Профессия - любовь, или Сверчок за кулисами. Вспоминая Бориса Поюровского

Выпуск №5-265/2024, Вспоминая

Профессия - любовь, или Сверчок за кулисами. Вспоминая Бориса Поюровского

В декабре ушедшего года исполнилось 90 лет со дня рождения Бориса Михайловича Поюровского, и хотя пошел уже восьмой год, как этого человека не стало, благодарная память о нем живет в каждом, кто хотя бы раз в жизни просто встречался, общался, слушал и видел его. Многие не раз слышали от Бориса Михайловича фразу его учителя, известного литературоведа и исследователя театра Юзефа Юзовского о «корневой» природе профессии: «Критик начинается не с ругани, а с любви к актеру и театру». Многим привил Поюровский интерес к личности и трудам учителя тем, что для него эти слова воплощались на протяжении всей жизни в дело: не только немалые труды по увековечению памяти о Юзовском - издание двухтомника «О театре и драме», не у одной меня зачитанный и исчерканный карандашом; в установлении мемориальной доски на фасаде известного писательского дома в Лаврушинском переулке (два десятилетия Борис Михайлович добивался этого!); в рассказах о Юзовском... Но главное заключается в том, что он следовал в профессии завету своего учителя во всем до самого конца...

В фондах радио и телевидения сохранились, к счастью, передачи об артистах, которых Борис Михайлович хорошо знал и искренне любил. Достаточно увидеть выражение его лица на экране, когда он говорит о тех, кто был для него по-настоящему дорог.

Мне довелось слушать его выступления на разного рода официальных мероприятиях, посчастливилось присутствовать на обсуждениях спектаклей, и каждый раз удивляться: не было в его словах ни пафоса, ни «похлопывания по плечу», ни оскорбительной снисходительности. Борис Михайлович говорил внятно для всех, хотя порой и с иронией и даже некоторой язвительностью: не щеголяя терминами, не утомляя обилием цитат, не унижая одних и не захваливая других, не отстаивая исключительно собственной правоты оценок. Он просто рассказывал - что, по его мнению, было важным для режиссера и артистов, как воспринял это он, в согласии или в преодолении собственного отношения к пьесе и спектаклю. И на моей памяти обиженных и недовольных не было. Мягкость, деликатность не враждовали с принципиальностью, а каким-то образом сосуществовали друг с другом. И, как отметила в своей статье театральный критик Екатерина Амирханова, становился для многих «не только неким нравственным камертоном, на который хотелось равняться, но и примером редкой сейчас, честной, не ангажированной критики».

Его статьи публиковались в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Огонек», «Современная драматургия», «Юность», газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». Остается только поражаться: как успевал он смотреть едва ли не все московские премьеры, пересматривать старые спектакли, писать о режиссерах и артистах, ездить по городам и весям, чтобы посмотреть и обсудить спектакли больших и небольших театров. А еще - постоянно говорить по телефону. Ему звонили едва ли не со всех точек большой страны коллеги, режиссеры, артисты, завлиты, драматурги, старые и новые знакомые - Поюровский находил время для всех, щедро делясь информацией, советами, мыслями.

И особенно помнятся мне вечера в Доме отдыха СТД РФ в Звенигороде, где на протяжении нескольких лет мы отдыхали замечательной компанией: Георгий Мартынюк, Давид Ливнев, Леон Кукулян, Елена Шумская, Борис Михайлович с женой, актрисой Ириной Чижовой, любимые всеми старейшие работники библиотеки СТД Фаина Матвеевна Крымко и Зоя Борисовна Финкельштейн. Днем собирались за кофе, по вечерам - за чаем, расходились неохотно, хотелось болтать обо всем на свете бесконечно! Наслаждались нашим теплым общением, в котором рассказы о спектаклях и артистах, о забавных и драматических случаях во время действия, перемежались анекдотами не только из театральной жизни, пытались заглушить смех, чтобы не мешать тем, кто уже лег спать... Счастливое было время!..

Борис Михайлович обладал поистине феноменальной памятью. В своей статье Екатерина Амирханова привела высказывания о Поюровском Александра Ширвиндта: «Его можно разбудить среди ночи, если телефон не занят, спросить, например, в каком году Плятт озвучил мультфильм «Кыська-брыська», и получить исчерпывающий ответ с фамилией режиссера фильма и художника». И очень важно, что свою память он не берег в тайнике души, а щедро делился, вовлекая зрителей и слушателей в тот особый мир, в котором существовал. Неисчислимое количество вечеров в Центральном Доме актера им. А.А. Яблочкиной, телевизионные и радио встречи, деятельное участие в создании музеев-квартир М.В. Мироновой и А.С. Менакера, В.Н. Плучека, Л.П. Сухаревской и Б.М. Тенина, сотрудничество с Театральным музеем им. А.А. Бахрушина, книги не только авторские («Что осталось на трубе», «Записки неутомимого джентльмена», «Совершенно несекретно», «Ты и я»), но и выпущенные им как редактором и составителем, поистине бесценные для истории театра сборники «Андрей Миронов глазами друзей», об Олеге Янковском и Александре Абдулове, серия «Звезды московской сцены», в которой вышли сборники об артистах Малого, Театра Вл. Маяковского, Ленкома, Театра Советской армии, Театра оперетты и других, написанные критиками разных поколений. По верному замечанию театрального критика Геннадия Дёмина, «... он не только убедил влиятельных лиц в необходимости такого издания, но и сам встал во главе авторской команды, сумев привлечь для каждого театра свою компанию влюбленных в него критиков. В результате из нескольких книг получился срез театральной жизни рубежа веков, галерея портретов ее героев».

Борис Михайлович Поюровский обладал удивительным даром писать и говорить о театре, его героях и событиях так, чтобы слушать и читать его было одинаково интересно зрителям, профессионалам и просто читателям. Впрочем, почему этот дар считается удивительным? В нем, словно в зеркале, отражено органическое сочетание личности и профессионализма, щедро приправленное любовью к делу, которому преданно служишь. О многих ли представителях этой профессии можно сегодня так сказать?..

Вспоминается Борис Михайлович и сегодня многими из старших поколений артистов и режиссеров от Москвы до самых до окраин - тепло, с ностальгическим чувством: «были люди в наше время, не то, что нынешнее племя».

Воспоминания - категория нескончаемая, их можно длить и длить, но надо когда-то остановиться. И хочется завершить этот отрезок собственной жизни, неразрывно связанной с теми, кого уже нет; с театром, которого уже тоже нет, словами Геннадия Дёмина, написанными по случаю 75-летия Бориса Михайловича и опубликованными в нашем журнале: «В самом облике Поюровского есть что-то от уютного театрального гнома, диккенсовского сверчка - только не на печи, за кулисами. А когда он в зале, идущая от него доброжелательность, кажется, способна растопить любую скованность артиста. Актеры - существа чуткие, «своих» они узнают безошибочно».

 

Фото из открытых источников в Интернете

Фотогалерея