. Небольшая, но очень важная актерская зарисовка, в этом женском образе есть и бытовая приземленность, преданность, и просто обычная любовь - на обычном житейском уровне.

Тем выразительней другая крайность - неземная любовь Дон Кихота, идеал и сама одухотворенная поэзия в лице Дульсинеи Тобосской.

Дульсинея (Полина Севастьянихина) в этом спектакле, одетая в пестрое трико, ходит на пуантах, играет на саксофоне и пианино, поет песню собственного сочинения, рассуждает о том, что ей не нравится быть чьим-то идеалом и жить в чужих фантазиях. Но в конце спектакля, словно вынырнув из этих фантазий, уже после смерти Дон Кихота скажет очень простые и значимые слова о любви, в которых, может быть, и есть хотя бы небольшая надежда на то, что не всё в это мире потеряно.

Пестрые части единого пазла, калейдоскоп, многообразная картина мира.

К концу спектакля усиливается драматизм действия. Подвиги Дон Кихота оборачиваются еще большими несчастьями, и зло кажется непобедимым. От комических и подчас нелепых ситуаций вдруг возникает поворот к подлинной трагедии. Это три человеческие истории - исповеди трех героев, пронзительно рассказанные актерами.

Несчастного, отчаявшегося влюбленного, который, несмотря на все усилия, не смог преодолеть жизненные препятствия, разделяющие его с любимой (Петр Логачев). История всеми гонимой Марселы (Елизавета Кафиева), из-за безответной любви к которой покончил с собой несчастный юноша. Трагическая история «вечного пленника» (Максим Кисин), в котором слышны отголоски нелегкой судьбы самого Сервантеса, получившего тяжелые ранения в бою и изведавшего все тягости плена. Три монолога об одном - безвыходных ситуациях, которыми полон мир и из плена которых невозможно вырваться.

В конце спектакля вся многоликая толпа персонажей Сервантеса неистово и безуспешно бьется о железную непробиваемую сцену. Смерть Дон Кихота будут оплакивать родственники, а Санчо и его жена порадуются, что завещание было составлено в их пользу. Но театр не захочет закончить спектакль на этой безнадежной ноте. Вспомнив параллель, которую современные философы проводили, роман и героя Сервантеса с еще одним вечным текстом, тот же неугомонный Ведущий поведает, что он знает нечто большее, что осталось за скобками сюжета.

А именно, что пришедшие к гробнице Дон Кихота, не увидели его тела. А это значит, что воскресший Дон Кихот не оставит этот мир в унылой темноте безнадежности.

 

Фото Владимира ПОСТНОВА, Юлии БЕЛОКРЫС

предоставлены театром


Фотогалерея