Post factum о фестивале / "Личности Миллигана" на VI Фестивале современного балета #StagePlatforma

Выпуск №5-265/2024, Мир музыки

Post factum о фестивале / "Личности Миллигана" на VI Фестивале современного балета #StagePlatforma

В начале ноября в Казани проходил VI Фестиваль современного балета #StagePlatforma. Его идейным вдохновителем и художественным руководителем с 2018 года является премьер Государственного академического театра оперы и балета им. М. Джалиля Олег Ивенко.

За шесть лет первоначальный формат проекта претерпел серьезные изменения. Если в первые годы центральным событием программы был гала-концерт с участием балетных звезд, то в настоящее время - это спектакль, причем специально созданный для фестиваля, благодаря чему #StagePlatforma обрела свое лицо и стала площадкой для поисков в области современного балета.

Заметим, что понятие «современный балет» в названии не равен понятию «современный танец». Последний мы в избытке наблюдаем на различных фестивалях современной хореографии, но вот чего там не хватает, так это адекватной формы сценического высказывания с понятной композицией. В силу разных причин, для многих «современщиков» создание спектакля - желанная, но, чаще всего, недостижимая цель. Это отличает казанскую фестивальную площадку, ставшую сегодня местом для поиска современных форм балетного спектакля. Присутствие в программе #StagePlatform'ы мастер-классов и лектория (в 2023 году поддержанного Союзом театральных деятелей РФ) - позволяет осмыслить эти поиски.

Центральное событие фестивальной программы 2023 года - премьера балета в двух действиях «Личности Миллигана». Олег Ивенко собрал прекрасную молодую команду талантливых профессионалов для реализации проекта. И результат их работы надо признать успешным.

«Личности Миллигана» - тот случай, когда можно последовать классическим правилам анализа и начать разговор с музыки. Назвать ее «музыкальным материалом», как это бывает в современных хореографических спектаклях, язык не поворачивается. Перед нами специально созданная балетная партитура. Ее автор - казанский композитор Эльмир Низамов, известный своими произведениями для музыкального театра и кино. В нашем случае - это премьера для Эльмира, он впервые писал балетную музыку, причем в тесном контакте с хореографом-постановщиком. Опыт оказался успешным. Музыка балета тесно связана по форме и по содержанию со сценическим действием, причем она служит не только фоном или создает атмосферу, не только определяет акценты в балетных структурах, она - настоящий «выразительный голос» персонажей спектакля.

Особого внимания заслуживает работа хореографа-постановщика спектакля - Олега Габышева. Ведущий солист театра балета Бориса Эйфмана, Олег в последние годы выступает еще как педагог и хореограф. Хотя для него - это не первая постановка, но, судя по всему, одна из значимых.

Изначально предполагалось, что хореограф создаст моноспектакль для Олега Ивенко, где артист обыграет тему перевоплощения в разных персонажей. Главным героем должен был стать реальный человек - американец Уильям Миллиган, которому удалось избежать наказания за свои преступления благодаря поставленному психиатрическому диагнозу - «множественные личности» (в его подсознании жили 24 полноценных личности).

За несколько лет работы над проектом первоначальный замысел перерос в нечто большее. Так на свет появился одноактный спектакль со множеством персонажей, а затем и балет в двух действиях. Заметное разрастание драматургической структуры сопоставимо с масштабом взятой за основу истории, а точнее с поднятыми в этой истории проблемами, о чем свидетельствует содержание спектакля.

Первое действие - исследование истоков поведения героя, первопричин распада его личности. Насилие отчима (Антон Полодюк) над Билли (Олег Ивенко) запускает процесс «расщепления» личности героя. Здесь всё очевидно: психика ребенка под давлением обстоятельств создает защитников, контроль над которыми Билли даже не пытается установить изначально. Отсюда и проистекает финальное событие действия - убийство отчима, совершенное ребенком. Повествование этой части спектакля биографично как по внешним обстоятельствам, так и по внутренним мотивам. По сути, мы даже не расследуем преступление, все факты - очевидны.

История потребовала предельно емкой и точной выразительности действия. Надо отдать должное мастерству Олега Габышева, сумевшего увидеть индивидуальность каждого исполнителя и найти для него пластический образ, абсолютно точный по своей выразительности. В результате - каждая личность Миллигана получилась неповторимой в своем воплощении: Вагнер Карвальо (Рейнджер), Александра Елагина (Дэйв), Георги Смилевски (Ален), Ксения Шевцова и Дина Андронова (Аделана).

Второе действие балета по ощущениям входит в некое противоречие с первым. Думается, что обозначение жанра постановки - психологический триллер - в большей степени отсылает нас именно к этой части. Интересно, что в такой многожанровой конструкции балета победа остается за психологическим триллером.

Эта часть повествования уже не об уязвимости героя. По законам жанра рассказчиком становится сам преступник (в данном случае, еще и жертва) и внимание переносится в иной план действия. Теперь мы следим за внутренней психологической борьбой героя, не желающего принять тот факт, что он изначально ушел от реальности, чтобы избежать ответственности за преступление, скрывшись за множеством личностей. Петербургский сценограф Елисей Шепелев и художник по свету Владимир Коваленко из Екатеринбурга смогли усилить обстоятельства происходящего, позволив нам сделать шаг во внутренний мир героя.

Билли должен связать в цепь факты: смерть отчима и насилие над собой. Парадокс состоит в том, что сделать это возможно только за счет нового «насилия» и «убийства». Собирание расщепленной личности в одно целое требует пожертвовать другими «Я», которые скрывали от него правду о содеянном. Проводник Билли по этому пути - Доктор (Аманда Гомес и Олеся Пичугина), фигура которого оставляет нам много вопросов. Кто он? С первого появления создается ощущение, что Доктор реален, но его появление во сне Билли порождает чувство, что это еще одна личность Миллигана, а может быть - слова Доктора, «засевшие» в голове героя. Олег Габышев создал открытый финал, оставив нам много вопросов.

Психологизм второго действия, как ни странно, более привлекателен для зрителя. Для нас Билли - проводник, следуя за которым, мы должны понять, а, может быть, собрать свою собственную личность. По сути, история Миллигана - это повод поговорить о ценности каждого из нас. Наши личности невероятно хрупки, внешние обстоятельства часто нарушают их равновесие. Но как же трудно после этого собрать все воедино!

VI Фестиваль современного балета #StagePlatforma завершил свою работу. Есть прекрасный спектакль, который достоин того, чтобы продолжить сценическую жизнь. И пусть в рамках будущих фестивальных программ появятся новые интересные работы. По крайней мере, в планах художественного руководителя проекта Олега Ивенко новые идеи есть.

 

Фото Рамиса НАЗМИЕВА


Фотогалерея