Режиссерский мир Софьи Рубиной (Самара)

Выпуск №5-265/2024, Портрет театра

Режиссерский мир Софьи Рубиной (Самара)

25 декабря 2023 года на сцене Самарского театра драмы «Камерная сцена» состоялся юбилейный вечер, посвященный 30-летию театра. Среди почетных гостей были представители руководства города, депутатского корпуса, творческой общественности. С приветственным словом к коллективу театра обратился председатель Самарского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ, заслуженный артист РФ, народный артист Самарской области, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Владимир Гальченко. Отметив уникальную эстетику авторского театра Софьи Рубиной, многочисленные награды ее спектаклей на межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях, он поздравил всех присутствующих с тем, что им повезло быть современниками театра «Камерная сцена».

Творческая программа юбилейного вечера состояла из музыкальных фрагментов спектаклей театра и столь же музыкальных, оригинальных подарков от коллег из Самарского театра для детей и молодежи «Мастерская», Детского музыкального театра «Задумка», Самарского областного театра кукол, Тольяттинского драматического театра «Колесо».

Случайных, сиюминутных, поставленных исключительно для развлечения публики спектаклей в репертуаре «Камерной сцены» не было и нет. Это единственный в Самаре и один из немногих в стране театр, в котором за три десятка лет все постановки созданы одним режиссером, к тому же инсценировавшим заявленные на афише прозаические произведения. Крайне внимательно относясь к заключенному в тексте авторскому замыслу, Софья Борисовна Рубина раскрывает в нем интересующие ее идеи, не выворачивая наизнанку ни сюжет, ни образы действующих лиц. Ее режиссерский мир не имеет ничего общего с так называемым постдраматическим театром. Клиповая визуализация, стремление шокировать зрителя псевдопоиском «новых форм» не для «Камерной сцены». Когда другие театры привлекают публику незамысловатыми комедиями, здесь постоянные аншлаги на сценических версиях литературных произведений Гоголя, Набокова, Фолкнера, Куприна, Бунина, Достоевского, Гете, Пушкина, Бабеля. Пьесы Бомарше, Фонвизина, Островского соседствуют на афише с драматургией Виктора Розова, Александра Вампилова.

В жизни, как известно, нет ничего случайного. Вот и авторский театр Софьи Рубиной возник не случайно. В одном из юбилейных интервью она так и сказала: «Я знала, какой хочу сделать театр, сочиняла его не спонтанно. В моем театре должна быть игра с пространством и смыслами, в нем не должно быть бытовых декораций. Спектакли должны отражать написанное автором слово, дух этого слова».

Мечтавшая о мире театра с детства, Софья Рубина получила в университете филологическое образование. Но от судьбы не уйдешь: Петр Львович Монастырский пригласил ее на работу в академический театр драмы, предложив написать книгу о нем, как о режиссере. В то время подобные издания становились знаковыми событиями. Но одно дело - записи репетиций Товстоногова или книги Эфроса, и совсем другое - режиссура Монастырского. Наблюдая его репетиции, читая книги по истории русского и мирового театра, изучая наследие Станиславского и Мейерхольда, вникая в исследования по театральной педагогике, она вскоре поняла, что Монастырский - во-первых, организатор театрального дела, а уже затем - режиссер. Когда Петр Львович отчитывал актеров за то, что поставленный им философский спектакль они играют бытово, было невозможно понять, почему он упрекает их, а не себя: ведь спектакль так или иначе отражает философию режиссера, его идею, замысел, актеры же существуют на сцене в режиссерском рисунке. Успех у публики бывает разным, и далеко не каждый спектакль может иметь отношение к высокому искусству. Так вопрос о написании книги о Петре Львовиче Монастырском был, что называется, снят. Год Софья Рубина проработала в литчасти театра драмы, затем три года была ассистентом режиссера. Она поставила сказку для детей «Солдат и змея», показала худсовету театра самостоятельную работу по пьесе Сэма Шепарда «Любовь зла». Петр Львович довольно ревностно отнесся к увиденному, предложив ей выпустить спектакль за его подписью, как художественного руководителя постановки. Софья Рубина подарила мэтру букет роз и ушла из театра. Позже спектакль «Любовь зла» был поставлен в театре драмы другим режиссером, но в репертуаре надолго не задержался. Начинающий режиссер ушла в никуда.

Что ни делается - все к лучшему. Вскоре она начала репетировать спектакль по произведениям Чехова и Аверченко «Чудаки на подмостках» и 25 декабря 1993 года открыла им театр «Камерная сцена». Спустя два года он получил статус муниципального. Пожав Софье Рубиной руку, возглавлявший в то время Самару Олег Сысуев произнес историческую фразу: «Такой театр нужен городу!»

В девяностые годы, которые не случайно принято называть лихими, театр развивался благодаря административному таланту своего основателя, художественного руководителя и директора, успевавшей еще и учиться в режиссерской мастерской Леонида Ефимовича Хейфеца. Девять лет спектакли шли в ДК железнодорожников имени Пушкина. За свой счет театр отремонтировал поворотный круг, приобрел световое и звуковое оборудование, новую одежду сцены. Но главное: «Камерная сцена» заявила о себе как о концептуально развивающемся творческом коллективе, в основе репертуара которого - классика русской и мировой литературы. Когда в 2002 году город передал «Камерной сцене» памятник архитектуры, бывший клуб «Рассвет», его быстро приспособили под театр. Затем началась реконструкция здания, завершившаяся в 2007 году. Год за годом Софья Рубина строила театр в прямом и переносном смысле этого слова. При этом десять лет училась режиссуре в лаборатории Камы Мироновича Гинкаса.

Для Софьи Борисовны Рубиной театр «Камерная сцена» - больше чем место работы. С утра и до ночи, ежедневно она здесь, то на одном этаже, то на другом, то на сцене, то в цехах и в службах, то в своем кабинете, дверь в который открыта для всех. Она сочетает поистине материнскую заботу о каждом сотруднике с железной требовательностью. Малейшее нарушение дисциплины или приступ звездной болезни, и, невзирая на былые заслуги, она укажет на выход, - об этом в театре знает каждый.

Софья Борисовна требовательна к себе не меньше, чем к окружающим. Диву даешься, откуда в этой хрупкой женщине столько энергии и работоспособности! А с какой заинтересованностью, с каким волнением она прислушивается к размышлениям театроведов и критиков о поставленных спектаклях...

Начиная с 2014-го, каждые два года театр проводит Всероссийский фестиваль «Русская классика. Страницы прозы», в котором участвуют ведущие театральные коллективы страны. Ежегодно театр гастролирует в Москве, среди его многочисленных фестивальных наград - призы из Санкт-Петербурга, Перми, Смоленска, Тулы, Ульяновска, Тамбова, Уфы, Орска, Кишинева...

За тридцать лет в театре состоялось 80 премьер. Постоянные соавторы Софьи Рубиной - сценограф Георгий Пашин, художник по костюмам Ольга Никифорова, балетмейстер Надежда Малыгина. В небольшом и технологически весьма аскетичном сценическом пространстве, не повторяясь, они умудряются создать наполненные образами и метафорами спектакли. Так, например, первая пьеса Бомарше, сентиментальная драма «Евгения» в постановке Софьи Рубиной, несмотря на мещанский сюжет с откровенным моралите, превратилась в сатиру, фарс, буффонаду, где любовь торжествует над меркантильным расчетом, а в картонно-бумажном Лондоне XVIII века запросто распевают свои хиты парни из «The Beatles». Кому как не им петь о любви!..

В феврале 2021 года, узнав, что в одном из самарских театров состоялась актерская читка моей пьесы о легендарном Главе Самары Петра Алабине и что в связи с отъездом из города заслуженного артиста России Олега Белова спектакль там поставлен не будет, Софья Борисовна Рубина позвонила и попросила разрешения прочитать пьесу. Так началось мое знакомство с тем, как она замысливает спектакль, как анализирует пьесу, характеры действующих лиц, эпоху. Погружаясь в биографию Петра Алабина, режиссер изучала архивные документы, связанные с жизнью Алабина в Вятке и Самаре, с русско-турецкой войной, Самарским знаменем, освобождением Болгарии от турецкого ига, консультировалась с историками и краеведами. Через год состоялась премьера первого в истории Самары спектакля о человеке, которому поставлен памятник, чье имя носят теплоход, краеведческий музей, станция метро, и о котором самарцы, увы, почти ничего не знают.

В 2024 году Самара отметит 200-летие со дня рождения Петра Владимировича Алабина. На состоявшейся в декабре 2023 года научной конференции, посвященной отечественной художественной культуре, спектакль «Алабин. Паралич сердца» (в роли Алабина - Алексей Якиманский) был назван художественным и патриотическим событием. Театр играл спектакль в День Самарского знамени, в День России, проводил обсуждения со зрителями. На театральном сайте - восторженные отзывы, в том числе и от молодежи.

«Двадцать минут с ангелом» Александра Вампилова начинаются со своеобразного пролога: в интерьере провинциального ресторанчика идет жизнь, местный ВИА поет песни советских композиторов. Основополагающее и в этом прологе, и в спектакле - любовь к советскому не прошлому, а к настоящему - настоящему в смысле отношения к жизни и к людям. На сцене царит абсолютно вампиловская искренность! Чувствуется, что не только ностальгия по юности, но, повторюсь, искренность чувств и любовь к людям двигали Софьей Рубиной в работе над пьесой, жанр которой Вампилов обозначил как анекдот. Сердце щемит от несуразности и драматизма происходящего на сцене. У каждого из героев здесь своя драма - и у работяг Угарова (Дмитрий Романов) и Анчугина (Руслан Бельский), и у молодоженов Фаины (Дарья Елизарова) и Ступака (Степан Гвоздиков), и у музыканта Базильского (Степан Тарантин). С одной лишь существенной оговоркой: то, что в пьесе драматично и беспросветно, на сцене - наивно и тепло. В центре внимания режиссера - заскорузлость бытия, двуличие как норма жизни. Хомутов Андрея Бирюкова - не ангел, а городской прохожий, каких тысячи. Ждешь момента истины, отрезвления, понимания, что жить привычной жизнью нельзя, невозможно, но ждешь его напрасно. Лишь когда Базильский берет в руки скрипку и, ведомая невидимым смычком, возникает музыка, а вместе с ней и катарсис, невозможный в обыденном существовании. «Не думайте, что мы уж такие отпетые», - скажет Базильский Хомутову. Угаров продолжит пить. Но если в пьесе Анчугин запоет с ним о бродяге, бегущем по звериной тропе с Сахалина, то в спектакле будут петь о другом и по-другому - не так безысходно. Софью Рубину интересуем мы, сегодняшние, и то, какими были в той, советской жизни. Стали ли в наши дни лучше, откровеннее, добрее?..

Душевные метания русского человека, его отношение к себе, к миру и к богу столь же необъемны, сколь всеобъемлющ роман Достоевского «Преступление и наказание», в который Софья Рубина филигранно вплетает страницы «Записок из Мертвого дома». Свой спектакль она называет «Эпилог», начиная и завершая его эпилогом из «Преступления и наказания». Но эпилог в первую очередь символ: жизнь за чертой, которую уже не переступить. В чем смысл жизни? Достоевский отвечает на это в одной из последних строк романа, когда пишет о постепенном обновлении человека, о нравственном переходе из одного мира в другой. Отражение его философии на театральном языке всегда чревато потерями нюансов, подробностей, без которых Достоевский не Достоевский. Видимо, поэтому Софья Рубина, как автор инсценировки и режиссер, стремится именно к подробностям. Порфирия Петровича в ее спектакле нет. Следствия нет. Есть последствие преступления. Есть несущие в себе дух «Преступления и наказания», стремящиеся к спасению души и сердца Раскольников (Кирилл Барахта), Соня Мармеладова (Ольга Арнаутова), Мармеладов (Олег Бабанов). В образно решенном признании Раскольникова, в замедленном движении времени возникает нечто метафорическое, возвышенно значимое, не просто присущее русскому психологическому театру, а поднимающее его от развлечения к искусству! «Новая жизнь не достается даром, за нее приходится платить великим», - писал Достоевский. В первую очередь, об этом спектакль театра «Камерная сцена».

Театр Софьи Рубиной нередко называют просветительским. Отчасти это так. И все же театр «Камерная сцена» занимается больше, чем просвещением. Здесь не иллюстрируют тот или иной сюжет, не занимаются его пересказом, а раскрывают в театральной игре смысл произведения, философию автора. Неудивительно, что одна из самых знаковых наград театра - за лучшую репертуарную политику в губернии.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея