ИЗБЕРБАШ. Родной язык как высшая ценность

Выпуск №6-266/2024, В России

ИЗБЕРБАШ. Родной язык как высшая ценность

Бессмертие народа - в его языке.

Чингиз Айтматов


Каждые две недели в мире исчезает один язык, унося с собой навсегда культурное наследие какого-то народа (из материалов ЮНЕСКО). Понимая значимость этой проблемы, Россия внимательно и бережно относится к сохранению и пропаганде родных языков в стране и, в частности, в самой многонациональной республике - Дагестане.

Сегодня здесь работают 12 государственных театров, из которых 8 - национальные, на родных языках в Махачкале, Избербаше, Дербенте и Терекли-Мектебе. Это Аварский музыкально-драматический театр им. Г. Цадасы, Дагестанский государственный Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова, Лакский государственный музыкально-драматический театр им. Э. Капиева, Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр им. С. Стальского, Азербайджанский государственный драматический театр, Государственный Ногайский драматический театр, Государственный Табасаранский драматический театр, Даргинский государственный музыкально-драматический театр им. О. Батыра. Практически все они оснащены оборудованием для синхронного перевода, чтобы не владеющие национальным языком зрители могли познакомиться со спектаклем. Но, к сожалению, в Даргинском театре его нет, что огорчает. Именно о спектакле этого театра сегодня и пойдет речь.

Автор пьесы «Сагид», поставленной на сцене Даргинского государственного музыкально-драматического театра им. О. Батыра (Избербаш, Республика Дагестан), народный писатель Дагестана, драматург Касумбек Миграбов создал произведение о жизни и творчестве лингвиста, поэта, прозаика и публициста Сагида Абдуллаева. Этот ученый основал даргинский алфавит и довел до совершенства даргинский литературный язык, взяв за его основу акушинский диалект.

Надо отметить, что режиссер-постановщик спектакля художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ и Республики Дагестан Мустафа Ибрагимов всегда вдумчиво работает над выбранным материалом. Вот и в этой постановке Мустафа Абдиевич не побоялся диалогов героев о значении родного языка, о необходимости его сохранения, наполняя их такой внутренней энергией персонажей, что даже некоторые несколько удлиненные диалоги оказываются весьма динамичными.

Минималистичные декорации, созданные народным художником Республики Дагестан Ибрагимхалилом Супьяновым, предельно функциональны. Деревянные рейки, превращенные в клетку, за которой происходят события 1920-1930-х, а затем и 1940-х годов на фоне портрета Сталина, сразу же погружают зрителя во времена сложные и страшные, а наброшенная на рейки маскировочная сеть создает атмосферу Великой Отечественной войны.

Исполнитель главной роли Абдусамат Алиев проживает со своим героем и боль от ложного обвинения в предательстве родины, и силу духа настоящего воина, прошедшего с боями от Моздока до Берлина, и радость возвращения в родной НИИ, где работал до конца жизни. Как признается сам артист, это была одна из самых сложных ролей в его репертуаре. «Создать на сцене образ Сагида Абдуллаева - личности легендарной для всего даргинского народа и Дагестана в частности - большая гордость и в то же время ответственность, - размышляет Абдусамат Алиев. - Ведь нужно передать на сцене не только неординарный талант и силу ума этого великого ученого, поэта и сына дагестанского народа, но и пропустить через себя его переживания и боль».

К чести Абдусамата Алиева, он прекрасно справился с поставленной перед ним задачей.

В работе над спектаклем был задействован весь коллектив Даргинского государственного музыкально-драматического театра. Народные песнопения, юмористическая сценка с Фрицем и его женой Бертой, разыгранная бойцами во время коротких передышек между боями, замечательный тандем театра и драматурга (это уже третья пьеса Касумбека Миграбова, поставленная здесь) - всё это способствовало тому, что спектакль «Сагид» стал значительным сценическим достижением и творческой удачей.

 

Фото предоставлены театром

Фотогалерея