Другая реальность / Владимир Лепко (Москва)

Выпуск №4-264/2023, Вспоминая

Другая реальность / Владимир Лепко (Москва)

К 125-летию со дня рождения народного артиста РСФСР Владимира Лепко

 

Давно я стала задумываться о том, что так притягивает некоторых из нас идти в актеры? Смотрела на детей и поражалась: как они умеют играть, как верят в эти, ими самими придуманные обстоятельства... Пекут куличи из песка, плачут над больной куклой, ходят на четвереньках и лают! Недаром говорят, что переиграть детей невозможно. Но с возрастом люди забывают об этом, взрослая жизнь предъявляет им другие обстоятельства. И только некоторые из нас, в основном, люди творческие, актеры, писатели, поэты и музыканты сохраняют в себе эту удивительную особенность как бы уходить на время в другую реальность. Вот тут и открывается истинный талант: не только самому верить, но и уводить за собой других! Зрителей, слушателей, читателей уводить в свой уникальный творческий мир. В этом Мире и рождаются гениальные режиссеры, актеры, композиторы, поэты. И всё начинается с детства.

Мой отец Владимир Алексеевич Лепко родился в семье, где звучала музыка, шутки, смех! И хотя мой дед, Алексей Иванович Лепко, был инженером и занимался электрификацией железных дорог России, в доме была необыкновенно веселая творческая атмосфера. Дед играл на рояле, пел шуточные песни и увлекал в свои игры детей. Так что Володя с ранних пор начал читать произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, пародировал своих друзей и даже пытался делать цирковые трюки! И еще, пожалуй, одно из главных обстоятельств, которое повлияло на характер и весь жизненный Путь моего отца, это атмосфера огромной любви между родителями! Любви, которую дети наблюдали постоянно, и в которую тоже были вовлечены!

Эту любовь мой отец сохранил в своей душе на всю жизнь и щедро дарил ее всем окружавшим его людям. Прежде всего моей маме и мне! Я купалась в этом потоке его любви и продолжаю ощущать ее и сегодня, хотя со дня его ухода прошло уже шестьдесят лет...

Уже в шестнадцать лет Володя Лепко начинает играть в любительских спектаклях. Он ездит по разным городам и уже тогда видит огромную разницу между настоящим Театром и пошлостью, порой звучащей со сцены.

Разочаровавшись, он решает идти на фронт! В разгаре Первой мировой войны, в Брусиловском прорыве, Владимир получает ранение и попадает в госпиталь в Красное село под Петербургом. При госпитале имелся театр и, разумеется, он начинает там участвовать в некоторых спектаклях. Неожиданно Судьба делает ему подарок! В госпиталь навестить раненых приезжают великие актрисы Императорского театра О.О. Садовская и Е.Д. Турчанинова. Их приглашают на спектакль, в котором играет Владимир Лепко. После спектакля Садовская подошла к нему и сказала: «Из вас выйдет большой толк. Вы очень способный человек. Только вам следует обратить серьезное внимание на профессию актера, по-настоящему начать заниматься ею».

Это и впрямь был подарок! С этого момента отец обретает веру в себя и решает, что только Театр и будет для него главным смыслом в Жизни. Он снова начинает работать в разных коллективах, на него обращают внимание, как на подающего большие надежды молодого актера. Но обстановка в стране чудовищная. После войны разруха, голод, революция. Семья пытается выжить благодаря Алексею Ивановичу, который продолжает работать на железной дороге. Они едут в Елец, но в поезде вся семья заболевает тифом. Их кладут в бараки, где Алексей Иванович умирает. Владимир чудом остается жив! Но теперь он становится главой семьи и кормильцем. Он начинает работать помощником машиниста на железной дороге. Но, к счастью, в Ельце есть люди, так же одержимые театром, как Владимир. Там существует секция Художественного просветительского кружка под руководством С.Г. Устинова. Они вместе начинают ставить пьесы, писать декорации. После работы отец бежит туда, где из двух домов и амбара строят летний театр. Открытие состоялось 11мая 1919 года.

Я часто задумывалась о том, что заставляло людей во времена Гражданской войны, разрухи, голода приходить в эти сколоченные амбары, сидеть на скамейках и смотреть на сцену, где такие же полуголодные и нищие их собратья лицедействуют, разыгрывая сцены из жизни? И не только потому что смех, звучащий в зрительном зале, дает возможность расслабиться и забыть о реальности. Но задуматься и, возможно, найти ответ на главный вопрос - кто мы? Театр - это осознанный уход в другую реальность!

В 1921 году вся семья переезжает в Петроград. Начинается долгое путешествие Владимира Лепко по разным сценическим площадкам. Он ищет свой Театр, а главное - он ищет себя как актера. Спустя долгие годы, отец писал о том, как много должен уметь актер. Он занимался тяжелой атлетикой, плаванием, боксом, стрельбой, балетом! Писал, что для работы в комедии нужна постоянная тренировка. Он и голосом владел великолепно.

Осенью 1924 года он вступает в труппу театра «Кривое зеркало», руководил которым А.Р. Кугель. Для отца этот театр оказался прекрасной школой. С первой роли Беппо, сыгранной им по мотивам новеллы Боккаччо, он обратил на себя внимание всей труппы. Великолепно играл в пантомимах и балетных миниатюрах. Далее он получает роль жениха в пародии «Оформление быта» К.С. Мазовского и имеет огромный успех. О нем пишут в газете «Вечерняя красная Москва»: «...Герой этого спектакля, несомненно, Лепко, актер, которого проглядели. Одно появление в этой пьесе Лепко-Жениха вызывает гомерический хохот».

В «Кривом зеркале» им было сыграно большое количество ролей, причем не только острохарактерных. Что касается гримов в создаваемых им образах, то сказывалось умение рисовать, ведь он окончил школу живописи и ваяния. А какие великолепные карикатуры рисовал отец на своих друзей! Подводя итог его работе в «Кривом зеркале», можно сказать, что этот театр стал для Лепко прекрасным трамплином.

В 1931 году по приглашению директора Московского Мюзик-холла А.А. Юрьева отец переезжает в Москву, и у него начинается новая жизнь. Московский Мюзик-холл был театром эстрадно-циркового жанра. Острота сатирической мысли должна была соединяться с преувеличенно яркой эксцентрической формой. Эксцентрика вообще пользовалась особой любовью отца. Во всех своих ролях он использовал ее либо в гриме, в костюме или в поведении персонажа. В Мюзик- холле он играет абсолютно разных героев и имеет постоянно положительные отзывы.

В то же время Судьба делает Владимиру еще один, пожалуй, самый главный подарок. Он встречает свою единственную любовь на всю Жизнь. Это Антонина Крупенина, балерина, которая тоже работает в Мюзик-холле. Он покорен ее красотой, женственностью и темпераментом. С этой встречи они начинают совместную счастливую жизнь.

В 1936 году Владимир Алексеевич Лепко вступает в труппу Театра Сатиры. С этим театром он уже не расстанется никогда! Почти тридцать лет будет не только работать в нем, но и жить в большом актерском общежитии, которое располагалось на чердаке теперешнего здания театра. Атмосфера в те годы в стране была сложная: время сталинских репрессий, разгула стукачества и антисемитизма. Время, когда люди не спали спокойно ночами, боясь, что за ними приедет «черный воронок» и без суда и следствия отправят в тюрьму, а порой и на расстрел. Отец чудом избежал этого, будучи на гастролях, когда за ним приходили ночью.

Конечно, его спасала другая реальность, и это не только театр, а его уникальное чувство юмора! Он блистательно владел им с детства. В этом мире жили персонажи, созданные его фантазией: он умело поселял их в различные обстоятельства, каждый раз находя новые, смешные повороты в судьбах. Всегда он бывал в окружении своих поклонников, артистов, зрителей, заражая их немыслимым весельем. Вокруг него постоянно звучал гомерический хохот! Вот так и я с детства была погружена в эту атмосферу юмора и самоиронии. Никогда не забуду его потрясающее напутствие, сделанное мне в какой-то сложный период моей жизни. «Никого, доченька, не бойся! Ты на них в бане погляди!» А сколько разных анекдотов слышала я от отца! Самое смешное, что они и сейчас порой звучат очень актуально!

Итак, начинается путешествие Владимира Лепко уже в самом дорогом для него Театре Сатиры! Он молод и полон желания играть разные роли, но там властвуют великие актеры. Это корифеи театра В.Я. Хенкин, П.Н. Поль, Н.И. Слонова, О.П. Зверева и другие. Отец понимает всё и, играя даже небольшие роли, делает это талантливо. Газеты пестрят восторженными откликами.

Наступает лето 1941 года, родители счастливы, они ждут рождения сына, но Судьба преподносит им сюрприз и вместо желанного мальчика на свет появляюсь я. А война уже вторглась в пределы России. Отец хватает меня и маму и везет на дачу Театра Сатиры. Они еще не знают, какое мне дать имя, но все решает замечательный актер и друг отца Ф.Н. Курихин. Так я получаю имя Виктория, в честь нашей Победы!

В сентябре 1941 года враг подступал к Москве. Мама пряталась со мной и с бабушкой во время налетов в метро «Маяковская». В это время отец принимает единственное для него возможное решение: поехать с бригадой артистов на фронт, чтобы морально поддерживать дух наших бойцов. Они выступали на лужайках, в блиндажах, в землянках и госпиталях, порой под шквальным огнем неприятеля ухитрялись давать от семи до одиннадцати концертов в день! Вот когда зрители должны были забыть, хоть на редкие минуты, о страшной угрожающей их жизни реальности. По воспоминаниям А.В. Козубского, выступления отца пользовались особенным успехом. Да, действительно, Бог одарил его удивительным талантом.

Однажды с шести утра начался воздушный налет, и военком дивизии приказал актерам немедленно уезжать, бой предстоял серьезный. Машина, в которой находилась группа отца, попала под обстрел. Более трех суток они плутали по болотам, боясь попасть в окружение врага. Отец был сильно болен и не мог идти. Он просил товарищей оставить его, так как они все рисковали жизнью. Все ушли вперед, рядом с отцом остался только Георгий Тусузов. Он не захотел оставить отца, и этот маленький, щуплый человек тащил его на себе по болотам почти трое суток, пока они не вышли к Вязьме. Этот поступок связал моего отца с Георгием Тусузовым крепкой дружбой на всю жизнь.

В конце октября 1942 года Театр Сатиры уезжает в эвакуацию в Иркутск. Здесь они не только играют спектакли, но и постоянно участвуют в шефских концертах, сборы от которых передавались в Фонд обороны. Главный лозунг: «Всё для фронта! Всё для Победы!»

Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы отец сыграл целый ряд разнохарактерных ролей. Все их не перечислишь, главное, что они отличались удивительной достоверностью, юмором и глубиной. Не могу не вспомнить водевиль К. Исаева и А. Галича «Вас вызывает Таймыр» в постановке А.А. Гончарова, где он сыграл роль пчеловода дедушки Бабурина. Актеры Театра Сатиры всегда отмечали удивительную особенность отца находить в жизни интересных персонажей, «делать» из них анекдоты, а при необходимости выводить на сцену. И у Бабурина-Лепко был прототип: это был сторож, живший на даче в Зеленоградской. Я тоже с детства знала его, папа любил заходить к нему попить чай и послушать своеобразную речь. Говорил сторож, как-то мягко цокая: «Так цего, однако, Лексеич, цаёк-то заворивать ли, нет ли? Цаёк-то, он с холоду больно пользительный будет!» Отец слушал сторожа, смеялся, а потом вышел на сцену и сыграл своего любимого друга сторожа, да так, что все актеры сразу узнали этого дедушку Бабурина.

И еще не могу не вспомнить одну работу отца, которая даже на меня в мои восемь лет произвела сильное впечатление. Это была «Комедия ошибок» Шекспира в режиссуре Э.Б. Краснянского. Отец там играл сразу две роли, двух братьев-близнецов Дромио (Эфесский и Сиракузский). Один шустрый и подвижный весельчак, а другой - неуклюжий тугодум. Причем один уходил в правую кулису, а через минуту из левой появлялся другой. Не представляю, с какой скоростью отец перебегал за кулисами, на ходу меняя только шапочку! Но этого мало, в одной из сцен, после скандала с хозяином, он вылетал из двери со второго этажа спиной прямо на перила лестницы и, прокатываясь по всей их длине, падал навзничь на пол! Знаю, что отец никогда себя не жалел и за свою недолгую жизнь проделал массу таких трюков. Думаю, это впоследствии и сыграло свою трагическую роль...

Всё в театре происходит удачно, есть роли, есть успех! Но неожиданно в жизни наступает трагедия... Он теряет свою единственную, обожаемую жену Антошку. Она уходит к другому, причем, к его давнему хорошему другу, танцовщику и балетмейстеру Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимиру Павловичу Бурмейстеру. В своей книге «Во имя отца» я подробно пишу об этом. Здесь же могу только коротко сказать: это стало потрясением для отца... Как он сумел не только пережить этот чудовищный удар, но и остаться на всю жизнь не просто другом с В.П. Бурмейстером, как бы объединившись в одну семью, а любить маму, меня, Наташу, дочку Владимира Павловича и всех родных и друзей, окружавших нашу семью. Будучи уже взрослой, я поняла, что именно это и есть та самая настоящая Любовь, когда ты просто так сильно любишь другого, что готов отпустить его, лишь бы он был счастлив!

Но Господь спасал отца, уводя его в другую реальность, где он мог ощущать себя счастливым. В 1950 году наступает главный этап в творчестве Владимира Лепко. В театр приходит В.Н. Плучек, и отец находит «своего» режиссера. В.Н. Плучек создает совершенно новый театр, объединив вокруг себя актеров единомышленников и вместе с ними начал постигать драматургию В.В. Маяковского. Я всегда говорила и писала, что с приходом Плучека театр становится действительно Театром Сатиры. Он выводит на сцену ненавистные Маяковскому персонажи из жизни тогдашней России. Постановка «Бани» произвела эффект разорвавшейся бомбы. Народ ломился в театр, билеты было невозможно достать, множество газет и журналов разразились восторженными откликами и на саму постановку, и на игру актеров.

К сожалению, невозможно воспроизвести все отклики, появившиеся тогда в печати. Но я попробую хоть некоторые из них здесь повторить.

Народный артист СССР Игорь Ильинский: «С исключительным артистизмом, с мастерским проникновением в суть изображаемого явления проводит роль Оптимистенко артист В. Лепко. Актер использует весь арсенал изобразительных средств от гротеска до прямой клоунады, нигде не переступая через границу реалистического раскрытия образа».

В газете «Советская культура» В. Саппак пишет «Добродушный, чувствительный, даже сентиментальный, Оптимистенко олицетворяет собой тупой, бездушный, бесчеловечный бюрократизм».

«Многие смелые, бесспорно маяковские краски пришли в спектакль с Оптимистенко-Лепко», - писал в статье «Работая над Маяковским» В.Н. Плучек.

Так перекликалась человеческая ненависть отца ко всякой мрази со страстной, разящей ненавистью Поэта ко всякому сброду...

В 1954 году Плучек вместе с С.И. Юткевичем приступили к работе над знаменитой пьесой Маяковского «Клоп». Отец снова одержим поэтом. Судьба опять дает ему шанс уйти от реальности личной жизни в любимую работу. Вера режиссеров в его талант и их любовь вселяли в отца ощущение счастья. Помню, как сияло его лицо, когда он рассказывал о работе над этой пьесой. Премьеру «Клопа» ждали с особым интересом. Но никто даже не мог предположить, как она засверкает фейерверком новых режиссерских открытий и уникальных актерских работ. Об этом спектакле можно писать отдельную статью. Всё в нем поражало удивительными находками: декорации, экран, на котором появлялись то газета со стихами Маяковского, то плакаты с его рекламными текстами. Даже эпизодические персонажи выглядели абсолютно достоверно. Зрители невольно погружались во времена НЭПа.

Нечего говорить об актерах, начиная с игравшего главную роль В.А. Лепко, кончая бессловесным Гостем на свадьбе-Г. Тусузовым, который каждый раз при произношении имен Маркса и Энгельса встает навытяжку.

В газете-плакате, в рубрике «Говорят режиссеры» В. Плучек и С. Юткевич писали: « ...Сегодня, как прежде, Маяковский с нами... пьеса направлена против мещанства и обывательщины во всех их видах. Маяковский хотел видеть в театре не «отображающее зеркало, а увеличивающее стекло»...

Здесь же отец писал: «... Всю жизнь упорно трудясь, я воспитывал в себе ненависть к паразитам. Поэтому мне особенно отвратителен бывший рабочий, бывший партиец, ныне «жених», перерожденец Присыпкин... Что может быть омерзительнее клопа?!.. Вызвать не только презрение, но и ярость зрителя против воинствующего мещанина Присыпкина - таково мое творческое устремление, как исполнителя роли этого зоологического персонажа комедии Маяковского».

Но вот наступал финал спектакля, когда этот жалкий, смешной и по-своему несчастный паразит, размороженный через 50 лет, сидя в клетке, вдруг видел перед собой сидящих в зале людей и обращался к ним с простодушным удивлением: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Когда же вас всех разморозили? Чего же я один в клетке?» Вот тогда наступала такая тишина, что становилось страшно! В статье «Московский театр Сатиры» Владимир Фролов писал: «Я не помню другого столь же сильного впечатления в комедии, как то, какое производил Лепко. Зал не смеялся. Зал напряженно думал над смыслом надсадного крика, раскрывающего смешную, но почти трагическую нелепость персонажа, страдающего от собственной мещанской тупости, никчемности, вдруг инстинктивно ощутившего свою чужеродность в этом мире». Прошло более полувека после премьеры, а я до сих пор вижу этот спектакль, слышу его текст и всё больше ощущаю, как современно он звучит...

И еще не могу не вспомнить уникальный тандем моего отца с А.Д. Папановым в спектакле «Памятник себе» поставленном Плучеком по пьесе С. Михалкова в 1959 году. Сюжет пьесы прост. Управляющий предприятиями коммунального хозяйства, некто Почесухин (А. Папанов), решает при жизни заказать себе надгробный памятник. Обратившись к директору кладбища Вечеринкину (В. Лепко), к обоюдной радости, они находят памятник, где на мраморной плите стоит мраморное кресло. Это памятник купцу первой гильдии, но фамилия купца и инициалы совпадают. Надо только стереть три слова: «купец первой гильдии». Вот и вся история. Но с какой выдумкой, с каким блеском играли ее эти два уникальных актера!

Анатолий Дмитриевич Папанов считал себя учеником Лепко. Многие могли считать себя его учениками, но отец никого не учил, он просто щедро делился секретами своего мастерства. И чем больше он отдавал своей души и своего таланта, тем богаче становился.

В 1959 году на сцене Театра Сатиры появляется классика советской литературы «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова в постановке Э. Краснянского. Конечно, очень трудно переводить на сценический язык литературное произведение, ведь у каждого читателя уже имеется свой образ. И единственным персонажем, который сумел угодить всем стал зиц-председатель конторы «Рога и копыта» - Фунт. Эту роль играл мой отец.

Я могла бы привести много восторженных отзывов, но один заголовок в газете «Вечерняя Одесса» мне особенно нравится: «Весь «Золотой теленок» стоит одного Фунта». Вот это в стиле литературного произведения!

Что еще мне хотелось бы сказать о своем отце, это о его удивительной верности не только Театру, но и всем своим друзьям, людям, в разные годы жизни встретившимся на его Пути. Как редко это бывает на самом деле: прожив уже большую часть своей жизни, я понимаю каким огромным подарком был мой отец для своих друзей. Я храню не только письма, написанные им, но и все записки, фотографии с подписями замечательных актеров и людей разных профессий, которые писали ему о счастье быть его друзьями. Весной 1962 года Театр Сатиры едет на Всемирный театральный фестиваль в Париж, разумеется, театр везет «Клопа», «Баню» и пьесу М. Бирюкова «Яблоко раздора» - все три постановки В.Н. Плучека.

И вот там, в Париже, отец получает и международное признание. За роль Присыпкина в «Клопе» и за роль Помазана в «Яблоке раздора» ему присуждают высшую награду Международного театрального фестиваля «Гран-при». Вся наша пресса тогда взорвалась сообщениями об этом событии. Разумеется, отец приехал из Парижа счастливый, окрыленный этим подарком Судьбы! Как радовались за него не только мы все, его семья, но и актеры театра. Его любили все, можно сказать обожали и звали просто Лепкоша.

Спустя много лет, в интервью В.Н. Плучек говорил о нем: «...О Лепко, как об артисте, хочется говорить коленопреклоненно. Потому что это для него была жизнь - репетиция, театр, спектакль... О каждой роли Лепко можно говорить отдельно. Он умел на сцене что угодно делать: смеяться, плакать, приходить в отчаяние, наслаждаться жизнью - все краски бытия ему были доступны. И поэтому, когда говорят «поцелованный Богом», это абсолютно про него».

Но это счастье длилось недолго... 19 октября 1963 года, после тяжелой болезни отца не стало ... Французская пресса поместила его портрет в журнале «Театр», заголовок гласил: «Великий комедиант ушел».

Да, именно ушел в другую реальность... Вот прошло уже более полувека с этого дня, но нет ни дня, ни часа, когда бы я не помнила своего отца. Он был и остался для меня самым дорогим подарком, который послала мне Судьба!

 

 

Фото из семейного архива


Фотогалерея