Мы здесь собеседники и соучастники / "Прозрачное солнце осени" в Московском драматическом театре "Сфера"

Выпуск №6-266/2024, Премьеры Москвы

Мы здесь собеседники и соучастники / "Прозрачное солнце осени" в Московском драматическом театре "Сфера"

Одна из премьер под занавес 2023 года Московского театра «Сфера» - «Прозрачное солнце осени». Спектакль поставлен Александром Коршуновым по рассказам «трех Юриев»: Трифонова, Казакова и Домбровского. Александр Викторович остается верен себе и заложенным Екатериной Еланской традициям, выбирая для очередного диалога со зрителем очень важные темы. А то, что в этом театре зритель всегда становится собеседником и соучастником, подтвердит каждый, кто хоть однажды здесь побывал. Диалог героев и зрителя всегда выстраивается внутренне и продолжается даже тогда, когда мы покидаем зрительный зал.

Знакомство с любым спектаклем начинается с афиши и названия. О чем мы подумаем, когда прочитаем «Прозрачное солнце осени»? О природе и погоде? О каком-то периоде человеческой жизни? О философском подтексте? О том, что это просто красивое словосочетание? И какой бы вариант (а их может быть и больше) не пришел на ум, все равно, посмотрев спектакль, вы обнаружите в нем еще много дополнительных смыслов, символов, акцентов и тем для размышления.

Режиссер-постановщик определил жанр спектакля как «линия жизни в рассказах». И, как в жизни, эта линия получилась ломаной: то взмывающей вверх, то срывающейся в пропасть, то идущей с небольшой амплитудой колебаний или на мгновение замирающей. Но промелькнет это мгновение, и начнется новый отсчет, новый виток, возникнет новая система координат, когда нужно собраться, «сгруппироваться» и... вперед!

Все семь рассказов разные по тематике, но прочно скреплены режиссерским посылом.

Рассказ Ю. Казакова «На полустанке» стал своеобразным зачином всех дальнейших историй. В этом эпизоде, рассказанном Полиной Каленовой (Девушка) и Даниилом Толстых (Парень), стала очевидной «отправная точка»: с чего начнешь свою жизнь, так, возможно, она и сложится. Обманул надежды влюбленной девушки, не оправдал ее ожиданий, не был с ней честен, значит, наверняка этот поступок не один раз «откликнется» в твоей жизни, а ты будешь задаваться вопросами: почему, за что, для чего? А ответ надо бы поискать на том полустанке, когда ты бросил, не щадя: «Не приеду я больше!..» И в последнем рассказе «Прозрачное солнце осени» Ю. Трифонова, когда снова появляется Даниил Толстых, уже в другой роли, Тренера, словно видится логический финал первой истории. Перед нами практически безмолвный человек, по всем внешним признакам - не достигший больших высот, скорее всего, одинокий. И он вполне мог быть именно тем Парнем, который уехал делать спортивную карьеру, и за красивой жизнью от навязчивой любви. Наверное, именно поэтому только герои Даниила Толстых для меня соединились воедино, хотя и другие актеры исполняют в спектакле по несколько ролей.

Не обошел вниманием режиссер и тему творчества, которая звучит в рассказах Ю. Домбровского «Прошлогодний снег» и Ю. Трифонова «Неоконченный холст». В них творчество становится своеобразной лакмусовой бумажкой. Для всех героев оно стало испытанием, которое они не сумели пройти.

То, что в начале объединяет, со временем может стать (и, к сожалению, чаще всего становится) разъединяющим фактором, когда люди оказываются разновеликими, и когда кто-то один забывает, насколько важен был на пути к успеху второй. Иван Мишин в роли знаменитого художника Муранова переживает кризис. Но, к счастью, рядом есть любящая Верочка. В исполнении Елены Маркеловой - легкая, воздушная, неунывающая молодая женщина, забывшая о себе и живущая только любимым и его проблемами. Именно ее совет выводит Муранова из депрессии. Не этого ли хотели все? Да, но если художника выздоровление привело к новому успеху (скорее всего, временному), то для Верочки оно обернулось потерей любимого. И задаешься вопросом: может, поддерживать друг друга тоже нужно в меру? Ответ вряд ли будет однозначным.

И если герои «Неоконченного холста» поняли все практически сразу, то героям «Прошлогоднего снега» понадобилось много лет, чтобы понять: они совершили ошибку и лишили себя возможного счастья. В диалогах Павла Гребенникова (Николай) и Нелли Шмелёвой (Вера) по нарастающей представлена вся гамма эмоций от сожалений и печали до взаимных обвинений. С каждой новой встречей мы узнаем все больше и больше подробностей об их первой встрече, о внезапно вспыхнувшем чувстве, о расставании. По реакциям на реплики, движения, интонации зритель понимает: оба жалеют о том, что не были вместе. Но встретившись, разворошив прошлое и поняв, что это было чуть ли не самое лучшее в их жизни чувство, все равно задаются вопросом: а стоит ли в эту реку зайти снова?

В рассказе «Свечечка» Ю. Казакова звучит длинный и подробный монолог отца, обращенный не только к своему сыну, но к каждому из нас. Автор (он же отец) в подробностях рассказывает про всю свою жизнь: о том, как рос сын, как они проводили время и т.д. При этом совершенно очевидно, что между ними, скорее всего, был конфликт и непонимание уже в сознательном возрасте, поэтому и возник этот монолог.

Дуэт Дмитрия Ячевского (Автор) и Павла Степанова интересен еще и тем, что Павлу Степанову досталась роль без слов. Он - слушатель, не вступающий в диалог. В его арсенале только взгляды, мимика, жесты, позы. А нам, зрителям, нужно понять - верит ли он отцу, меняется ли его отношение, проникается ли он всеми подробностями? При этом Дмитрий Ячевский очень убедителен, искренен, трогателен. И волей-неволей примеряешь какие-то ситуации на себя, прокручиваешь собственные конфликты с родителями и понимаешь, что был в чем-то категоричен, неправ, резок, груб, что-то не досказал, лишний раз не обнял, не сказал нужные слова. А исправить ничего, увы, уже невозможно.

И снова та же навязчивая мысль - мы разучились разговаривать друг с другом, слышать и слушать друг друга, а значит, и понимать. Можно ли изменить такой порядок вещей? Можно. Если быть внимательными не только к себе самим, но и к тем, кто нам дорог.

«Голубиная гибель» Ю. Трифонова - один из самых больших эпизодов, в котором центральные роли исполнили Вячеслав Кузнецов (Сергей Иванович) и Людмила Корюшкина (Клавдия Никифоровна). Трогательная пожилая семейная пара, у которой радость в жизни - соседская девчушка (Василиса Кузнецова), что заглянет в их комнату, да голубь, прилетевший на их подоконник. Но оказалось, что такое простое счастье может кого-то раздражать и кому-то мешать. В итоге скворечник разобрали, но голубь все равно прилетал, чем и тревожил главных героев, и радовал.

Через этот рассказ красной нитью проходит тема умения радоваться мелочам, ценить добрососедство и находить общий язык с теми, кто волею судьбы с вами рядом.

Из советской эпохи авторы спектакля переносят нас в век XIX, где мы оказываемся свидетелями истории ареста Грибоедова по подозрению в принадлежности к декабристам в рассказе Ю. Домбровского «Арест». Этот эпизод о выборе, чести и порядочности. По тематике он как бы ложится в общую канву. Но озадачили временные рамки, поскольку все остальные эпизоды из времени советского. Здесь режиссер загадал загадку, ответ на которую мне пока найти не удалось...

Завершается сценическое повествование рассказом, который дал название всему спектаклю, «Прозрачное солнце осени» Ю. Трифонова. Встреча двух давних друзей, один из которых стал спортивным функционером, а другой тренирует мальчишек в сибирской глуши, ярко показывает, по каким разным траекториям могут пойти жизни, начинаясь, в общем-то, из одной точки. Это все та же ломаная линия судьбы. Антон Алипов в роли Величкина - бравурный, хвастливый, все время старается подчеркнуть свою успешность и свои достижения перед давним другом. Олег Алексеенко (Галецкий) - человек, не избалованный карьерой. Да, он остался в родных местах, по заграницам не ездит, мира не видит, но ему достаточно того мира, в котором он живет. При этом ему тоже есть, чем похвалиться. Тем, что рядом есть любимая женщина, есть воспитанники, в которых он вкладывает душу, есть вера в дело, которым он честно занимается, благодарные ученики, которые ценят своего учителя. А не это ли самое важное в жизни - знать, что ты в ком-то «прорастешь». И в том, что каждый из главных героев считает другого неудачником, кроется очень глубокий смысл и посыл нам, зрителям. А кто в нашем понимании есть неудачник, а кто... удачник? И кем каждый считает самого себя?

Есть еще одна очень важная составляющая спектакля - художественное оформление Ольги Коршуновой. Оригинальное и атмосферное пространство по кругу обрамлено живописными полотнами советской эпохи и хроникой минувших лет. При этом сама сцена являет свободное пространство, заполненное чувствами и эмоциями. Отличительной чертой этого театра можно назвать «сферовский минимализм», в котором актерам свободно и легко дышится.

Так о чем же спектакль? О жизни во всех ее проявлениях: во взаимности чувств и невзаимности, о любви и нелюбви, о терпимости, о прощении и непрощении, о том, как по-разному можно воспринимать одни и те же события.

Театр как искусство сегодня у многих вызывает очень противоречивые чувства. И современные режиссеры просто массово дают повод считать, что «что-то пошло не так». Мы, зрители, все чаще разочаровываемся и содержанием, и новыми формами, о необходимости поиска которых говорил Константин Треплев. Но есть, к счастью, театры-островки, где удается сохранить одно из предназначений театра: быть кафедрой, «с которой можно сказать миру много добра», по словам Н.В. Гоголя и, как говорил К.С. Станиславский, «отражать жизнь». Театру «Сфера» это удается. Поэтому сами сюда приходим и своих близких приводим. И они влюбляются, как и мы, в этот театр.

 

Фото Юлии ЛАСКОРУНСКОЙ

Фотогалерея