На светлой стороне / Вероника Белковская (Екатеринбург)

Выпуск №6-266/2024, Лица

На светлой стороне / Вероника Белковская (Екатеринбург)

Свой 80-летний юбилей народная артистка РФ Вероника Мечиславовна Белковская отмечает на сцене. Молодые смеющиеся глаза. Улыбка. Приветливое слово. Наверное, ей знаком секрет вечной молодости. Говорят, что у актеров вообще жизней больше, чем у кошки - за свою карьеру они проживают их несколько десятков. За плечами Вероники Белковской ролей, только на сцене Свердловского государственного академического театра драмы, более 70.

Сама же она о себе говорит так:

- А я всегда на позитиве и на мажоре. Меня один человек этому научил. Звали его Алексей Константинович, он работал в команде Ельцина. Мы частенько встречались во время моих прогулок с пуделем Чарликом в парке Энгельса. Алексея Константиновича все знали и постоянно с чем-нибудь обращались. Так вот, если кто-то жаловался и нудил про свою жизнь, он пожимал этому человеку руку, приветливо говорил: «Всего доброго, до свидания!» и быстро дистанцировался. Это очень правильно! Не нужно брать на себя чужой негатив, что-то объяснять, кого-то перевоспитывать. Каждый живет так, как он считает нужным. Главное, самому оставаться на светлой стороне.

 

«В своей жизни я встречала много хороших людей»

За плечами у Вероники Мечиславовны жизнь удивительная, богатая на события и встречи с замечательными людьми. Огромная актерская биография. Начать с того, что в Куйбышевской театральной студии, куда поступила в 15 лет по настоянию мамы, она училась вместе с будущим своим коллегой по Свердловской драме Валентином Ворониным, а другой ее однокурсник, Вениамин Смехов, впоследствии стал известным артистом театра и кино.

Из родного Куйбышева ее увез первый муж, харизматичный красавец Николай Гаевский. С ним исколесила всю Россию, за 14 лет успев поработать в театрах Владивостока и Хабаровска, Ярославля и Горького (ныне Нижний Новгород). Гаевский нигде долго не задерживался, заявляя: «Мы здесь уже побывали, поехали дальше». Поначалу молодой актрисе это даже нравилось: смена впечатлений, новые знакомства, роли, режиссеры. Большой удачей, например, было поработать в Ярославле (ныне Российский государственный академический театр драмы им. Ф. Волкова) с замечательным режиссером и педагогом Фирсом Ефимовичем Шишигиным.

Ярко запечатлелось в памяти, как стоя на самой высокой сопке, вглядывалась в синь Охотского моря в надежде «разглядеть» недалекий берег Японии. А однажды, прогуливаясь с мужем по улицам Хабаровска, неожиданно встретили самого Титова! Германа Степановича! Космонавта. Сначала даже глазам своим не поверили: «Он или не он?» Окликнули. Да, он. Поговорили, оказался очень интересным человеком, совсем не звездным.

И только в 1977 году, переехав в Свердловск, была настолько очарована городом, что твердо решила остановиться и сказала веское: «Хватит! Остаюсь здесь». И осталась. Навсегда.

- Началась новая жизнь, я вновь вышла замуж, родилась дочь. Ни на секунду не жалею о том, что осталась, потому что сразу попала к хорошему режиссеру Александру Львовичу Соколову, работала со многими прекрасными актерами. Мы учились у них всему: и как они работали, и как репетировали, и как вели себя по жизни - это всё дорогого стоит.

Сейчас Вероника Мечиславовна уже не может вспомнить все свои роли, названия спектаклей, обстоятельства их создания и проката: «Я с 15 лет на сцене, разве всё упомнишь?..» Зато безошибочно и не задумываясь, называет имена партнеров по сцене. Память хранит их цепко и бережно: «Вера Михайловна Шарова, Валера Писарев, Игореша Локотанов, Григорий Ефимович Гецов, Юрий Васильев, Валера Величко, Владимир Павлович Кадочников, Леша Петров, Слава Мелехов...»

- С Галочкой Умпелевой мы были в очень добрых отношениях, - вспоминает актриса. - Вместе работали у Занусси, были в Париже. Недавно мне прислали статью из Питера, в ней Таня Малягина (она уже давно из нашего театра уехала) говорит про меня и Галю. Мне было очень приятно, что меня в тандеме с ней помнят. Галина Николаевна Умпелева была блистательной актрисой.

А ролей действительно оказалось много, по две-три премьеры в год. Вероника Белковская, живая, обаятельная, острохарактерная, с отменным чувством юмора, начиная с первой премьеры, где сыграла Сону в «Хануме», была постоянно занята в репертуаре. Роли большие, интересные, разноплановые: Габи в спектакле «Восемь любящих женщин» Робера Тома, Люся в «Последнем сроке» Валентина Распутина, Молли Рэлстон в «Мышеловке» Агаты Кристи, Домна Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова» А.Н. Островского. Когда Виктор Розов в 1987 году посмотрел 309-й (!) показ спектакля «Гнездо глухаря», где Белковская играла Юлию, оставил такой отзыв: «Удивительно! Столько лет прошло, давно мог «Глухарь» мирно почить, но вчера я смотрел спектакль, и впечатление такое, будто был на премьере. Отлично!»

На два года раньше любимого многими поколениями фильма Владимира Меньшова «Любовь и голуби» эту пьесу поставили в Свердловской драме. Вероника Белковская сыграла в ней разлучницу Раису Захаровну и, судя по заметке в газете «Вечерний Свердловск», образ этот побуждал к сочувствию не меньше «пострадавшей» в любовном треугольнике Надежды Кузякиной: «Героиня В. Белковской находится как бы по другую сторону от остальных героев. Немолодая, одинокая женщина, которой вдруг улыбнулось счастье, она порой смешна со своими книжными фразами, театральными интонациями и аффектированными поступками. Мир, в котором она живет, придуман ею. Ее очень жаль, и хочется, чтобы она тоже была счастлива - но, конечно, не за счет других. Работу В. Белковской отмечает человечность. Открывая, казалось бы, заурядную пьесу своим «ключом», театр высвечивает в ней лучшее. И «забавная история», как назвал свое первое произведение В. Гуркин, перестает быть просто забавной. Она становится мудрой и лукавой, ироничной и поучительной».

 

«Колю считаю родным человеком»

Человечность Вероники Белковской, ее женское обаяние, полное отсутствие страха показаться смешной и умение вызывать сопереживание точно попали в основной типаж героинь пьес тогда уже состоявшегося драматурга и начинающего режиссера Николая Коляды, чей бунтарский гений яркой вспышкой взорвал лихие 90-е. Сама актриса об этом никогда не задумывалась: «Если я его чем-то привлекла, значит, во мне что-то такое было, что ему показалось интересным».

Она сыграла во всех восьми спектаклях Коляды, поставленных в Свердловской драме: «Полонез Огинского», «Канотье», «Куриная слепота», «Корабль дураков», «Уйди-уйди», «Русская народная почта», «Ромео и Джульетта», «Персидская сирень». Галина Волчек, с которой актриса познакомилась благодаря многочисленным гастролям театра в «Современнике», называла ее «свердловской Дорошиной». Об этом периоде своей актерской биографии Вероника Белковская вспоминает с огромной благодарностью:

- С эстетикой Николая Коляды кто-то может не соглашаться, но то, что он масштабен, талантлив - безусловно. В 1990-х Николай Владимирович, Коля (бесконечно уважаю и люблю его) предложил ряд работ, которые настолько укрепили меня профессионально, что без ложной скромности могу сказать: «Я выросла актерски». В его спектаклях я чувствовала: вышла на другой уровень. Поэтому Колю считаю родным человеком».

Пресса тех лет пестрела лестными отзывами о восходящей звезде новой уральской драматургии и спектаклях Свердловского театра драмы. Немало их приходилось и на долю героини нашего рассказа: «Еще недавно казалось немыслимым, что она так сыграет любовь, как сумела в «Куриной слепоте». Перед нами возникла трагическая, страшная история талантливого художника, так и не сумевшего найти личного, человеческого счастья. При этом сила самоотдачи была такая, что, казалось, она каждый раз сжигает что-то внутри себя... Страстно и драматично актриса рассказывала о жизни, которая нас окружает, - часто горькой, унылой, но нашей, а потому родной».

Да и сам Николай Коляда по прошествии многих лет вспоминает о своей актрисе с огромной благодарностью и теплотой: «Вероника Белковская - одна из самых блистательных актрис, с какими мне пришлось работать. Живу я давно и много видел, но такого профессионализма, такой самоотдачи, такого уважения к партнерам, такого уважения к тексту драматурга я в театре даже и не могу припомнить, правду сказать. Удивительная актриса. А сколько в ней юмора, как заразительно она может хохотать на репетиции! Она меня научила многому. Сказала однажды фразу, которую я теперь повторяю на каждой репетиции: «Коля, театр это: видно, слышно, понятно».

В 2001 году Николай Коляда основал собственный «Коляда-театр». Вероника Белковская осталась на родной сцене. Почему? На этот вопрос она отвечает просто: «С годами меняется отношение к жизни. Я не ушла за ним, во-первых, потому, что не хотела терять масштабность в работе, которая у меня была в этом театре. Была и еще, слава богу, есть. А во-вторых, у Коли все же театр такой, что там нужно быть в зависимости. А я не люблю быть в зависимости».


«Не могу играть, не пропуская через свое сердце...»

XXI век принес в жизнь Вероники Белковской новые спектакли и роли, российские и международные гастроли, новые имена, города, фестивали. Поклонники узнавали ее на улицах, новых впечатлений был полон каждый день, а награды то и дело «находили своего героя». Звание «Заслуженный артист РФ», присвоенное в 1996 году, уже в 2005 выросло до «Народного артиста РФ». Одна за другой следовали премии родного СТД, губернатора Свердловской области, стипендия Веры Шатровой, знаки отличия «За заслуги перед Свердловской областью». Она по-прежнему была востребована и любима публикой. Режиссеры, в том числе и очень известные, уважаемые, расхватывали ее в свои спектакли. В 2003-м Вероника Белковская сыграла Эмму в постановке Дмитрия Астрахана «Репортаж из Тараскона», в 2004-м - Летицию в «Августовских китах» Бориса Цейтлина, в 2008-м Анатолий Праудин задействовал ее в своем спектакле «Золотой теленок» в роли Люции Франциевны Пферд. С кем бы ни довелось работать, режиссеры всегда ценили в ней заразительность и самоотдачу, абсолютное погружение в образ, чувство юмора и железную дисциплинированность, готовность к каждой репетиции.

Заслуженный артист России Борис Горнштейн: «Вероника Белковская - замечательная актриса, яркая, необыкновенная. Всегда поражающая, парадоксальная, заряжающая радостью, любовью, весельем. Все ее роли полны тепла и доброты, потому что она сама по себе очень теплый и добрый человек. Это она приносит в свои роли. Прежде всего она характерная комедийная актриса, и зритель за это ей особенно благодарен. На ее спектаклях смех в зрительном зале всегда искренний, лучистый, солнечный - замечательный. Зритель с благодарностью ей аплодирует и уходит домой с желанием жить и продолжать преодолевать трудности, потому что заряжается от нее теплом и солнечной энергией».

Сама же она вспоминает о своей театральной жизни со множеством удивительных, смешных, а порой и невероятных подробностей. Например, как на репетициях в Польше, в загородном доме режиссера Кшиштофа Занусси, где в 2011 году создавался спектакль «Король умирает», присутствовали восемь гигантских лабрадоров. Уютно развалясь в креслах, они наблюдали за происходящим. Смеясь, рассказывает, как было «не холодно» играть в полушубках и валенках в жарком Пакистане при бурной реакции местной публики, радостным улюлюканьем встречавшей ее песню «По Дону гуляет». Весело смеясь, повествует, с каким ужасом искала дорогу до своей гостиницы в Израиле, заблудившись в кривых улочках Тель-Авива и ни слова не зная ни на одном языке, кроме русского; как театр выбросил все свои деревенские декорации в этих жарких странах, потому что из-за таможенных наценок дешевле было купить новые, чем везти старые в Россию. А однажды ей принес извинения сам Андрей Миронов! Это было во время гастролей в Сочи, в ресторане. Знаменитый артист куда-то очень спешил и бежал так, что чуть не сшиб ее с ног. «Он потом очень долго извинялся и сокрушался, - рассказывает она - А я стояла и думала: «Боже, кто ты и кто я...» Какой воспитанный был человек!»

Она и сейчас, несмотря на свой возраст, все такая же - всегда «на позитиве и «на мажоре». Конечно, теперь меньше занята в репертуаре, чем в прежние годы, но в каждом из четырех спектаклей нынешнего репертуара не заметить и не запомнить Веронику Белковскую, даже в самой маленькой роли - просто невозможно. Про ее «убойную» няню Прасковью Ивановну в спектакле Григория Лифанова «Мастер и Маргарита» ходят легенды, хотя в этом спектакле у нее всего несколько небольших больничных сцен во втором отделении. Актриса будто даже и не играет ничего. Она всего лишь по-матерински уютно поет колыбельную, которая способна усмирить бушующие здесь страсти. Зал при этом умирает от хохота! Уже более 12 лет на спектакль не достать билетов, и в этом, в числе прочего, огромная заслуга актрисы.

Через много лет, как отзвук молодости, в ее орбиту вновь вошла вечно юная беспечная «Ханума». Только на этот раз, в новой постановке Александра Исакова, Вероника Белковская сыграла уже тетушку Текле. «Это было похоже на встречу со старым знакомым, - рассказывала она. - Ты изменился, а он в твоей памяти остался прежним». На самом деле «возвращение» в дебютный спектакль могло произойти на много лет раньше. Еще в 2000-е на роль самой Ханумы Белковскую рассматривал главный режиссер Свердловского театра драмы Владимир Рубанов, но планам этим не суждено было осуществиться.

Говоря о сегодняшнем репертуаре актрисы, нельзя обойти вниманием ее Капу Гущину в спектакле «Вдовий пароход». В Свердловской драме его играют уже 14 лет: «Многомерный характер воплощает Вероника Белковская. Капа - ночной сторож и признанный диктатор коммунального царства. Чего только не намешано в этой истинно русской бабе: хитрости, плутовства, умения постоять за себя, но она добра и, если кому-то плохо, отдаст последнее».

Свой 80-летний юбилей народная артистка РФ Вероника Белковская встречает на родной сцене Свердловского театра драмы - в роли, которая стала украшением и, можно сказать, венцом всей актерской карьеры. Судьба ее героини, Хелены Рубинштейн, светской львицы и законодательницы мод, в чем-то схожа с судьбой самой актрисы. У той и другой жизнь вовсе не была усыпана розами, но способность любить и прощать, чувство юмора и поистине трогательная, почти детская беззащитность открытой души свойственны им обеим.

- Я сейчас играю мадам Рубинштейн. И с большим удовольствием. Это для меня в какой-то степени финальная роль. Раньше я ничего не знала об этой женщине, и вдруг мне рассказали, что ее крем у нас в «Золотом яблоке» стоит 18 000 рублей коробочка. Ну что же, это делает ей честь! Она сумела создать такой крем, который может столько стоить. И ведь кто-то его покупает! Верю, что мы все под Богом ходим, и все, что с нами происходит - это не мы делаем. Мы все рождаемся с судьбой, программой. Видно, если я продолжаю работать, значит так положено, дали такую программу: «Иди и работай, пока ноги носят».

 

«Да здравствует Театр!»

Циклична жизнь. Когда-то она училась у великих старших коллег, а теперь молодые артисты Свердловской драмы учатся у нее всему: и как она работает, и как репетирует, и как ведет себя в жизни. Артист Ильдар Гарифуллин: «Когда мы с ней встречаемся в театре, я к ней подсаживаюсь, и мы болтаем. О чем-нибудь: о здоровье, делах, погоде... У меня может не быть к ней никакого дела, а почему-то просто приятно вот так посидеть с ней и поговорить. За Вероникой Мечиславовной стоит целая эпоха. Мне посчастливилось в свое время поработать с Валентином Ворониным, поближе с ним познакомиться, когда работали над спектаклем «Способный ученик» и еще в Камерном театре, в спектакле «Где тонко, там и рвется». Были у нас прекрасные артисты Валерий Величко и Галина Умпелева. Общение с такими актерами, с такими людьми, как Вероника Белковская, и вообще с актерами той старой школы - дорогого стоит...»

Сама она, следуя собственным принципам, и не думает никого ничему учить. Ее жизнь была настолько объемна, что можно только представить, какими бы интересными могли получиться мемуары, но писать их Вероника Белковская, к сожалению, не собирается.

- Помню, как закладывался первый кирпич нового здания театра, как присутствовал при этом Борис Николаевич Ельцин. Мы все там участвовали, танцевали из спектакля «Аленький цветочек», хороводы водили, пели. Сейчас я смотрю на это здание и думаю: «Всё не зря». И тот первый камешек, и наши танцы. Мы, можно сказать, создали этот театр. Слава богу, честь ему и хвала! И многие ему лета!

Сейчас она просто живет, получая удовольствие от своей профессии, встреч с коллегами, признания публики. С радостью и волнением следит за успехами дочери Ники Брагиной, которая, освоив профессию художника по костюмам, успешно сотрудничает с различными театрами страны. Порой грустит о прошлом и от собственного несовпадения с нынешней эпохой, с ее изменившимися нравственными устоями и новым укладом жизни.

- Я стала задумываться о том, что все мы смертны. Это ни к чему, конечно, но мысли приходят. Помню, мама говорила мне фразу, которую я уяснила на всю жизнь: «У гроба карманов нет». К сожалению, не все это понимают. Вот была у меня соседка, Любовь Яковлевна, умная женщина, математик. Так она всегда очень радовалась, если находила банк, куда можно положить деньги под большие проценты. А что в итоге? Нашли ее однажды на кухне мертвую... и кому пошли эти ее проценты? С собой туда ничего не возьмешь. Надо жить здесь, сегодня и сейчас. Жизнь вообще устроена по закону бумеранга: что посылаешь, то и вернется. Я стараюсь посылать добро и надеюсь, что жизнь от этого становится чуточку лучше.  

Фотогалерея