Нести свет истины / Александр Антонов (Златоуст)

Выпуск №5-265/2024, Лица

Нести свет истины / Александр Антонов (Златоуст)

Один из старейших артистов Златоустовского государственного драматического театра «Омнибус», заслуженный артист РФ Александр Леонидович Антонов 1 января отметил свой 75 -летний юбилей.

На сцене «Омнибуса» Александр Леонидович служит 36 лет, за которые сыграно больше сотни ролей. Всего же на его актерском счету их больше трехсот, ведь до «Омнибуса» он играл в Челябинском ТЮЗе, в театрах Сибири и Абакана.

Тяга к искусству у него с детства: в талантливой семье пели, рисовали, лепили. Выросший в творческой атмосфере, Александр полюбил музыку, чтение, на утренниках в детском саду «переиграл всех лесных зверей: от зайцев до лягушек». В шестом классе запел... целые оперы! В 16 лет, услышав передачу по радио о челябинской театральной студии при Дворце пионеров, заинтересовался, решил посмотреть. Пришел - а там экзамены в три тура, как в училище. Неожиданно для себя прошел творческий конкурс и был зачислен в театр-студию «Юность», руководила которой известный педагог Зоя Арсеньевна Александрова. С мая 1965 года Александр Леонидович и ведет отсчет своей творческой биографии. Восемь лет (с перерывом на службу в армии) он занимался в студии. В армейской жизни не порывал с творчеством: был художником войсковой части, участником концертной бригады гарнизонного Дома офицеров.

В 1973 году Александр поступил в Музыкальное училище имени П.И. Чайковского в Челябинске на дирижерское отделение, затем перевелся на вокальное. Как-то по просьбе знакомой выпускницы поставил с группой молодых людей дипломный спектакль по «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина, сыграв Скупого рыцаря. После выпуска спектакля Александр понял, что без театра жить не может и... поступил на актерское отделение этого же училища. Руководил курсом Наум Юрьевич Орлов, в то время главный режиссер челябинской драмы. Практику проходил в Театре им. Цвиллинга, ТЮЗе и даже во МХАТе.

Актерская судьба Александра Антонова насыщена и радостными событиями, и постоянным творческим поиском, и сомнениями. «Я часто задаю себе вопрос: тем ли я занимаюсь в этой жизни? Что-то с чем-то нужно соотносить всегда, перепроверять самого себя». Такой непростой момент наступил в 1984 году, когда он решил покинуть сцену. Но театр все-таки пересилил, и в 1988 году Александр Леонидович вернулся в профессию. Это произошло в Златоустовском театре, который, по словам актера, «покорил молодым студийным духом».

«Мне следует только благодарить судьбу: я как-то причастен к тому, что делалось и творилось в «Омнибусе». Благодарить за то, что она подарила мне счастье жить и работать в этом театре вместе с замечательными, яркими, интересными режиссерами, актерами, подарила знакомство и дружбу с творческими, талантливыми людьми в городе и за его пределами...», - спустя много лет скажет в одном из интервью Александр Леонидович.

Счастье - роли, разноплановые, в спектаклях по классической и современной отечественной, зарубежной драматургии. Каждую свою роль он наполняет глубоким содержанием, поэтому его герои столь убедительны в своей жизненной достоверности. Из недавних совершенно потрясающих - Андрей Сарафанов в спектакле «Старший сын» А. Вампилова (режиссер-постановщик Борис Горбачевский). Нерв спектакля, высший пилотаж актерского мастерства! Его Андрей Сарафанов для многих стал маяком, примером того, как в непростых житейских ситуациях сохранить человеческое лицо. Эта блистательная работа была отмечена на Областном фестивале профессиональных театров Челябинской области «Сцена - 2021» дипломом «Лучшая мужская роль». Так же мощно, глубоко представлен в драме А.П. Чехова «На большой дороге» странник Савва (режиссер-постановщик Борис Горбачевский). Сложная роль, по большей части статичная, но мастерство внутреннего перевоплощения позволило зрителю глубоко прочувствовать состояние души героя, его боль, надежду, светлую веру в Бога, в Человека. Пронзительна в последних минутах спектакля мольба Саввы о горемыках - случайных попутчиках в кабаке на большой дороге: «Господи! Прости твоих детей неразумных!.. Ибо не ведают, что творят...»

Александр Леонидович Антонов - философ по своей сути. Поэтому его душе созвучны герои размышляющие, несущие свет истины. Таков, например, Диоген из одноименной философской комедии по пьесе Б. Рацера и В. Константинова, (режиссер-постановщик Борис Горбачевский). Когда-то в юности, заинтересованный этим сюжетом, Александр Леонидович даже писал рассказ о Диогене. А в спектакле он пытается донести до зрителя: «Все предельно просто: возвышайся над миром материальности, не лишай других необходимого ради лишнего. Желай, чтобы дети твои были лучше тебя во всем. Тогда и мир изменится к лучшему...» И эта работа артиста заслуженно отмечена дипломом «Лучшая мужская роль» на фестивале «Сцена - 2014».

Высоко отзывались о работах Александра Леонидовича в разное время и московские критики Наталья Старосельская, Лана Гарон, Елена Глебова.

Для своих коллег наш юбиляр надежный партнер по сцене. «Актер - интеллигент. Он никогда не тянет на себя одеяло, всегда думает о людях, окружающих его. К.С. Станиславский как-то сказал: «... любить искусство в себе, а не себя в искусстве». В полной мере эти слова можно отнести к актеру Александру Антонову», - замечает главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств Борис Сергеевич Горбачевский.

О ролях Александра Леонидовича можно говорить бесконечно, потому что они сделаны Мастером. Как-то, размышляя об актерской профессии, он скажет: «Само дело бездонно. Соразмерно человеку». И его герои, узнаваемые, понятные, живые, быстро находят дорожку к зрительскому сердцу: это Карп из «Леса» А.Н. Островского, Хлопов из «Ревизора» Н.В. Гоголя, Жигалов в «Свадебной феерии» А.П. Чехова, Комиссар полиции в «Ловушке для одинокого мужчины» Р. Тома, Зураб из «Жизни человеков» А. Слаповского, господин Пургон из «Мнимого больного» Ж.-Б. Мольера, Бакалейщик, Пуччо де Риньери в «Декамероне» Дж. Боккаччо и многие-многие другие.

Актер искренен и в сказочных историях, потому что молод душой, будь то Медведь из «Ушастых проделок» М. Гусева или Дуремар из «Приключений Буратино и его друзей» А. Толстого, Король в «Волшебном бале Золушки» Евг. Шварца или Морозко в одноименной сказке. Вообще, удивительно умение Александра Антонова общаться с молодежью: и на творческих встречах, и на сценической площадке он легко находит с молодыми общий язык. Вот и в уникальной творческой программе «Театральные уроки-спектакли для школьников» Александр Леонидович занят плотно. Над одним из уроков - «Болдинская осень» - работал полтора года: писал сценарий, совместно с Борисом Горбачевским работал над сценическим воплощением. Урок идет на малой сцене «Сфера» с 1998 года!

«Александр Леонидович в разных ситуациях исходит из того, что главное - сохранить театр, выпускать спектакли, радовать зрителя, - говорит директор театра, заслуженный работник культуры Александр Сергеевич Романов. - Коммуникабельный, добрый человек. Передает свою доброту на сцене, его герои несут ее зрителю в зал».

Любимого артиста зрители видят не только в спектаклях. Он много лет был ведущим больших городских праздников, членом жюри творческих конкурсов. Участник совместных проектов театра и местного телевидения, снялся в игровых фильмах «Улица», «Пришел солдат с войны» по страницам златоустовской истории. Артист и здесь достойно справился со своей творческой задачей: его герои естественны и органичны в кадре благодаря особому, «антоновскому» актерскому проживанию.

Постоянный творческий поиск - это про него, актера Златоустовского государственного драматического театра «Омнибус», заслуженного артиста России Александра Леонидовича Антонова. И пусть он еще долго длится, этот вдохновенный творческий поиск.

 

Фото Владимира НАКОРЯКОВА

Фотогалерея