Так возвращается прошлое... / "Время Долгушина" на Международном фестивале искусств "Дягилев P.S."

Выпуск №5-265/2024, Мир музыки

Так возвращается прошлое... / "Время Долгушина" на Международном фестивале искусств "Дягилев P.S."

Прошедшей осенью в Санкт-Петербурге уже в 14-й раз проходил завоевавший большую популярность Международный Фестиваль искусств «Дягилев P.S.» (художественный руководитель - директор Петербургского Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица). Наряду со знаменитыми танцевальными труппами из Индии и Китая, на фестиваль был приглашен Нижегородский театр оперы и балета им. А.С. Пушкина со спектаклем «Терезин-квартет» и Самарский театр оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича. Когда Наталья Метелица и художественный руководитель балета Самарского театра Юрий Бурлака обсуждали, что именно привезти в Петербург, возникла счастливая идея привезти в родной город Никиты Долгушина спектакль «Время Долгушина», куда вошли воссозданные им на сцене Самарского театра оперы и балета, с которым он был связан многие годы, дягилевские балеты. Этим спектаклем в Самаре отметили 85-летие уникального артиста, хореографа, педагога, символа петербургской балетной школы, народного артиста СССР Никиты Александровича Долгушина (8.11.1938-10.06.2012). Спасибо фестивалю «Дягилев P.S.» и Самарскому театру, что напомнили Петербургу о юбилее одного из самых верных его сыновей, истинном петербуржце и «рыцаре балета».

В переполненный зал БДТ им. Г.А. Товстоногова вернулось «Время Долгушина». Спектакль начинался с того, что на большом экране во все зеркало сцены появился Никита Александрович на мостике через канал Грибоедова, недалеко от его дома, а потом, сменяя друг друга, крупным планом появлялись его герои: принцы из «Жизели», «Лебединого озера», «Золушки»; Гамлет, Ромео, Ферхад из «Легенды о любви» (он был признан лучшим исполнителем этой роли в балете Юрия Григоровича), всех невозможно перечислить. Эпиграф был у каждого из трех отделений спектакля. Это был своеобразный мастер-класс, Долгушин в секундных фрагментах был прекрасен, артистичен; точны, изящны, эмоциональны были все его движения, прыжки, вращения, и это были разные характеры.

В первом отделении был представлен одноактный балет Николая Черепнина «Павильон Армиды», в начале ХХ века вскруживший головы парижан хореографией Михаила Фокина и сказочной красотой декораций и костюмов Николая Бенуа. Он был возрожден к жизни в середине 90-х годов Никитой Долгушиным в созданном им Театре балета при Ленинградской консерватории, где он заведовал кафедрой режиссуры балета. Никита Долгушин тогда был увлечен театром Серебряного века, Дягилевым и творчеством Михаила Фокина. Но тогда у его скромного театра не было средств, чтобы воссоздать роскошные декорации и костюмы Николая Бенуа. И Долгушин как художник сам создал стилизованные декорации и костюмы. В том же оформлении шел этот балет в его постановке в Самаре в 1999 году. Конечно, он мечтал когда-нибудь увидеть «Павильон Армиды» во всей красе. И эта его мечта осуществилась. Художественный руководитель балета Самарского театра Юрий Бурлака, известный знаток истории мирового балета, восстановивший в разных театрах не один старинный балет, создавший спектакль «Время Долгушина», внес свою лепту в восстановление долгушинских спектаклей и нашел средства для декораций и костюмов по эскизам Николая Бенуа. И петербуржцы увидели «Павильон Армиды» во всей красе.

Михаил Фокин сделал очаровательную стилизацию старинного балета, с типичным фантастическим любовным сюжетом по новелле Пьера Жюля Теофиля Готье «Омфала». Каким-то чудом вся сентиментальная страшноватая история в результате превратилась в яркое праздничное действо. Мне показалось, что удовольствие получили и артисты, и публика, которая по достоинству оценила исполнителей главных ролей Наталью Клейменову, Педро Сеара, Сергея Гагена и всех остальных участников спектакля. Завершался спектакль вторым актом балета «Сильфида» (музыка Хермана Северина фон Левенскольда, хореография Августа Бурнонвиля в редакции Никиты Долгушина (1975). Эту постановку осуществила ученица Никиты Долгушина Александра Тихомирова в 2023 году к юбилею своего учителя. В главных партиях - ведущие солисты театра Ксения Овчинникова, Николай Выломов, Дмитрий Сагдеев. Старинный романтический балет танцевать очень непросто. Но самарские артисты покорили петербургскую публику.

К спектаклю «Время Долгушина» была выпущена красивая и содержательная программка, в которой помимо действующих лиц и исполнителей, краткого содержания балетов напечатан очерк «Никита Александрович Долгушин. Артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог и театральный художник, народный артист СССР, лауреат премии Парижской академии танца им. Вацлава Нижинского, кавалер Ордена гражданской чести и достоинства, лауреат премии «Рыцарь танца». Главный балетмейстер Самарского академического театра оперы и балета с 1997 по 2006 год». Основная часть этой статьи посвящена работе Никиты Долгушина в Самаре. Это была многолетняя связь, очень для него дорогая. В 1975 году он приехал на гастроли в Куйбышев, как тогда называлась Самара, выступал в филармонии с концертными программами и в спектаклях театра. Тем же летом поехал с театром на гастроли. И до 1988 года регулярно приезжал, танцевал в «Жизели» и «Лебедином озере», давал уроки солистам и кордебалету. Потом был перерыв. И в 1997 году Долгушину предложили стать главным балетмейстером. Он согласился. Это была удача и для театра: он был «свой» и для него. Никита Долгушин получил возможность свободно работать с большой профессиональной труппой, осуществлять свои идеи и замыслы. Он говорил: «Настоящий классический спектакль, на мой взгляд, - это не музей восковых фигур, но, прежде всего, сумма знаний о том, что могло бы быть тогда, и смелость подачи прошлого современными эмоционально-выразительными средствами. Видимо, это и является моими принципами реставрации и способами сочетания традиции и новаторства».

На самарской сцене появились такие спектакли, как «Эсмеральда» Перро-Петипа, «Вечер одноактных балетов Серебряного века» в хореографии М. Фокина: «Жар-птица», «Сильфиды» на музыку Ф. Шопена, «Павильон Армиды» на музыку Н. Черепнина. Оригинальные версии «Спящей красавицы», «Дон Кихота» в хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского.

В журнале «Страстной бульвар, 10» было опубликовано большое интервью Никиты Долгушина, которое он дал мне в 2004 году. Одна из тем была - Самарский театр оперы и балета. Я спросила, чем он сейчас озабочен? И он ответил: «Если это считать озабоченностью, то в Самаре я делаю «Дон Кихота» Моя дань вечной любви этому спектаклю. И сейчас я хочу его показать зрителю с позиций взгляда сегодняшнего дня на этот старый, очень дансантный, замечательно яркий спектакль. Мне хочется его повернуть, чтобы он не был дежурным, мне хочется его встряхнуть, внушить труппе интерес и любовь к нему. Кажется, это получается, работа уже началась, так что к лету думаю соорудить эту премьеру».

Во втором отделении спектакля «Время Долгушина» был большой фрагмент из балета «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, который Долгушин поставил в 2003 году. Его возобновляли на сцене самарского театра в 2019 году Александр Петров, Валентина Пономаренко и Ольга Савельева. Балет Долгушина абсолютно отличается от балета Альберто Алонсо. Нет Торреро. Все сосредоточено на Карменсите и Хозе, их страстной и трагической любви. Они почти не остаются одни, они все время в толпе, танцующей в бешеном ритме, из нее не выбраться. Все страсти накалены. Ощущение, что что-то должно случиться и случается...

У этого спектакля есть своя история. Никита Долгушин очень любил музыку Родиона Щедрина и не раз к ней обращался. И в Самаре в афише появился Вечер балета на музыку Р. Щедрина - «Дама с собачкой» (постановка ученицы Долгушина Надежды Малыгиной под руководством учителя) и его «Кармен-сюита». Может быть, в театре помнят приезд на премьеру Родиона Щедрина и Майи Плисецкой, которые очень высоко оценили эту работу. Никита Александрович, действительно, был очень увлечен работой в Самаре. Он говорил: «Я люблю Самарский театр, все больше и больше проникаюсь его потенциальными возможностями и нынешним состоянием. Сейчас меня, естественно, интересует направление театра, его эстетическое, профессиональное, если хотите, нравственное состояние... Прекрасный балет всегда был и всегда будет. Его нужно постоянно вспоминать, оберегать, лелеять...»

Прошло почти двадцать лет, как Никита Долгушин расстался с Самарским театром и более десяти лет, как его нет с нами. В труппе театра, наверняка, нет ни одного артиста, кому посчастливилось работать с Никитой Александровичем, но память о нем живет, подобно легенде. Конечно, здесь особая заслуга художественного руководителя балета Юрия Бурлаки. Чаще всего новый руководитель делает все, чтобы в театре забыли о том, что было, и кто был. К счастью, в Самаре этого не происходит. Юрий Бурлака, один из самых известных специалистов по истории мирового театра, хореограф и педагог, делает все, чтобы его артисты не были людьми, не помнящими родства. Абсолютным сюрпризом для петербургской публики было в спектакле два номера из балетов еще одного талантливейшего петербуржца, бунтаря, смелого экспериментатора Игоря Чернышева из того же золотого поколения наших танцовщиков, что и Никита Долгушин.

Он 19 лет руководил балетом Самарского театра с 1977 по 1995 год, поставив балеты «Антоний и Клеопатра» и «Спартак», до сих пор памятные любителям балета старшего поколения. Его помнят в Самаре; не уверена, что помнят в Петербурге...

P.S. Фестиваль искусств «Дягилев P.S.» традиционно включает в свою программу не только балетные спектакли, но и концерты классической и современной музыки, документальные фильмы, научные конференции. А в центре всех событий - грандиозные выставки в Шереметевском дворце, которые создают сотрудники Петербургского музея театрального и музыкального искусства во главе с Натальей Метелицей, художественным руководителем фестиваля. В нынешнем году это «Суд Париса. Рождение богини». Выставка посвящена актрисам, блиставшим на отечественной сцене и ставшими кумирами публики, объектами поклонения, а для композиторов, писателей, режиссеров, балетмейстеров, художников источником вдохновения. На этой выставке два замечательных портрета выдающейся балерины Аллы Шелест, которая тоже теснейшим образом была связана с Самарским театром, и где на протяжении 25 лет проходил фестиваль балета ее имени. Алла Шелест, будучи знаменитой балериной, была первой партнершей наших героев, и Никиты Долгушина, и Игоря Чернышева, когда после окончания училища, совсем юными пришли они в Театр оперы и балеты им.Кирова (ныне - Мариинский театр). Она в них поверила и открыла им дорогу к вершинам мастерства. Такие бывают удивительные и совсем не «странные сближенья».

 

Фото из открытых источников в Интернете

Фотогалерея